Захарова Е. А.
Конспект-сценарий урока
Тема: Решение квадратных уравнений (частные случаи).
Цель:
- деятельностная: формирование у обучающихся способности к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода саморефлексивной самоорганизации;
- образовательная: знакомство с различными способами решения квадратных уравнений, формирование умений применять новые способы в процессе решения.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развитиесамостоятельности и личной ответственности;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать объекты и математические модели;
- развитие умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- развитие умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие логического и алгоритмического мышления;
- развитие умения действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
- знакомство с новыми способами рещения квадратных уравнений;
- развитие умения работать с таблицами;
- развитие умения выбирать рациональный способ решения учебной задачи.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер учителя, магнитная доска, магниты, маркеры, раздаточный материал (карточка1, карточка 2), лист самооценки.
Технологическая карта урока
№
п/п
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
1.Мотивационно – ориентировочный блок
1.1
Этап актуали-зации
Инструктаж по работе с листом самооценки.
Фронтальный опрос:
1.Определение квадратного уравнения.
2. Для чего мы должны знать, как решить квадратное уравнение?
3. Способы решения квадратного уравнения.
4. Предлагается решить три квадратных уравнения любым способом за 3 минуты.
а) х2-х-6=0;
б) 2х2+3х=0;
в) 25х2+626х+25=0
1.Уравнение вида ax2+bx+c=0
(слайд 1)
2.Приводят примеры реальных процессов, которые могут быть описаны с помощью данной математической модели.
3. Перечисляют способы: по формуле корней, выделением квадрата двучлена, по теореме Виета, графический и т.д.(слайд 2)
4. Решают уравнения (Слайд 3).
Дают оценку своей деятельности.
Обще-учебные: структурирование знаний;
-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Логические:
-рассуждение.
Предметные:
-действия по алгоритмам решения квадратных уравнений.
1.2
Этап пробле-матиза-ции
1.Время вышло. Все справились?
2.В чём возникли затруднения?
3.Сформулируйте проблему.
1. Не успели решить последнее уравнение.
2. Большие коэффициенты, долго считать и т. д.
3. Ни один из известных способов не удобен для решения последнего уравнения.
Познавательные:
формулирова-ние проблемы
1.3
Этап целепо-лагания
1. Цель урока?
1. Найти новые способы решения квадратных уравнений, определить, к каким видам квадратных уравнений их можно применить (слайд 4).
Регулятив-ные:
целеполагание
Обще-учебные:
-формулиро-вание познавательной цели
2. Организационно – деятельностный блок
2.1
Этап модели-рования
1. Каждой группе предлагается решить несколько уравнений, составленных по определённому принципу и заполнить таблицу (карточка 1).
(Оказывает консультативную помощь в случае возникновения затруднений).
1. Выполняют задание, контролируют правильность выполнения всеми участниками группы, осуществляя само- и взаимопроверку. Заполняют таблицу, сравнивая результаты.
Дают оценку своей деятельности.
Регулятив-ные:
-контроль,
-коррекция,
-оценка.
Обще-учебные:
-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуника-тивные:
-планирование учебногосотрудничест-ва,
-управление поведением партнёра.
Предметные:
-действия по алгоритмам решения квадратных уравнений,
работа с таблицами.
2.2
Этап конструирования
1. Проанализируйте полученные результаты и постарайтесь выдвинуть гипотезу о том, как связаны корни уравнения с коэффициентами.
(Оказывает консультативную помощь в случае возникновения затруднений).
2. Заполните карточку 2.
1. Анализируют, обсуждают, выдвигают различные гипотезы.
2. Заполняют карточку, составляя фрагмент алгоритма решения частных случаев квадратного уравнения.
Логические:
-анализ,
классифика-ция,
-установление причинно-следственных связей,
-рассуждение,
-выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
-умение выражать свои мысли.
Обще-учебные:
-знаково-символические действия.
Регулятив-ные:
алгоритмиза-ция действий.
Предметные:
вывод формулы, отражающей связь коэффициентов уравнения и его корней
2.3
Этап презен-тации
образо-ватель-ных продуктов
1.Расскажите о своём открытии классу и покажите на конкретном примере, как применяется свойство (составить и решить одно уравнения на доске).
1. Учащиеся (1или 2 представителя от группы) по очереди выходят к доске, прикрепляют магнитом карточку 2 к доске и на примере показывают работу установленного алгоритма (слайды 5-8).
2. Делают записи в рабочей тетради.
Обще-учебные:
-построение речевого высказывания.
Познавательные:
-рефлексия способов и условий действия.
Коммуника-тивные:
-умение выражать свои мысли.
3. Рефлексивно – оценочный блок
Рефлек-сия деятель-ности
1. Вернёмся к уравнению, решение которого вызвало затруднение в начале урока. Можете решить его сейчас?
2. Вспомните, какую цель мы ставили. Достигнута ли эта цель?
3. Подумайте, какое место займут найденные способы в выборе алгоритма решения квадратного уравнения.
4. Оцените свою деятельность на уроке ( лист самооценки).
5. Домашнее задание
№ 530, тренажёр 8/36
(см.приложение)
1. Решают уравнение устно (слайд 9)
2. Да, познакомились с новыми способами решения квадратных уравнений.
3. Предлагают свои варианты.
4. Самооценка результатов деятельности.
Общеучебные:
-рефлексия способов и условий действия
Логические:
- анализ.
Личностные:
самопознание,
смыслообра-зование.
Предметные:
-выбор алгоритма и выполнение действий по нему.