Филиал МОУ Петряксинская СОШ- Ново-Мочалеевская ООШ
Разработка урока
«Метод интервалов»
8 класс
Урок разработан учителем математики и информатики
Салахетдиновой Ханией Абдулахатовной
Новомочалеи, 2015
Пояснительная записка
к уроку алгебры в 9 классе по теме «Метод интервалов»
Автор:
Салахетдинова Хания Абдулахатовна, учитель
математики и информатики филиала
МОУ Петряксинская СОШ-Ново-Мочалеевская ООШ
Направление:
естественно-научное
Тема, класс:
Метод интервалов, 8 класс
Тип:
Урок изучения нового материала
Характеристика
класса
Общеобразовательный класс со средним или выше
среднего показателем качества обученности
Программа:
Алгебра, Сборник рабочих программ, 7-9 класс,
Бурмистрова Т.А., 2011.
Учебник:
Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник Алимова
Ш.А., 2011 г.
Алгебра, 8кл, Дидактические материалы,Ткачева М.В.,2011.
Раздел:
Глава 1. Квадратные неравенства.
Количество часов: 102 учебных часа в год, 3 учебных часа в неделю
Цель:
научить решать квадратные неравенства с помощью метода интервалов
Задачи:
Обучающие:
научить решать неравенства с помощью метода интерваловРазвивающие:
развить операции мышления (обобщение, анализа, выделение существенного). Развитие вниманияВоспитательные:
воспитывать сознательное отношение к изучению алгебры.
Воспитывать стремление к самосовершенствованию.
Методы:
проблемно-поисковый, исследовательский
Оборудование:
ПК, экран, мультимедиа проектор, карточки для
самостоятельной работы по новой теме, мел, доска.
Формы работы:
самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс технологии контекстного обучения. Урок «Метод интервалов» реализован с использованием этой технологии.
1 этап – Мотивация к учебной деятельности ( 2 мин) задает общее настроение последующих 40 минут, определяя ключевые действия обучающихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать.
С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший не простой процесс.
2 этап - Актуализация знаний и фиксация в пробном действии (7 мин) используются карточки «Знаю» и «Умею». Обучающиеся коллективно устанавливают, чем отличаются понятия «знаю» и «умею». Далее обучающимся предлагаются примеры квадратных неравенств, решение которых они находят без труда. Задания высвечиваются на экране.
3 этап – Выявление места и причины затруднения (3 мин ) Последующее задание представляет собой пример по новой теме и потому его решение наталкивает на проблему, решение которой предлагается рассмотреть на уроке. Таким образом, обучающиеся приходят к выводу о недостатке знаний по теме «Метод интервалов», предлагают рассмотреть «Метод интервалов» в качестве темы и самостоятельно формулируют цель урока.
4 этап - Построение проекта выхода из затруднения (5 мин)
Начинается он с постановки проблемной ситуации и вовлечением обучающихся к решению предложенного неравенства. Благодаря последовательной постановке вопросов обучающиеся приходят к алгоритму решения квадратных неравенств методом интервалов, анализируют его и выявляют зависимость между примером и результатом. Определив некоторые закономерности, рассуждая, обучающиеся самостоятельно отвечают на вопрос «Как применить метод интервалов для решения дробно-рациональных неравенств?».
5 этап - Реализация построения проекта (4 мин)
Обучающиеся решают последнее неравенство с помощью метода интервалов.
6 этап - Первичное закрепление во внешней речи (4 мин)
Обучающимся предлагается решить еще один пример по новой теме, с дальнейшим обсуждением. Важно, чтобы обучающиеся проговаривали свои действия на каждом этапе применения алгоритма.
5 этап - Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин) выполнятся индивидуально с дальнейшей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением характера выполненных ошибок. Здесь можно увидеть каков примерно процент качества усвоения материала, на экране высвечиваются ответы на задания самостоятельной работы. И попросив поднять руки обучающихся, посчитать получившие отметки «5» и «4».
6 этап – Включение в систему знаний и повторение (3 мин).
Обучающимся предлагается рассмотреть ряд неравенств и выявить типы неравенств, для которых можно применить метод интервалов, как рациональный способ решения.
7 этап – Рефлексия учебной деятельности (3 мин).
На данном этапе обучающимся предлагается продолжить фразу «На уроке мне удалось….» и высказать мнение по оценке своей деятельности на уроке.
8 этап - Домашнее задание (1 мин)
1) №1.20
2) теория - выучить правило.
3)Дополнительно: используя графическую информацию составить неравенство.
Отметочное оценивание в течение урока происходит на этапах закрепления, самостоятельной работы (весь класс), эмоциональная оценка сопутствует на протяжении всего урока.
Технологическая карта урока
Дидактическаяструктура урока
Деятельностьучителя
Деятельностьучеников
Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Мотивация к учебной деятельности
Цель: организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельностиВремя: 2 минуты
Организация
- начала урока,
- проверки домашнего задания.
Целеполагание урока, проверка домашнего задания друг у друга в тетрадях.
Презентация к уроку
(Слайд №1,2)
Регулятивные (целеполагание, планирование), коммуникативные
Актуализация знаний и фиксация в пробном действии
Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знанияВремя: 7 минут
Активизация внимания обучающихся; фронтальный опрос; коллективная беседа.
Заполнение карточек «Знаю» и «Умею» по теме, устное решение квадратных неравенств
Выполнение заданий
Презентация к уроку
(Слайд №3)
Приложение 1
(Слайд 4)
Приложение 2
Повторение определения квадратного уравнения, способов его решения, определение квадратного неравенства.
Личностные (смыслообразование),
познавательные (структурирование знаний)
Выявление места и причины затруднения
Цель: организовать фиксацию места затруднения, соотнесение своих действий с используемыми эталонами – определить те знания и умения, которых недостаёт для решения исходной задачи.Время: 3 минуты
Организация деятельности обучающихся в условиях возникшей проблемы
Коллективное обсуждение возникшей проблемы
Презентация к уроку
(Слайд №5)
Определение знаний необходимых для решения возникшей проблемы
Коммуникативные(коллективное обсуждение), личностные (самооценка действий)
Построение проекта выхода из затруднения
Цель: организовать построение проекта выхода из затруднения.
Время: 5 минут
Организация деятельности обучающихся при построении плана выхода из проблемной ситуации
Построение плана выхода из проблемной ситуации
Запись алгоритма решения неравенств с помощью метода интервалов
Презентация к уроку
(Слайд №6)
Изучение алгоритма решения неравенств с помощью метода интервалов
Регулятивные (умение ставить цель для решения конкретной проблемы, строить план решения на основе ранее полученных знаний)
Реализация построения проекта.
Цель: организовать реализацию проекта в соответствии с планом.
Время: 4 минуты
Организация деятельности обучающихся при реализации плана выхода из проблемной ситуации
Решение неравенства по плану методом интервалов
Решение неравенств
Приложение 3
Презентация к уроку
(Слайд №7)
Применение новых знаний для решения неравенства с помощью метода интервалов
Регулятивные ( самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера)
Первичное закрепление во внешней речи
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении данного класса задач с проговариванием во внешней речи.
Время: 4 минуты
Организация деятельности обучающихся при решении типичных заданий, закрепление во внешней речи.
Применение алгоритма при решении заданий подобного типа
Решение типичных заданий по алгоритму
Презентация к уроку
(Слайд №8)
Приложение 4
Применение метода интервалов для решения неравенств
Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: организовать самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия.
Время: 8 минут
Организация самостоятельного выполнения обучающимися типовых заданий на новый способ действия.
Выполнение самостоятельной работы. Проверка по эталону.
Самостоятельная работа
Приложение 5
оПрезентация к уроку
(Слайд №9,10)
Применение метода интервалов для решения неравенств
Познавательные (осознанное применение новых знаний), регулятивные (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий при выполнении заданий)
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: организовать выявление типов заданий, где используется новый способ.
Время: 3 минуты
Организация выявления типов заданий, где используется новый способ.
Определение типов заданий, решаемых методом интервалов
Приложение 6
Прогнозирование использования метода интервалов для предложенных заданий. Выявление типовых заданий.
Познавательные( сравнение, классификация объектов по выделенным признакам)
Рефлексия учебной деятельности.
Цель: организовать оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке.
Время: 3 минуты
Организация оценивания обучающимися собственной деятельности на уроке.
Коллективная беседа
Регулятивные (оценивание качества и уровня усвоения), коммуникативные (умение формировать суждения и высказывать свое мнение, участвовать в коллективном обсуждении)
Домашнее задание
Время: 1 минута
Сообщение обучающимся домашнего задания
Запись в дневниках
§2. №1.20 Составить неравенство, используя графическую информацию
Презентация к уроку
(Слайд №11)
Регулятивные (целеполагание)
Список литературы
Алгебра. 8 класс.. Учебник Алимов Ш.А .и др 2011.
Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч.2. Задачник Мордкович А.Г. и др Просвещение.2011.
Алгебра.8 кл.Дидактические материалы.,2011.