Тимофеева Жанна Александровна, учительница начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 9» г. Сафоново Смоленской области
Проект урока математики
в 3 классе по теме «Решение арифметических задач. Развёртка куба»
(по курсу «Математика», автора Н.Б. Истоминой)
Тема урока: Решение арифметических задач. Развёртка куба
Тип урока: закрепление изученного
Форма урока: урок
Цели: Совершенствовать умения читать и записывать пятизначные и шестизначные числа, решать задачи и выбирать развёртку, соответствующую изображению куба; развитие мышления младших школьников средствами выполнения заданий на анализ и синтез; формирование умения участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.
Оборудование:
Учебник «Математика 3 класс» автора Н.Б. Истоминой, часть 2.
Тетрадь на печатной основе (ТПО) Н.Б.Истоминой, часть 2.
Мультимедийное сопровождение (презентация).
Ход урока.
Этапы
урока
Цели этапа
Формы работы
Методы и приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
вре-мя
1. Органи-зационный момент.
Настроить детей на работу, включить в деятель-ность.
Фрон-таль-
Ная
Репродуктивный
Прозвенел опять звонок
Пригласил всех на урок.
Сегодня урок необычный у нас.
Готовы к нему?
Вижу, каждый из вас!
За парты садитесь, пора начинать.
Число вас, ребята, прошу записать.
Дети садятся за парты, записывают число и словосочетание «классная работа».
(Л) Положительное отношение к учению, наличие элементов познавательного интереса.
2. Сообщение темы, постановка целей
Фиксиро-вать учеб-ную зада-чу.
Репродуктивный
Сегодня на уроке, как и на всех уроках, нам с вами предстоит думать, решать, отвечать на вопросы. Поэтому я вас попрошу быть внимательными, активными.
(Р) принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи.
(К) участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга.
3. Актуали-зация опор-ных знаний.
Выявить уровень знаний. Опреде-лить типичные недостатки.
Фрон-таль-
ная
Работа в парах
фрон-таль-
ная
Объясни-тельно-иллюст-ративный.
1. Прочитайте числа на карточках.
- Расположите числа в порядке убывания.
2. У вас на столах лежат 5 фигур. Сложите из них квадрат.
Устно найдите площадь и периметр данного квадрата, если сторона каждого квадратика равна 2 см.
3. Внимательно рассмотрите изображение каждого куба на слайде.
Какая развёртка соответствует кубу слева и справа? Почему вы так думаете?
Ученики читают числа, передвигают магнитные карточки, располагая их в порядке убывания.
Работают в паре, составляя из частей квадрат.
Находят площадь и периметр полученной фигуры.
Дети внимательно рассматривают фигуры каждого куба и находят соответствующие развёртки (1 развёртка – к кубу слева, 2 – справа).
(П) Использовать знаково-символичес-кие средства представления информации, анализировать, сравнивать.
(К) Умение вступать в диалог и участвовать коллективном обсуждении.
4. Решение арифметической задачи
Учить понимать смысловой текст задачи нового вида, записывать её схему, решать задачу.
Фрон-таль-
ная
Объясни-тельно-иллюст-ративный.
Решение задачи № 302
Прочитайте задачу.
Одинаковые ли книги читали Миша и Маша? Что известно о том, сколько страниц в книге прочла Маша? А что сказано о страницах, которые прочитал Миша?
Давайте попробуем схематически изобразить, сколько страниц прочли дети.
- Можем ли мы, глядя на схему узнать, сколько страниц в книге Маши?
А сколько страниц в книге Миши? Сколько же страниц осталось прочитать Маше? А Мише?
Ученики читают задачу, отвечают на вопросы учителя, схематично записывают условие задачи, затем записывают решение задачи.
(П) Понимать смысловой текст задания, использовать знаково-символические средства представления информации, анализировать, сравнивать.
(Р) Осознавать свои действия.
5. Физкуль-турная минутка
Повысить умствен-ную рабо-тоспособ-ность детей на уроке, обеспечить кратковре-менный активный отдых учащихся на уроке.
фрон-таль-
ная
Объясни-тельно-иллюстра-тивный, показ действия
Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли.
Ими топнем: раз, два, три!
Руки в стороны, дружок,
Раз, два, три, потом – прыжок.
Со здоровьем всё в порядке,
Если делаешь зарядку.
Дети под руководством учителя выполняют движения.
Контролировать свои действия, соотносить их с действиями учителя и одноклассников.
6. Самостоя-тельная работа.
Установить осознан-ность восприятия
инди-виду-альная
репродуктивный
Задание 305 ученики решают самостоятельно с последующей проверкой.
Ученики самостоятельно выполняют № 305, представляя многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
П) Умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения.
(Р) Планировать
и выполнять учебные действия в умственной форме.
(П) Использовать знаково-символи-ческие средства представления информации, анализировать, сравнивать, обобщать, находить закономерность.
(К) слушать и понимать друг друга.
7. Решение арифмети-ческой задачи
Установить осознан-ность восприятия
фрон-тальная индивидуаль-ная
репродуктивный
Прочитайте задание № 304,
-Что известно в задаче?
Попробуйте самостоятельно ответить на вопросы данной задачи, записав числовые выражения.
Дети самостоятельно отвечают на вопросы задачи.
8. Подведение итога урока.
Рефлексия
индивидуаль-ная
Репродуктивный, устный опрос
- Чему сегодня вы учились на уроке?
- Если вам на уроке всё удалось - на полях нарисуйте зелёный круг, если у вас остались неразрешённые проблемы - жёлтый круг, если вам ещё понадобится помощь - красный круг.
- Сегодня на уроке мы учились решать задачи нового вида, продолжали учиться записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых, находить нужную развёртку для куба.
Дети фиксируют на полях в своей тетради ощущения.
(Р) Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
9. Домашнее задание
Опреде-лить задания для само-подготовки
фрон-таль-
ная
- Дома вы выполните № 303 со страницы 88 в учебнике, и задание из ТПО № 2 - № 151 на странице 84.
Ученики записывают в дневники домашнее задание.
(П) Понимать смысловой текст задания, способность понимать и удерживать цель задания.