Конспект урока алгебры в 9 классе «Решение задач с помощью уравнений»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кейзесская средняя общеобразовательная школа»

Седельниковского муниципального района Омской области

Конспект урока по алгебре в 9 классе«Решение задач с помощью уравнений»

подготовила

учитель математики и информатики

Брецкая Наталья Алексеевна

с. Кейзес

2012

Цели:

  1. Продолжить формирование фактических знаний и умений решать задачи с помощью уравнений.

  2. Развитие наглядно-образного мышления, практических и трудовых умений, навыков учебного труда.

  3. Привитие навыков коллективного труда, сотрудничества, общения.

I. Организационный момент. Мобильное начало: Прозвенел уже звонок –

Значит начался урок.

Сели все за парты дружно –

Нам теперь работать нужно.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок.

II. Этап целеполагания. На предыдущих уроках вы решали целые и дробные уравнения. На сегодняшнем уроке мы попытаемся применить полученные знания к решению задач. Тема нашего урока «Решение задач с помощью уравнений» (слайд 1).

У вас на столах стикеры, на которых запишите ваши ожидания от сегодняшнего урока. Стикеры собираются, сортируются, озвучиваются. В это время учащиеся записывают: число, классная работа, тема.

Подводится итог всем ожиданиям.

Для успешности нам необходимо вспомнить некоторые моменты.

III. Этап актуализации знаний. Устная работа (фронтальная). Ответить на вопросы:

  1. Как определяется скорость движения по течению? (слайд 2):

  2. Как определяется скорость движения против течения?

  3. Как найти время, если известны путь и скорость? (слайд 3)

  4. Катер прошёл по озеру 10 км за 0,5 ч. Какова скорость катера?

  5. Катер прошёл по озеру км, двигаясь со скоростью 15 км/ч. За какое время катер прошёл км? (слайд 4)

  6. Катер двигался по озеру со скоростью 18 км/ч. С какой скоростью двигался бы он против течения реки, скорость которой 3 км/ч?

IV. Изучение нового материала. Можно ли также легко решить следующую задачу: Велосипедист проехал 4 км по участку шоссе, на котором шёл ремонт, и 6 км – по уже отремонтированному участку. Его скорость на первом участке была на 4 км/ч меньше, чем на втором. На весь путь у него ушёл 1 ч. С какой скоростью ехал велосипедист на каждом участке? (Ответы учащихся).

Анализ задачи (заполняется таблица, на экране слайд 5).

  1. Какой процесс рассматривается в задаче?

движение

  1. Какие объекты участвуют в движении?

велосипедист

  1. Какие величины рассматриваются?

скорость, время, расстояние

  1. Сколько ситуаций описано в задаче?

2

  1. Какова первая ситуация?

на первом участке

  1. Какова вторая ситуация?

на втором участке

  1. Укажите величину, которую необходимо найти?

скорости движения на первом участке и на втором

Что же требуется, чтобы изложить рассмотренные ситуации на математическом языке? (Нужно составить уравнение, а для этого как-то обозначить неизвестную величину. Обозначим через – скорость движения на втором участке).

Я предлагаю вам один из способов составления уравнения по условию задачи с помощью таблицы.

1. Заполняем таблицу (слайд 6):

V, км/ч

t, ч

S, км

1 ситуация

2 ситуация

2. Составляем уравнение (слайд 7):

3. Решаем уравнение у доски (сильный ученик).

4. Анализ записи ответа (фронтально).

Попытайтесь выделить основные этапы решения задач с помощью уравнений (слайд 8):

  1. Составление уравнения.

  2. Решение полученного уравнения.

  3. Выбор верного ответа. ( 12 – является, 2 – не является, т.к. не удовлетворяет условию задачи).

V. Первичное закрепление (работа в парах).

Перед учащимися на столе инструкция по работе в парах.

Поработаем в парах. Выполним задачи из учебника стр. 144: № 401(а) вариант 1, № 402(а) – вариант 2. Решаем задачу, лишь составив уравнение. Самопроверка через слайд 9 поднятием руки.

VI. Самостоятельная работа. На карточках. Самопроверка через слайд 10 поднятием руки.

VII. Домашнее задание: п.3.4, № 401(а) и № 402(а) – дорешать по вариантам.

VIII. Подведение итогов. Сбылись ли ваши ожидания?

Литература

  1. Беспалько В. П. "Слагаемые пед. технологии" М. Педагогика, 1989.

  2. Волкова Р.В., Григоричева Г.В. "Технология учебных циклов"//Математика в школе 2008 г. - № 1 - с. 9-14.

  3. Волович М.Б. "Не мучить, а учить" - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992г.

  4. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. «Математика: алгебра. Функции. Анализ данных: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений» - М.: Просвещение, 2010 г.

  5. Левитас Г.Г. "Технология учебных циклов" - М.: Илекса, 2002г.

  6. Левитас Г.Г. "Технология учебных циклов" //Ж-л «Завуч», №2, 2002г.

  7. Левитас Г.Г. "Технология учебных циклов, или как улучшить классно-урочную систему обучения" – М.:АРКТИ, 2006 г.

  8. Монахов В. Н. "Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса" Учительская газета, 1999.

  9. Селевко Г. К. "Современные образовательные технологии: учебное пособие для педвузов и ИПКРО" М. Народное образование, 1998.

  10. Технология разноуровневого обучения учащихся основной школы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: