Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Кейзесская средняя общеобразовательная школа»
Седельниковского муниципального района Омской области
Конспект урока по алгебре в 9 классе«Решение задач с помощью уравнений»
подготовила
учитель математики и информатики
Брецкая Наталья Алексеевна
с. Кейзес
2012
Цели:
Продолжить формирование фактических знаний и умений решать задачи с помощью уравнений.
Развитие наглядно-образного мышления, практических и трудовых умений, навыков учебного труда.
Привитие навыков коллективного труда, сотрудничества, общения.
I. Организационный момент. Мобильное начало: Прозвенел уже звонок –
Значит начался урок.
Сели все за парты дружно –
Нам теперь работать нужно.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок.
II. Этап целеполагания. На предыдущих уроках вы решали целые и дробные уравнения. На сегодняшнем уроке мы попытаемся применить полученные знания к решению задач. Тема нашего урока «Решение задач с помощью уравнений» (слайд 1).
У вас на столах стикеры, на которых запишите ваши ожидания от сегодняшнего урока. Стикеры собираются, сортируются, озвучиваются. В это время учащиеся записывают: число, классная работа, тема.
Подводится итог всем ожиданиям.
Для успешности нам необходимо вспомнить некоторые моменты.
III. Этап актуализации знаний. Устная работа (фронтальная). Ответить на вопросы:
Как определяется скорость движения по течению? (слайд 2):
Как определяется скорость движения против течения?
Как найти время, если известны путь и скорость? (слайд 3)
Катер прошёл по озеру 10 км за 0,5 ч. Какова скорость катера?
Катер прошёл по озеру км, двигаясь со скоростью 15 км/ч. За какое время катер прошёл км? (слайд 4)
Катер двигался по озеру со скоростью 18 км/ч. С какой скоростью двигался бы он против течения реки, скорость которой 3 км/ч?
IV. Изучение нового материала. Можно ли также легко решить следующую задачу: Велосипедист проехал 4 км по участку шоссе, на котором шёл ремонт, и 6 км – по уже отремонтированному участку. Его скорость на первом участке была на 4 км/ч меньше, чем на втором. На весь путь у него ушёл 1 ч. С какой скоростью ехал велосипедист на каждом участке? (Ответы учащихся).
Анализ задачи (заполняется таблица, на экране слайд 5).
Какой процесс рассматривается в задаче?
движение
Какие объекты участвуют в движении?
велосипедист
Какие величины рассматриваются?
скорость, время, расстояние
Сколько ситуаций описано в задаче?
2
Какова первая ситуация?
на первом участке
Какова вторая ситуация?
на втором участке
Укажите величину, которую необходимо найти?
скорости движения на первом участке и на втором
Что же требуется, чтобы изложить рассмотренные ситуации на математическом языке? (Нужно составить уравнение, а для этого как-то обозначить неизвестную величину. Обозначим через – скорость движения на втором участке).
Я предлагаю вам один из способов составления уравнения по условию задачи с помощью таблицы.
1. Заполняем таблицу (слайд 6):
V, км/ч
t, ч
S, км
1 ситуация
2 ситуация
2. Составляем уравнение (слайд 7):
3. Решаем уравнение у доски (сильный ученик).
4. Анализ записи ответа (фронтально).
Попытайтесь выделить основные этапы решения задач с помощью уравнений (слайд 8):
Составление уравнения.
Решение полученного уравнения.
Выбор верного ответа. ( 12 – является, 2 – не является, т.к. не удовлетворяет условию задачи).
V. Первичное закрепление (работа в парах).
Перед учащимися на столе инструкция по работе в парах.
Поработаем в парах. Выполним задачи из учебника стр. 144: № 401(а) вариант 1, № 402(а) – вариант 2. Решаем задачу, лишь составив уравнение. Самопроверка через слайд 9 поднятием руки.
VI. Самостоятельная работа. На карточках. Самопроверка через слайд 10 поднятием руки.
VII. Домашнее задание: п.3.4, № 401(а) и № 402(а) – дорешать по вариантам.
VIII. Подведение итогов. Сбылись ли ваши ожидания?
Литература
Беспалько В. П. "Слагаемые пед. технологии" М. Педагогика, 1989.
Волкова Р.В., Григоричева Г.В. "Технология учебных циклов"//Математика в школе 2008 г. - № 1 - с. 9-14.
Волович М.Б. "Не мучить, а учить" - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992г.
Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. «Математика: алгебра. Функции. Анализ данных: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений» - М.: Просвещение, 2010 г.
Левитас Г.Г. "Технология учебных циклов" - М.: Илекса, 2002г.
Левитас Г.Г. "Технология учебных циклов" //Ж-л «Завуч», №2, 2002г.
Левитас Г.Г. "Технология учебных циклов, или как улучшить классно-урочную систему обучения" – М.:АРКТИ, 2006 г.
Монахов В. Н. "Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса" Учительская газета, 1999.
Селевко Г. К. "Современные образовательные технологии: учебное пособие для педвузов и ИПКРО" М. Народное образование, 1998.
Технология разноуровневого обучения учащихся основной школы.