ФИО автора материала. Белых Олеся Валерьевна
Место работы: МБОУ «Верхнедеревенская СОШ» Льговского района Курской области
Должность: учитель математики
Функция y = k/x и её график
Цели урока:
Образовательные: сформулировать определение обратной пропорциональности, ее области определения; научить строить график функции y= k/x опираясь на свойства функции; сформировать чёткое представление о различиях свойств и расположения графика функции при различных значениях k; научить находить значение функции и аргумента по формуле У= k/x.
Развивающие: совершенствовать умения логически мыслить и выражать свои мысли вслух; стимулировать познавательную деятельность учащихся постановкой проблемного задания, оценкой и поощрением; способствовать развитию находчивости, сообразительности.
Воспитательные: воспитывать у учащихся стремление к совершенствованию своих знаний; воспитывать интерес к предмету.
ХОД УРОКА
1. оргмомент
2. Устный счет
1 – 0,7. 5: 15. 10
0,75 – 0,7. 20– 0,2: 0,4
3. Актуализация опорных знаний.
На уроках мы с Вами говорили о том, что весь реальный мир состоит из множества тел. Эти тела в любой момент времени взаимодействуют друг с другом на различных уровнях: химическом, физическом, информационном и т.д.(демонстрируется слайд5) Например, на уроках физики Вы изучаете “зависимость силы тока от сопротивления”, “зависимость давления газа от объема”; из жизни мы знаем о “ зависимости радиуса колеса и число совершаемых им оборотов на определенном отрезке пути” и с этой зависимостью мы встречаемся на уроках математики и т.д. Умение анализировать эти взаимодействия или зависимости сделает Вас успешными в своей деятельности!
Пропорциональность - такая зависимость между величинами, при которой увеличение одной из них влечет за собой изменение во столько же раз другой величины.
что называется функцией?
Область определения функции?
3. сообщение темы и целей
Как называются следующие функции, заданные формулами:y=x2 , y=x3, ,y=kx+b, y=k/x?
- Почему это задание вызвало затруднение? (Незнакомы с данной функцией).
- Какова цель урока?
4. Изучение нового материала.
Итак, сегодня мы изучаем функцию у =k/x .
- Работа в группах по алгоритму:
Заполнить таблицу значений x и y для предложенной функции (каждой группе индивидуальное задание: y=12/x, y= -12/x,).
По данным в таблице координатам (x;y) построить на координатной плоскости соответствующие точки.
Ответить на вопросы:
- какова область определения заданной функции? (x не равно 0);- принадлежит ли точка (0;0) графику функции? (Не принадлежит);- пересекает ли график функции оси OY и OX? (Не пересекает).- соединить точки и получить график целиком;- подготовить отчет о проделанной работе.
- Сравните полученные графики (они симметричны относительно начала координат).
- Как зависит расположение графика от знака коэффициента k? (Если k>0, то график расположен в I и III координатных углах, а если k<0, то во II и IV.)
- Как зависит расположение графика от значения коэффициента k? (Чем больше k по абсолютной величине, тем выше над началом координат располагается одна ветвь графика и тем ниже – другая.)
Обратной пропорциональностью называется функция, которую можно задавать формулой вида у=k/x.
где у – зависимая переменная, х – независимая переменная, k – не равное нулю число.
- Областью определения функции является множество всех чисел, отличных от нуля.
- Областью значений функции является множество всех чисел, отличных от нуля.
Скажите, вы встречали где-нибудь это слово раньше? (Да, в русском языке: гипербола – слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа, например “…я сказал тебе сто раз…
Закрепление изученного
Укажите какие из функций являются обратной пропорциональностью? Сл
№181
Повторение изученногоВ одной и той же стране имена людей могут быть самыми разными. Однако в некоторых странах есть такие имена, которые являются типичными. В России, например, таким именем является Иван. Выполните действия с дробями. Используя найденные ответы и данные таблицы, узнайте, какие имена являются типичными в других странах.
Германия:
Италия
Итог урока. Оценивание
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Д\з п.8, №180, 182, 184