ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Функция
ФИО
Кнаус Татьяна Владимировна
Место работы
МБОУ «Гимназия 38»
Должность
Учитель математики
Предмет
Алгебра
Класс
8
Тема и номер урока в теме
«Квадратичная функция» (16 уроков, урок 4)
Базовый учебник
Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В.Сидоров и др. «Алгебра 8», М: Просвещение, 2010г,
Цель и задачи урока
Цель: рассмотреть функцию , изучить ее свойства, построить график
Задачи:
- обучающие:
повторить алгоритмы построения графика функции;
исследовать зависимость графика функции от коэффициентов а;
изучить свойства функции
Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности, умения анализировать, рассуждать и на основании этого делать выводы
-развивающие:
развитие познавательного интереса к обучению математики через использование ИКТ,
развитие логического мышления,
-воспитательные
Прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью
Добиться сознательного усвоения материала
Тип урока: урок введения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры (компьютерный класс), интернет, проектор.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Мотивационно-ориентировочная часть.
10 мин
1.1
Актуализация
№1 –
Информационный
(Функция y=x2 и ее график. И1)
На прошлых уроках мы изучили функцию, ее свойства и график. А сейчас давайте вспомним построение графика функции (Демонстрация ролика)
- Как называется такая функция?
- Какими свойствами она обладает?
(Индивидуальное задание у доски:
Определить, какие точки принадлежат графику функции
: А(2;5),В(-2;4),С(;3), Е(√7;14)
Смотрят ролик.
Обсуждают
- квадратичная
- перечисляют свойства
Ученик индивидуально работает у доски.
5
1.2
Мотивация.
В физике существует такая формула пути, пройденного телом при равноускоренном движении:
S = ,
где a – ускорение (м2/сек),
t – время (сек)
S – путь (м).
Запишите функцию зависимости пройденного пути от времени, если ускорение составило:
1 ряд- 4 м2/сек
2 ряд - 1 м2/сек
3 ряд - 6 м2/сек
Что общего и чем отличаются данные функции от функции, и можно ли построить графики данных функций?
1 ряд - S =
2 ряд - S =
3 ряд - S =
Обозначение переменных
Коэффициент а
3
1.3
Постановка учебной задачи.
Как вы считаете, чем мы сегодня займемся на уроке?
формулируют цели урока,.
-Будем изучать функцию .
1
1.4
Планирование решения учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим функцию и ее график, а также изучим ее свойства.
Пишут тему урока в тетрадь.
1
Операционно-познавательная часть.
31 мин
2.1.
Открытие новых знаний и способов действий
Учащимся предлагается выполнить практическую работу (в компьютерной среде «Живая геометрия»).
Получают инструкции (приложение 1)
Выполняют работу по 2-3 человека за компьютером.
Результат:
1 вариант
2 вариант
12 мин
Учитель предлагает учащимся выяснить зависимость графика квадратичной функции в зависимости от коэффициентов.
Говорят, что график функции У =
получается:
- растяжением графика У = от оси Ox в а раз (при а>1)
- сжатием графика У = к оси Ox в а раз (при 0<а<1)
- симметричен графику У = относительно оси Ox (при а<0)
3 вариант
1 вариант
Все точки графика функции У = 2 можно получить из графика функции У = , если абсциссу точки оставить, а ординату умножить на 2.
Все точки графика функции y =
можно получить из графика функции У = , если абсциссу точки оставить, а ординату умножить на 1/2.
Все точки графика функции У = - симметричны точкам графика функции У =
2, 3 вариант (аналогичные объяснения)
Введение нового материала. Формулировка свойств функции У = .
Ученикам предлагается заполнить опорный конспект «свойства функции У = ». (приложение 2)
Учитель координирует деятельность учащихся
Работают в группах по 3-4 человека, составляют опорный конспект. Затем происходит обсуждение
4 мин
Физкультминутка
2.2
Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях
№2 - тест
(Квадратичная функция, ее график и свойства. П1)
Учитель организует фронтальную работу класса. При выполнении заданий модуля необходимо заострить внимание на теоретических аспектах решений задач. Учитель задает вопросы, связанные с ходом решения задач, при необходимости корректируя ответы учащихся.
Ученики выполняют задание, обосновывают решение, приходят к единому мнению.
15 мин
2.3.
Перенос новых знаний в новые условия.
№3 - тест
(Составление формулы для функции по ее графику. П3)
Параллельно сильным учащимся может быть предложен ЭОР в форме лабораторной работы из 2 заданий на нахождение значений параметров.
Сильные учащиеся выполняют индивидуально задания теста.
Рефлексивно-оценочная часть.
4 мин
3.1
Итоги урока.
- Настала пора подвести итоги работы. Какую цель мы ставили к уроку? Достигнута ли она?
Учитель выставляет оценки.
(Ученики отвечают)
3.2
Планирование дальнейшей учебной деятельности.
Сегодня вы строили график с помощью компьютера, но вы должны уметь строить его и в тетради, на следующем уроке мы поработаем с подобными заданиями.
3.3
Задание на дом.
П.37, № 595, 604*
Записывают домашнее задание, задают вопросы
Приложение к плану-конспекту урока
«Признаки параллельности прямых»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Функции y=x2 и ее график. И1
информационный
Интерактивная лекция
http://fcior.edu.ru/card/10276/funkcii-y-x2-i-ee-grafik-i1.html
2
Квадратичная функция, ее график и свойства. П1
практический
тест
http://fcior.edu.ru/card/1355/kvadratichnaya-funkciya-ee-grafik-i-svoystva-p1.html
3
Составление формулы для функции по ее графику. П3
практический
тест
http://fcior.edu.ru/card/3587/sostavlenie-formuly-dlya-funkcii-po-ee-grafiku-p3.html
Приложение1.
Инструкция для выполнения практической работы
1 группа
Откройте приложение «Живая геометрия»
Постройте график функции У =
Для этого на горизонтальной панели выбрать «Графики», далее «Построить график функции», набираем x^2 «готово», в меню «свойства» меняем толщину линии и выбираем красный цвет, добавить подпись графика
Строим график функции У = 2 в этом же окне, цвет линии – зеленый (см.п.2)
Строим график функции y = в этом же окне, цвет линии – синий (см.п.2)
Строим график функции У = - в этом же окне, цвет линии – фиолетовый (см.п.2)
Инструкция для выполнения практической работы
2 группа
Откройте приложение «Живая геометрия»
Постройте график функции У =
Для этого на горизонтальной панели выбрать «Графики», далее «Построить график функции», набираем x^2 «готово», в меню «свойства» меняем толщину линии и выбираем красный цвет, добавить подпись графика
Строим график функции У = в этом же окне, цвет линии – зеленый (см.п.2)
Строим график функции y = в этом же окне, цвет линии – синий (см.п.2)
Строим график функции y = - в этом же окне, цвет линии – фиолетовый (см.п.2)
Инструкция для выполнения практической работы
3 группа
Откройте приложение «Живая геометрия»
Постройте график функции У =
Для этого на горизонтальной панели выбрать «Графики», далее «Построить график функции», набираем x^2 «готово», в меню «свойства» меняем толщину линии и выбираем красный цвет, добавить подпись графика
Строим график функции У = в этом же окне, цвет линии – зеленый (см.п.2)
Строим график функции y = в этом же окне, цвет линии – синий (см.п.2)
Строим график функции У = в этом же окне, цвет линии – фиолетовый (см.п.2)
Приложение 2.
Опорный конспект «свойства функции У = ».
Графиком функции У = , а 0 является ……
Свойство
а > 0
а < 0
График
Ветви параболы направлены
Ветви параболы направлены
Область определения
Область значений
Нули функции
Х =
Х =
Функция возрастает
Функция убывает