Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №625
с углублённым изучением математики Невского района Санкт-Петербурга
имени Героя Российской Федерации В. Е. Дудкина
Учитель: Иванова Вера Юрьевна
Предмет: Алгебра
Класс: 9 «А»
Дата проведения урока: 9 декабря 2011 года
Тема урока: «Функции и их графики. Подготовка к ГИА»
Тип урока: Комбинированный урок
Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Функции и их графики»
Задачи:
Обучающие:
обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Функции и графики»; закрепить на практике знания, умения и навыки по теме при решении тестовых заданий ГИА; ликвидировать возможные пробелы в знаниях учащихся;
Развивающие:
развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать творческие способности учащихся; развивать умение работать в группах; развивать навыки логической математической речи; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе – писать, вычислять, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач; развивать умение давать адекватную самооценку;
Воспитательные:
воспитывать у учащихся интерес к математике; воспитывать культуру решения математических задач и построения графиков; воспитывать аккуратность, дисциплинированность; воспитывать культуру речи и культуру общения,
воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Технологии:
Информационно-коммуникационные технологии;
Технология модульного обучения;
Технология развития «критического мышления»;
Обучение в сотрудничестве (работа в парах);
Исследование в обучении;
Здоровьесберегающая технология - оценивание учебных успехов (ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, избавляется от страха перед контролем учителя, создается комфортная обстановка, сберегающая его психологическое здоровье).
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint.
План урока:
Организационный момент. Проверка готовности учащихся. Сообщение темы и объяснение хода урока. Мотивация учебной деятельности.
Актуализация и проверка знаний. Устная фронтальная работа с классом по графикам.
Решение тестов №1, 2, 3 с последующей проверкой и самооценкой учащихся. (Работа в парах).
Исследовательская деятельность. Самостоятельное решение сложной задачи с последующей проверкой на доске-экране. Каждый ученик сам оценивает свои результаты.
Творческое задание.
Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся. Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент:
Проверка готовности учащихся к уроку и наличия раздаточного материала.
Сообщение темы и объяснение хода урока.
Тема урока: «Функции и их графики»
Сегодня вспомним основные свойства функций, графики функций и потренируемся в построении графиков функций. Повторим, обобщим и приведём в систему знания по теме.
Фронтальный опрос учащихся по заданиям тестов ГИА:
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 3.
На каком из рисунков изображён график нечетной функции?
Слайд 4.
5. На каком из рисунков изображён график четной функции.
Слайд 5.
6.На рисунке изображён график функции, заданной на отрезке [-4;5]. Укажите промежуток, на котором функция возрастает.
[-2;2] 2) [-4; -2] 3) [-1;4] 4) (-2;2)
Слайд 6.
7. На рисунке изображён график функции, заданной на
отрезке [-3;2]. Укажите промежуток, на котором функция убывает.
(-3; -1) 2) [1; 2] 3) [-1;1] 4) [-2; 2]
Ответы: 1) в; 2) б; 3) в; 4) 3; 5) 4; 6) 1; 7) 3;
3. Работа в парах:
Слайд 7.
Задание 1
Проверка: 1-б; 2-г; 3-в; 4-а.
«Поставьте себе по 1 баллу за каждое верно решённое задание. Баллы каждый выставляет на полях. В конце урока Вы сами поставите себе общую оценку. Будем учиться самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности»
Слайд 8.
Задание 2
Проверка: 1-а; 2-г; 3-в; 4-б.
Поставьте себе по 2 балла за каждое верно выполненное задание. Посчитайте результат задания 2.
Слайд 9.
Задание 3
Проверка: 1-а; 2-б; 3-г; 4-д; 5-в.
Поставьте по два балла за каждое задание и на полях укажите количество баллов за это задание.
4. Исследовательская деятельность:
Слайд 10.
А теперь переходим к заданиям 2 части ГИА в 6 баллов. Из демоверсии 2012 года.
Постройте график функции y= и определите, при каких значениях m прямая y=m имеет с этим графиком только одну общую точку?
Проверка на доске. (Ученик через 5-7 минут рассказывает решение)
y=
Слайд 11.
Получили квадратичную функцию:
О.О.Ф. x≠1;
Графиком является парабола с выколотой точкой (1;0);
a<0, ветви направлены вниз;
Нули функции: x=3, x=1;
Координаты вершины параболы: x0=; x0=2, y0=1
Ось симметрии: х=2
Симметричные точки: (0;−3), (4;−3)
y=
Ответ: m=1
Поставьте себе те баллы, которые из 6 возможных Вы заслужили. Посчитайте баллы за весь урок. Поставьте себе оценку за урок.
Критерий оценок: «5» - 28-25 баллов
«4» - 25-22 балла
«3» - 21-16 баллов
«2» - менее 16 баллов
Творческое задание:
Слайд 12.
Построить графики функций:
задание для 1 колонки y=
Решение: y=3-x-, где х≠3
задание для 2 колонки y=
Решение: y=
задание для 3 колонки y=
Решение: y=
Итог урока:
Какие функции мы сегодня повторили? А какие свойства функции?
Домашнее задание.
Список литературы и электронных образовательных ресурсов:
1). Башмаков М. И. Алгебра. 9 класс. - М.: Просвещение, 2005.
2). Алгебра: сб. заданий для подготовки к гос. итоговой аттестации в 9 кл. / [Л.В.Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.] – М.: Просвещение, 2009.
3). Алгебра. Графики функций. Интерактивное наглядное пособие. Класс: 9. Электронное учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009 г.
4). Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений (углубленный уровень) Создатель: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов - М.: Мнемозина, 2008.
5). Мерзляк А.Г. Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер: Пособие для школьников и абитуриентов. – М.: Илекса, 2007.
6). http://alexlarin.net
7). http://www.alleng.ru/d/math/math_gia-tr.htm
8). http://eek.diary.ru
9)/ http://www.alleng.ru