Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21
г.Владимир.
Бинарный урок по алгебре и физике
8 класс.
Тема: «Функциональные зависимости на уроках
алгебры и физики».
Цель: 1) Формирование восприятия единства математических моделей и
физических процессов как элемента естественно-научной
картины мира.
2) Обобщение и применение знаний о прямой и обратной
пропорциональностях при решении качественных,
расчетных и экспериментальных задач по физике с
применением компьютерных технологий.
3) мотивация учащихся на активный и творческий подход к
изучению предметов естественно-математического цикла
Оборудование: 1) компьютер
2) бланки ответов к тестам
Тип урока: обобщающий.
Форма работы: фронтальная
Учителя: Емельянова М.В.
(I квалификационная категория)
Афанасьева Н.П.
(высшая квалификационная категория)
2009 год.
ХОД УРОКА.
Учитель математики:
Организационный момент. ( Слайд №1)
Учитель объявляет тему урока.
Постановка задач и целей урока. (Слайд № 2)
Учитель совместно с учениками формулируют цели и задачи урока.
Рефлексия. (Слайд №3).
Устное повторение узловых вопросов алгебры.
Фронтальная работа с классом. ( Слайд № 4).
Что называется функцией?
Что называется областью определения функции?
Сформулируйте определение линейной функции.
Что называется областью определения линейной функции?
Что является графиком линейной функции?
Сформулируйте определение функции прямой пропорциональности.
Что является областью определения этой функции?
Что является графиком данной функции?
Дайте определение функции обратной пропорциональности.
Какова её область определения?
Что является графиком данной функции?
Какие функции вы еще знаете?
Что является областью определения и графиком этих функций?
Перечислите способы задания функций. ( Слайд № 5)
( Слайд № 6)
16.На экране графики различных функций ( Слайд № 7).
Каковы особенности графиков каждого вида. Обратить внимание учащихся на то, что при k > 0 у прямой пропорциональности с увеличением аргумента увеличивается значение функции, а у обратной пропорциональности с увеличением аргумента значение функции уменьшается.
Графики каких функций мы не назвали?
На слайде № 8 записаны функции
Запишите функции в тетрадь по вариантам:
1 вариант – функции прямой пропорциональности,
2 вариант – линейные функции, не являющиеся функциями прямой
пропорциональности,
3 вариант – функции обратной пропорциональности.
Далее следует проверка письменной работы (слайд № 8).
После этого учитель обращает внимание учеников на выписанные ими функции и по каждому варианту вместе с учащимися делает обобщение.
( Слайд № 9).
Каковы особенности графиков прямой пропорциональности? Обратить внимание на расположение графиков в зависимости от коэффициента.
( Слайд № 10).
Каковы особенности графиков линейной функции? Обратить внимание на расположение графиков в зависимости от коэффициентов.
(Слайд № 11).
Каковы особенности графиков обратной пропорциональности? Обратить внимание на расположение графиков в зависимости от коэффициента.
Сопоставьте каждому графику функции формулу, с помощью которой эта функция может быть задана. Графики функций последовательно проецируются на экран. (Слайд № 12)
Учащимся предлагается решить следующие задачи. (Слайд № 13) и
(Слайд № 14).
(Слайд № 15).
Учитель физики:
Математика – наука прикладная и сейчас вы рассмотрите применение функций прямой и обратной пропорциональностей на уроках физики.
Рассмотрим применение прямой и обратной пропорциональности на уроках физики на примере темы «Закон Ома для участка цепи». ( Слайд №16).
Работа с классом:
А) Сформулировать закон Ома для участка цепи.
Б) Записать закон Ома на доске и пояснить величины входящие в формулу.
В) устанавливаем зависимость между силой тока и напряжением при постоянном сопротивлении.
Г) устанавливаем зависимость между силой тока и сопротивлением при постоянном напряжении. Делаем выводы. (слайд №18)
2.Учащийся рассказывает о жизни и деятельности великого немецкого ученого Г.С.Ома (Слайд №17)
3. учитель с помощью проблемной ситуации выясняет от чего зависит сопротивление проводника (учащиеся решают несколько предложенных учителем задач)
4. Работа со слайдами № 19-23
5.Решение задачи № 1319 (сб. задач В.И. Лукашик)
6. Самостоятельная работа по вариантам слайды №24-27
7. работа со слайдами №28-30.
Подводим итог урока. Домашнее задание на данном этапе урока: 1301(Л); 1320(Л); 1329(Л). Логическая задача: В комнате есть три выключателя. Известно, что только один из них включает свет в соседней комнате, где стоит торшер с одной лампой. Комнаты друг с другом сообщаются так, что нельзя определить из одной, что происходит в другой. Помощников нет, проводки не видно. Как, имея возможность только один раз перейти от выключателя к торшеру, определить, какой из выключателей включает торшер? ( Нужно включить любой выключатель на короткое время, затем выключить, включить следующий, пойти в соседнюю комнату и коснуться лампы в торшере. Если она холодная, значит, соединена с третьим выключателем, если теплая, но не горит, значит с первым.)
Учитель математики:
На этом этапе урока вы научитесь применять свои знания о функциях при решении уравнений графическим способом, так как есть уравнения, которые вы пока не умеете решать аналитически.
1. Объяснение нового материала.(Слайд № 31). Учитель объясняет решение данного уравнения. В это время ученики работают вместе с учителем.
2. Устная работа. (Слайд № 32)
3. Фронтальная работа с классом. (Слайд № 33).
4. Устная работа. (Слайд № 34).
5.Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу в форме теста.
1)(Слайд № 35)
2)(Слайд № 36)
3)(Слайд № 37)
4)(Слайд № 38)
5)(Слайд № 39)
6) (Слайд № 40).
7) (Слайд № 41).
При выполнении теста учащиеся заполняют бланк ответов. (См. приложение).
Подведение итога урока. (Слайд № 42).
Домашнее задание. (Слайд № 43).
Рефлексия : (Слайд № 44)
Литература :
Учебник «Алгебра – 8», Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова, Москва «Просвещение» 2005 год.
«Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля», «Интеллект-Центр», Москва 2008 год.
Учебник «Физика и астрономия – 8», А.А.Пинский, В.Г. Разумовский, Москва «Просвещение» 2007 год.
«Сборник задач по физике для 7 – 9 классов», В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Москва «Просвещение», 2006 год.