Конспект урока
по алгебре и началам анализа
по теме: «Логарифмы.
Логарифмические уравнения»
в 11 классе
Учитель: Щёкина Н.А.
Конспект урока
по алгебре и началам анализа в 11 классе.
Тема урока: Логарифмы. Логарифмические уравнения.
(урок комплексного применения знаний, умений и навыков)
Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки по данной теме.
Оборудование: учебник, дидактический материал (карточки, рисунки).
План урока:
Организационный момент
Проверка усвоения ранее изученного материала
Закрепление знаний
Контроль знаний (самостоятельная работа)
Итоги урока
Задание на дом
Дополнительное задание
Ход урока:
I. Организационный момент.
Дидактические задачи:
Подготовка учащихся к началу работы на уроке;
Развитие навыков организации рабочего места;
Воспитание дисциплины, собранности, внимания.
Содержание деятельности учителя:
Приветствие, определение отсутствующих;
Проверка готовности учащихся к уроку, состояния рабочих мест, готовность наглядных пособий, доски, мела и т.д.,
Раскрытие общей цели урока и порядка работы.
Методы обучения – устное сообщение.
Форма обучения деятельности учащихся – общеклассная (слушают).
II. Проверка усвоения ранее изученного материала
ДЗ – Установление правильности и осознанности знаний, полученных на предыдущих уроках, устранение обнаруженных пробелов;
Развитие речи учащихся;
Воспитание умения слушать, формирование познавательного интереса к изучению логарифмических уравнений.
СДУ - Выявление уровня знаний учащихся по теме «Логарифмы. Логарифмические уравнения»; определение типичных недостатков в знаниях и причины их появления, ликвидация недостатков.
МО – беседа.
ФОДу – фронтальная устная работа, письменная индивидуальная работа.
1? – Сформулируйте определение логарифма.
№1. С помощью определения логарифма числа, вычислите устно:
а) log 2 8; б) log 5 25; в) lg 0,1; г) log 4 2.
2? – Запишите основное логарифмическое тождество.
№2. Используя основное логарифмическое тождество, вычислите устно:
а) 3log35 ; б) 2log 216 ; в) 51+log 52.
3? – Перечислите основные свойства логарифмов.
Перечисленные нами основные свойства логарифмов широко применяются в ходе преобразования выражений, содержащих логарифмы.
А сейчас мы с вами немного поиграем. Используя основное логарифмическое тождество и свойства логарифмов, я вам предлагаю решить кодированные упражнения.
Итак, у каждого на столе лежит карточка с логарифмическими выражениями, но это не простые упражнения, а кодированные задания.
Класс разделен на две команды (по вариантам). Побеждает та группа, которая раньше всех выполнит задание с наименьшим числом ошибок.
В чем суть игры? Выполнив 1 упражнение, ученик ищет полученное число среди ответов. Если его там нет – допущена ошибка. Выполнив все упражнения своего варианта, ученик подает учителю работу с кодированным ответом. Например, 62815, это значит, что ответ на 1-ый пример стоит под номером 6 и т. д.
У каждого ученика своя карточка, свои кодированные упражнения, это исключает списывание.
Образец одной из карточек.
1
2
3
4
5
log2 64
log64 8
lg 0,0001
log4 2 + log4 8
lg 36 + lg 6
lg 2 + lg 3
Ответы:
1) 6; 2) 1; 3) 0,5; 4) 5; 5) -4; 6) 3; 7) 2; 4.
1 вариант – 13576.
Кто сделает быстрее – карточка с заданием на применение определения логарифма, его свойств.
III. Закрепление знаний
№ 3. Приложение №1 (рисунки гномы-задания).
Сумма странных человечков
По условию дана,
Предводителю, конечно,
Подчиняется она…
Логарифм икса тот прячет!
Суть поставленной задачи
Невозможно изменить –
Надо икс определить!
1/5 log а 32 – 1/3 log a 64 + log a 10 = log a x.
При решении логарифмических уравнений так же применяются основные свойства логарифмов.
№ 4. Приложение №2 (мельница с крыльями).
Мельница чудесница выросла в лесу
Ежедневно к мельнице все зерно несут
И решив на крыльях уравнений ряд
Можно обнаружить важный результат
Скрыта в результате истина одна:
Сколько намолола мельница зерна?
Сложив результаты уравнений, записанных на крыльях, определите итоги деятельности описанного в стихотворении сельскохозяйственного предприятия. (50,25 + √10).
1) log 5 х = -2. 2) lg х = 2 - lg 5. 3) log2 3 х - log 3 х3 + 2 = 0.
4) log 4 (х+2) - log 4 5 = log 4 (х-6). 5) 1 + 4 = 3
5 – 4 lgх 1 + lgх
IV. Контроль знаний
ДЗ – организация деятельности учащегося с учетом индивидуальных способностей, проверка знаний, умений и навыков.
МО – письменные упражнения.
ФОДу – письменная индивидуальная работа.
А теперь ребята, я для вас приготовила еще задание. С помощью дешифратора, произведя необходимые вычисления, определите слово-код вашего варианта. Но это самостоятельная работа для каждого учащегося.
Образец одной из карточек:
1 вариант. 1) log 3 х = -4. 2) log 7 (2х+5) = 2.
3) lg (2х+14) + lg (х+12) = 3. 4) lg2 х2 - lg х2 = 4.
V. Подведение итогов.
ДЗ – дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.
СДУ – дать общую характеристику работы класса; показать успешность овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления; рецензирование и оценка работы некоторых учащихся.
VI. Задание на дом.
ДЗ – на основе выявленных результатов дать задание на дом, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний; инструктаж о цели и содержании домашнего задания, хода его выполнения; контроль за его принятием каждым учащимся (записи в дневниках, тетрадях).
СДУ – сообщить домашнее задание, проинструктировать учащихся по его выполнению.
МО – устное разъяснение.
ФОДу – общеклассная, слушают и записывают в дневники.
Повторить п.37,39 особенно формулу перехода от одного основания логарифма к другому основанию.
Учебник А.Н.Колмогорова «Алгебра и начала анализа» стр.286 №171(а,б) ; №173(б).
VII. Дополнительное задание.
№ 5. (вместе с классом). Решим уравнение с помощью перехода к новому основанию логарифма
logb x
loga x = _________ х>0,a>0,b>0,a≠1,b≠1.
logb a
log 3 х + log 9 х = 3.
Учитывая область определения логарифмической функции, х>0, приведем второй логарифм к основанию 3.
log 3 х + log 3 х = 3 или log 3 х + log 3 х = 3.
log 3 9 2
Обозначим log 3 х = у, тогда уравнение примет вид у + у/2 = 3, у=2.
Таким образом, log 3 х = 2, х=9.
Ответ: 9.
№6. (самостоятельно). Полезнее всякой микстуры
Отыскивать площадь фигуры,
Особенно, если она
Красива, изящна, стройна!
Такую фигуру я вам предлагаю
В объятия линий ее заключаем:
Одна х+у равна четырем,
Другая ху равняется трем.
Коль быстро сумеете площадь узнать,
То лучшей фигуры вовек не сыскать!
Подсказки: Постройте графики заданных функций: х=у=4, ху=3.
Найдите абсциссы а и в точек их пересечения.
S = ∫ (f(x) – g(x)) dx.
Ответ: 4 – 3 ln3.