Конспект урока по Алгебре «Логарифмы. Свойства логарифмов»

Филиал боу СПО «ЧЕБОКСАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» минздравсоцразвития чувашии Г. КАНАШ чувашской республики

«Утверждаю»

зав учебной части

Филиал

БОУ СПО «ЧМК»

г. Канаш

_______Фадеева Т.Э

«____» ________2014 г.

Методическая разработка

Модуля занятия по дисциплине ОДП.06 Математика

«Логарифмическая функция»

Для специальности:

060501 «Сестринское дело»

Разработала преподаватель

математики и физики

Cеменова А.М

Рассмотрена

на заседании ЦМК ОГСЭ

дисциплин

протокол №____

«____» _______2014 г

Председатель ЦМК

_________ Романова Л.В

Канаш 2014 г.

Пояснительная записка

Методическая разработка модуля занятия по дисциплине «Математика» на тему «Логарифмическая функция» из раздела «Показательная и логарифмическая функции» составлена на основе Рабочей программы по математике и календарно-тематического плана. Темы занятия взаимосвязаны содержанием, основными положениями.

Программный материал данного занятия базируется на знаниях математики. Рассматриваются вопросы: - Логарифм. Свойства логарифмов.

- Десятичные и натуральные логарифмы.

- Логарифмическая функция свойства и график.

- Логарифмические уравнения и неравенства и методы их решения.

Методическая разработка модуля занятия составлена для проведения теоретических занятий по теме: «Логарифм. Свойства логарифмов» - 2 часа, «Десятичные и натуральные логарифмы» - 2 часа, «Логарифмическая функция, свойства и график» -2 часа, для проведения практических занятий: «Свойства логарифмов» -2 часа, «Логарифмические уравнения» -2 часа, «Логарифмические неравенства» -2 часа по математике для студентов 1 года обучения.

Аннотация

Методическая разработка модуля занятия по теме «Логарифмическая функция» включает программный теоретический и практический материал раздела «Показательной и логарифмической функции», материал для изучения свойств логарифмов, решения уравнений и неравенств студентами и оценка их знаний, вопросы и упражнения для закрепления теоретического занятия.

Методическая разработка модуля занятия по теме «Логарифмическая функция» рекомендуется к использованию преподавателям математики и студентам 1 года обучения.

Филиал БОУ СПО «Чебоксарский медицинский колледж» в г. Канаш

План теоретического занятия.

Специальность: 060501 Дисциплина ОДБ. 06 Математика

Тема: «Логарифмы. Свойства логарифмов»

Тип занятия: Урок усвоения навыков и умений, комбинированное занятие – с элементами беседы и выполнением упражнений.

Цели занятия:

Образовательные - формирование знаний в усвоении понятия логарифма, свойства логарифмов; применять их при решении заданий.

Развивающие - развитие мыслительных операций посредством конкретизации, развитие зрительной памяти, потребности к самообразованию, способствовать развитию познавательных процессов.

Воспитательные - воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, уверенности в себе; воспитание культуры общения. Воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность

Средства обучения:

- Методическая разработка по теме.

- Электронная презентация по теме.

- Персональный компьютер, медиапроектор.

- Электронное приложение к учебнику Ш.А Алимов. Издательство «Просвещение».

Внутрипредметные связи: показательная функция и логарифмическая функция.

Межпредметные связи: алгебра и матанализ.

Студент должен знать:

- Обозначение определение логарифма числа, основное логарифмическое тождество.

- три основных свойства логарифма.

Студент должен уметь:

- выполнять преобразования выражений, содержащих логарифмы.

- находить логарифм числа, применять свойства логарифмов при логарифмировании.

- строить график логарифмической функции.

План занятия

1.Организационный момент – 2 мин.

2.Вводная мотивация: постановка целей, изложение плана урока – 3 мин.

3.Проверка домашнего задания – 10 мин.

4.Изучение нового материала - 45 мин.

Основной материал, с использованием электронной презентацией по теме: «Логарифм. Свойства логарифмов»

5.Закрепление материала: Решение задач № 266-271 на стр 90-92. – 25 мин.

6.Подведение итогов – 3 мин.

7. Домашнее задание – 2 мин. § 16 Упражнение № 266-271 четные.

Ход урока:

1. Организационный момент .

2. Вводная мотивация: постановка целей, изложение плана урока.

3. Проверка домашнего задания: Письменно на доске решить № 260-264 (четные).

4. Изучение нового материала: разборка задач 1-5.

Опр: Логарифмом положительного числа b по основанию a, где a > 0, a ≠ 1, называется показатель степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить b.

Определение логарифма можно кратко записать так: логарифмы

Это равенство справедливо при 0, a ≠ 1. Его обычно называют логарифмическим тождеством. Действие нахождения логарифма числа называют логарифмированием.

Свойства логарифмов:

логарифмы

Логарифм произведения:

логарифмы

Логарифм частного от деления:

логарифмы

Замена основания логарифма:

логарифмы

Логарифм степени:

логарифмы

Логарифм корня:

логарифмы

Логарифм со степенным основанием:

логарифмылогарифмылогарифмылогарифмылогарифмы

5. Закрепление изученного материала: Решаем № 266—271 нечетные.

Вычислите:

1)log 6 18 + log 6 2 = log 6 36 = 2

2)log12 48 – log 12 4 = log 12 = log 12 12 = 1

3)log 3 3 = log 33 =

266

  1. log2 16 = 4

  1. log 2 2 =1

267

  1. log327 = 3

3) log 33 = 1

268

  1. log =5

3) log 0.5 0.125 = 3.

269

  1. log5 625 = 4

3)log 4 = - 2.

270

  1. ( )6 = 26 = 64

3)(0,3log0,36)2 = 62 = 36.

6.Подведение итогов.

7.Домашнее задание № 266-271 (четные)

План теоретического занятия.

Специальность: 060501 Дисциплина ОДБ. 06 Математика

Тема : «Логарифмическая функция. Свойства и график»

Тип занятия: Урок усвоения навыков и умений, комбинированное занятие – с элементами беседы и выполнением упражнений.

Цели занятия:

Образовательные - формирование знаний в усвоении понятия логарифмической функции, свойства этой функции и график.

Развивающие - развитие мыслительных операций посредством конкретизации, развитие зрительной памяти, потребности к самообразованию, способствовать развитию познавательных процессов.

Воспитательные - воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, уверенности в себе; воспитание культуры общения. Воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность.

Средства обучения:

- Методическая разработка по теме.

- Электронная презентация по теме.

- Персональный компьютер, медиапроектор.

Внутрипредметные связи: показательная функция и логарифмическая функция.

Межпредметные связи: алгебра и матанализ.

Студент должен знать:

- определение логарифма.

- обозначения и основные свойства логарифмической функции.

Студент должен уметь:

- находить логарифм числа.

- строить график логарифмической функции с данным основанием.

План занятия

1.Организационный момент – 2 мин.

2.Вводная мотивация: постановка целей, изложение плана урока – 3 мин.

3.Проверка домашнего задания – 10 мин.

4.Изучение нового материала - 45 мин.

Основной материал, с использованием электронной презентации по теме: «Логарифмическая функция. Свойства и график»

5.Закрепление материала: Решение задач № 318-322 на стр. – 25 мин.

6.Подведение итогов – 3 мин.

7. Домашнее задание – 2 мин. § 18 Упражнение № 318-322 четные.

Ход урока:

1. Организационный момент .

2. Вводная мотивация: постановка целей, изложение плана урока.

3. Проверка домашнего задания – 10 мин. Письменно на доске проверка § 18 Упражнение № 318-322 четные.

4. Изучение нового материала - 45 мин.

Опр: Функция http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image032.gif, http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image034.gif называется логарифмической функцией.

         Логарифмическая функция http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image032.gif является обратной по отношению к показательной функции http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image036.gif  http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image038.gif. Поэтому их графики симметричны относительно биссектрисы I и III координатных углов (рис. 8).

http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image040.gif

http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image042.gif

Рис. 8.

         Приведем основные свойства логарифмической функции:

1)    Область определения: http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image044.gif.

2)    Область значений функции: http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image046.gif.

3)    Логарифм единицы равен нулю, логарифм основания равен единице: http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image016.gif, http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image018.gif.

4)    Функция http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image032.gif, http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image048.gif возрастает в промежутке http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image050.gif (рис. 8 а). При этом, логарифмы чисел, больших единицы, положительны, а - меньших единицы, отрицательны.

5)    Функция http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image032.gif, http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image052.gif убывают в промежутке http://alexlarin.net/Abitur/razdel6.files/image050.gif (рис. 8 б). При этом, логарифмы чисел, меньших единицы, положительны, а - больших

5. Закрепление нового материала: Решение упражнений № 318-322 нечетные.

318

1) log 3 > log 3 , т.к функция у = log 3 x возрастает.

3) log e log π, т.к функция у = logх убывает.

319

  1. т.к 3> 1 и 4,5 > 1, то log 3 4,5 > 0.

3)т. К 5 > 1 b 25,3 > 1, то log 5 25, 3 >0.

320

1)log 3 x , т.к 3 > 1, - 0,3 < 0, то 0< x <1.

3)lg x = 0.2 , т.к 10> 1, 0,2 > 0, то х >1.

321

1)убывает

3)возрастает.

322 у = log 2 х

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание: № 318-322 четные.

План теоретического занятия.

Специальность: 060501 Дисциплина ОДБ. 06 Математика

Тема : «Десятичные и натуральные логарифмы »

Тип занятия: Урок усвоения навыков и умений, комбинированное занятие – с элементами беседы и выполнением упражнений.

Цели занятия:

Образовательные - формирование знаний в усвоении понятия десятичного и натурального логарифмов.

Развивающие - развитие мыслительных операций посредством конкретизации, развитие зрительной памяти, потребности к самообразованию, способствовать развитию познавательных процессов.

Воспитательные - воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, уверенности в себе; воспитание культуры общения. Воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность.

Средства обучения:

- Методическая разработка по теме.

- Электронная презентация по теме.

- Персональный компьютер, медиапроектор.

Внутрипредметные связи: десятичный и натуральный логарифм.

Межпредметные связи: алгебра и матанализ.

Студент должен знать:

- определение десятичного и натурального логарифма, формулу перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию.

- свойства логарифмической функции.

Студент должен уметь:

- находить логарифм числа, применяя формулу перехода от логарифма по одному основания к логарифму другого основания.

- пользоваться таблицей Брадиса и микрокалькулятором при вычислении логарифмов.

План занятия

1.Организационный момент – 2 мин.

2.Вводная мотивация: постановка целей, изложение плана урока – 3 мин.

3.Проверка домашнего задания – 10 мин.

4.Изучение нового материала - 45 мин.

Основной материал, с использованием электронной презентацией по теме: «Десятичные и натуральные логарифмы»

5.Закрепление материала: Решение задач № 301-307 на стр. – 25 мин.

6.Подведение итогов – 3 мин.

7. Домашнее задание – 2 мин. § 17Упражнение № 301-307 четные.

Ход урока:

1. Организационный момент .

2. Вводная мотивация: постановка целей, изложение плана урока.

3. Проверка домашнего задания – 15 мин. Тесты.

Вариант № 1

1. Найдите область определения функции у =

  1. ( - ; +); 2) (2; +); 3) ( - ; 2)(2; +); 4) [2; +).

2. Найдите значение выражения

  1. 21; 2) 101; 3) 11; 4) 15,2.

3. Вычислить:

81log34

а) 16; б) 64; в)256; г)1

4. Сравнить числа:

loge6 loge

а) log > log e ; в) log = log e ;

б) log < log e ; г) нельзя определить

Вариант № 2

1. Найдите область определения функции у =

  1. ( - ; +); 2) (4; +); 3) ( - ; 4)(4; +); 4) [4; +).

2. Найдите значение выражения

1)50; 2) 7; 3) 1; 4) 1,2.

3. Вычислите: 27log35

а) 5; б) 27; в)125; г)25.

4. Сравните числа: log5 log

а) log5 > log ; в) log5 = log ;

б) log5 < log; г) невозможно определить.

4. Изучение нового материала - 45 мин.

Опр: Десятичным логарифмом числа называют логарифм этого числа по основанию 10 ипишут   lg b

Опр: Натуральным логарифмом числа называют логарифм этого числа по основанию e, где e - иррациональное число, приближенно равное 2,7. При этом пишут ln b.

Переход к новому основанию логарифма

Логарифмических функций бесконечно много:Функция и т.д. Возникает вопрос, как они связаны между собой? Есть ли, например, какая-то связь между функциями у=log2 х и y=log3 x? На рис. 231 изображены графики функций у=log2 х и у=log3 х. Не кажется ли вам, что график первой функции получается из графика второй функции растяжением от оси х с некоторым коэффициентом к >1. Если наше геометрическое наблюдение верно, то должно выполняться равенство:

График

Так ли это? На все поставленные вопросы мы ответим в этом параграфе. Теоретической основой для ответа является следующая теорема.

Теорема

Теперь нетрудно ответить на поставленный выше вопрос: как связаны между собой различные логарифмические функции? Рассмотрим две логарифмические функции у =log2 х и у =log3 х, графики которых изображены на рис. 231. Имеем:

ЗаданиеТаким образом, наша догадка подтвердилась: действительно, справедливо соотношение

Задание;

подтвердилась и наша догадка о том, что в данном случае к > 1, поскольку log2 3 > 1.

Аналогичные формулы связывают и другие логарифмические функции. Например, справедливы соотношения:

Задание

Рассмотрим два важных частных случая формулы перехода к новому основанию логарифма, два следствия из доказанной теоремы.

Следствие 1. Если а и b положительные и отличные от 1 числа, то справедливо равенство:

ЗаданиеДоказательство. Положив в формуле (1) с =Ь, получим:

ЗаданиеСледствие 2. Если а и b — положительные числа, причем A10253.jpg, то для любого числа A10254.jpgсправедливо равенство:

ЗаданиеДоказательство. Перейдем в выражении A10256.jpgк логарифмам по основанию а: Задание

5. Закрепление нового материала:Пример 1. Дано:

Задание

Решение.

Задание

Пример 2. Решить уравнение:

ЗаданиеРешение. Перейдем во всех логарифмах к одному основанию 4. Для этого дважды воспользуемся формулой, доказанной в следствии 2:

ЗаданиеТеперь заданное уравнение можно переписать в более простой форме:

ЗаданиеОтвет: х = 3.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание № 318 – 324.

План теоретического занятия.

Специальность: 060501 Дисциплина ОДБ. 06 Математика

Тема: «Логарифмические уравнения »

Тип занятия: Урок усвоения навыков и умений, комбинированное занятие – с элементами беседы и выполнением упражнений.

Цели занятия:

Образовательные – формирование понятий простейших логарифмических уравнений.

Развивающие - развитие мыслительных операций посредством конкретизации, развитие зрительной памяти, потребности к самообразованию, способствовать развитию познавательных процессов.

Воспитательные - воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, уверенности в себе; воспитание культуры общения. Воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность.

Средства обучения:

- Методическая разработка по теме.

- Электронная презентация по теме.

- Персональный компьютер, медиапроектор.

Внутрипредметные связи: десятичный и натуральный логарифм.

Межпредметные связи: алгебра и матанализ.

Студент должен знать:

- знать вид простейших логарифмических уравнений, основные приемы решений логарифмических уравнений.

- свойства логарифмической функции.

Студент должен уметь:

- решать простейшие логарифмические уравнения и применять основные приемы при решении уравнений.

План занятия

1.Организационный момент – 2 мин.

2.Вводная мотивация: постановка целей, изложение плана урока – 3 мин.

3.Проверка домашнего задания – 10 мин.

4.Изучение нового материала - 45 мин.

Основной материал, с использованием электронной презентацией по теме: «Логарифмические уравнения»

5.Закрепление материала: Решение задач № 337-340 на стр. – 25 мин.

6.Подведение итогов – 3 мин.

7. Домашнее задание – 2 мин. § 18 Упражнение № 337- 340 четные.

Ход урока

1.Организационный момент – 2 мин.

2.Вводная мотивация: постановка целей, изложение плана урока – 3 мин.

3.Проверка домашнего задания – 10 мин.

4.Изучение нового материала - 45 мин.

Основной материал, с использованием электронной презентацией по теме: «Логарифм. Свойства логарифмов»

Логарифмические уравнения

Логарифмическими уравнениями называют уравнения вида

Заданиегде а — положительное число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду.Опираясь на теорему 4 из § 18, согласно которой равенство

Задание

справедливо тогда и только тогда, когда 1=8, мы можем сформулировать следующее утверждение.

Теорема

На практике эту теорему применяют так: переходят от уравнения (1) к уравнению f(х) = g(х) (такой переход называют потенцированием), решают уравнение f(х)= g(х), а затем проверяют его корни по условиям f(х) >0, g(х) >0, определяющим область допустимых значений переменной (ОДЗ). Те корни уравнения f(х) = g(х), которые удовлетворяют этим условиям, являются корнями уравнения (1). Те корни уравнения f(х) =g(х), которые не удовлетворяют хотя бы одному из этих условий, объявляются посторонними корнями для уравнения (1).

Пример 1. Решить уравнение:

Задание

Решение.1) Потенцируя (т.е. освободившись от знаков логарифмов ), получаем:

Задание

2) Проверим найденные корни по условиям:

Задание

Значение x = 4 не удовлетворяет этой системе неравенств (достаточно заметить, что x = 4 не удовлетворяет второму неравенству системы), т.е. x = 4 — посторонний корень для заданного уравнения. Значение x =-3 удовлетворяет обоим неравенствам системы, а потому х = —3 — корень заданного уравнения.

Ответ: х = -3.

Пример 2. Решить уравнение:

Задание

Решение. 1) Сначала надо преобразовать уравнение к виду (1). Для этого воспользуемся правилом: «сумма логарифмов равна логарифму произведения». Оно позволяет заменить выражение log2(х + 4)+ log2(2x + 3) выражением log2(х + 4)(2x: + 3). Тогда заданное уравнение можно переписать в виде:

Задание

2) Потенцируя, получаем:

Задание

3) Проверим найденные корни по условиям:

Задание

(обратите внимание: условия для проверки всегда определяют по заданному уравнению). Значение x = -1 удовлетворяет этой системе неравенств, а значение х = -5,5 не удовлетворяет (это посторонний корень).Ответ: х = -1.

Замечание. Иногда удобнее использовать другой порядок ходов: сначала решить систему неравенств — в примере 2 решением системы неравенств будет интервал (-1,5, 0,5); это — область допустимых значений переменной (ОДЗ) или область определения уравнения. Затем найти корни x1 = -1, х2 = -5,5. И, наконец, сделать проверку найденных значений х, но уже не с помощью системы неравенств, а по найденной заранее области допустимых значений. В примере 2 значение x = -1 принадлежит интервалу (-1,5, 0,5), а значение x = -5,5 этому интервалу не принадлежит. Следовательно, х = -5,5 — посторонний корень, т.е. x = -1 — единственный корень заданного логарифмического уравнения.

Пример 3. Решить уравнение:

Задание

Решение.

Так как

Задание

то заданное уравнение можно переписать в виде

ЗаданиеЕсть смысл ввести новую переменную y = lg х; тогда уравнение примет вид

Задание

Это значение удовлетворяет условию A10208.jpg(посмотрите: у записанного выше рационального относительно у уравнения переменная содержится в знаменателе, а потому следует проверить, не обращается ли знаменатель в 0 при найденном значении переменной у).

Итак, у = 2. Но у = lg х, значит, нам осталось решить простейшее логарифмическое уравнение lg х = 2, откуда находим х = 100.

Ответ: х = 100.

Подведем некоторые итоги. Можно выделить три основных метода решения логарифмических уравнений.1) Функционально-графический метод. Он основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функций. Мы применяли этот метод в § 49.

2)Методпотенцирования.  Он основан на теореме, полученной в начале параграфа. Мы применили этот метод в примерах 1 и 2.

3)    Метод введения новой переменной. Мы применили этот метод в примере 3.

Завершая параграф, рассмотрим пример, в котором для решения уравнения используется еще один метод — метод логарифмирования, и пример решения системы логарифмических уравнений.

Пример 4. Решить уравнение

ЗаданиеРешение. Возьмем от обеих частей уравнения логарифмы по основанию 5; зто — равносильное преобразование уравнения, поскольку обе его части принимают только положительные значения. Получим:

Заданиепозволит переписать заданное уравнение в виде: (l - log5x) ■ log5 х = -2. Замечаем, что «проявилась» новая переменная у = log5 х, относительно которой уравнение принимает весьма простой вид: (1 - у)у = -2. Далее получаем:

ЗаданиеНо у = log5 х, значит, нам осталось решить два уравнения:

log5 x=2, log5 x=-1. Из первого уравнения находим х = 5', т.е. х = 25; из второго уравнения находим x =5 , т.е.

Задание

Пример 5. Решить систему уравнений

Задание

Решение. 1) Преобразуем первое уравнение системы к более простому виду:

Задание2)    Преобразуем второе уравнение системы к более простому виду:

Задание3)    Решим полученную систему уравнений:

ЗаданиеПодставив 2у вместо х во второе уравнение, получим

ЗаданиеСоответственно из соотношения х = 2у находим х2 = 4, х2 = -2. 4) Осталось сделать проверку найденных пар (4; 2) и (-2; -1) с помощью условий, которые мы определяем, анализируя исходную систему уравнений:

ЗаданиеПара (4; 2) удовлетворяет этим условиям, а пара (-2; -1) не удовлетворяет (например, она «не проходит» уже через первое условие 2х -у> 0).

Ответ: (4; 2).

5.Закрепление материала: Решение задач № 337-340 на стр. – 25 мин.

337

1)log 2 (x -5 ) + log 2 (x + 2) = 3

log 2 (x-5)(x +2) = log2 8

(x-5)(x +2)=8

x-5>0

x+2 > 0

x2 - 3x -18=0

x1 = 6 x2 = -3.

Учитывая область определения логарифмической функции х>5 и x > -2 Ответ: х = 6.

6.Подведение итогов – 3 мин.

7. Домашнее задание – 2 мин. § 18 Упражнение № 337- 340 четные.

План теоретического занятия.

Специальность: 060501 Дисциплина ОДБ. 06 Математика

Тема : «Логарифмические неравенства»

Тип занятия: Урок усвоения навыков и умений, комбинированное занятие – с элементами беседы и выполнением упражнений.

Цели занятия:

Образовательные – формирование понятий простейших логарифмических неравенств.

Развивающие - развитие мыслительных операций посредством конкретизации, развитие зрительной памяти, потребности к самообразованию, способствовать развитию познавательных процессов.

Воспитательные - воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, уверенности в себе; воспитание культуры общения. Воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность.

Средства обучения:

- Методическая разработка по теме.

- Электронная презентация по теме.

- Персональный компьютер, медиапроектор.

Внутрипредметные связи: логарифмические неравенства и уравнения.

Межпредметные связи: алгебра и матанализ.

Студент должен знать:

- знать вид простейших логарифмических неравенств, основные приемы решений логарифмических неравенств.

- свойства логарифмической функции.

Студент должен уметь:

- решать простейшие логарифмические неравенства и применять основные приемы при решении неравенств.

План занятия

1.Организационный момент – 2 мин.

2.Вводная мотивация: постановка целей, изложение плана урока – 3 мин.

3.Проверка домашнего задания – 10 мин.

4.Изучение нового материала - 45 мин.

Основной материал, с использованием электронной презентацией по теме: «Логарифмические неравенства»

5.Закрепление материала: Решение задач № 354-357 на стр. – 25 мин.

6.Подведение итогов – 3 мин.

7. Домашнее задание – 2 мин. § 20 Упражнение № 354- 357 четные.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Вводная мотивация: постановка целей, изложение плана урока.

3.Проверка домашнего задания – Письменно на доске № 337-340

4.Изучение нового материала.

Основной материал, с использованием электронной презентацией по теме: «Логарифмические неравенства».

Теоретическая часть:

Алгоритм решения логарифмического неравенства.

1.Найти область определения неравенства (подлогарифмическое выражения больше нуля).

2.Определить, возрастающей или убывающей является логарифмическая функция. ( если основание а> 1, то функция возрастает. Если 0< a < 1, то функция убывает)

3.Переходим к более простому неравенству (подлогарифмических выражений); знак неравенства сохраняется, если функция возрастает, знак меняется, если функция убывает.

4.Решаем полученное неравенство, учитывая область определения исходного неравенства.

Пример:

log3(x – 5) < log x2

1)Область определения неравенства х – 5> 0 и х 2 > 0. Значит,

x> 5.

2)Функция у = log3х возрастает, т.к 3>1.

3)x2 –x +5>0. Неравенство верно при любом действительном х.

4)Решение неравенства: х>5.

Практическая часть: № 354 – 357 (нечетные).

Закрепление нового материала:

Вариант 1

  1. Укажите множество решений неравенства:

а)( – ; 3] б) [3; + в) (; 1]; г) (3,5; +

2. Найдите значение выражения: log3 log77 – log5

а) б) -1; в) 1; г) 7

3. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1) (8; 10); 2) (14; 16); 3) (6; 8); 4) (4; 6).

Вариант 2

1.Укажите множество решений неравенства:

а) ( – ; 4] б) [4; + в) (3,5; 4]; г) (3,5; + .

2.Найдите значение выражения: log7 log1111 – log9

а) 1; б) -1; в) ; г)

3. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения lg 5x = 2

  1. (8;10); 2) (14;16); 3) (19;21); 4) (94;96).

6.Подведение итогов – 3 мин.

7. Домашнее задание – 2 мин. § 18 Упражнение № 354- 357 четные.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: