Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
г. Мытищи
Открытый урок в 6-м классе по теме:
«Нахождение дроби от числа»
УМК Виленкин Н. Я. «Математика.6 класс»
Учитель математики
МБОУ СОШ № 28 г. Мытищи
Алышова Наталья Сергеевна
2012-2013 учебный год
Числа правят миром.
Др. греч.математик Пифагор,
Vв. до н.э.
Тема урока: нахождение дроби от числа
Тип урока: закрепление изученного;
Цель урока:
закрепить правило нахождения дроби от числа;
Задачи:
обучающие:
- закрепить знания, умения и навыки нахождения дроби от числа в ходе выполнения упражнений и решении задач;
развивающие:
- развитие логического и математического мышления, четкости и аккуратности выполнения; умение применять полученные знания для решения простейших задач жизненной практики;
воспитательные:
- развитие интереса к предмету посредством создания игровых проблемных ситуаций; воспитание трудолюбия, умения доводить до конца начатую работу, воспитание умения работать коллективно.
Оборудование:
Мультимедийный комплекс, учебник, раздаточный материал (схемы), цветной мел.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка наличия всего необходимого для урока.
Ребята, тема нашего урока «Нахождение дроби от числа». Сегодня мы с вами повторим правило нахождения дроби от числа и будем тренироваться решать задачи по данной теме, а также повторим ранее пройденный материал (умножение натурального числа на дробь, перевод процентов в десятичное представление, умножение числа на десятичную дробь).
Откройте тетради и запишите: «Классная работа», тему урока: «Нахождение дроби от числа».
II. Проверка домашнего задания
N527 (у доски схема + решение)
?, тыс. жит
3%
550 тыс. жит.
3% = 0,03
550*0,03=16,5 (тыс. человек) – увеличится население за год;
550+16,5=566,5 (тыс. человек) – будет в городе через год.
Ответ: 566,5 тыс. человек.
N528 (схема на доске)
2/9
6/7
27 т
(т) арбузов отправили в столовую.
(т) арбузов осталась.
арбузов отвезли на рынок.
№534 (б) (фронтально, по действиям)
(54,23*3,2-54,13*3,2+0,68):0,2=5
54,23*3,2=173,536;
54,13*3,2=173,216;
173,536-173,216=0,32;
0,32+0,68=1;
1:0,2=5.
III. Устная работа.
Мы уже знакомы с натуральными числами, десятичными дробями. В этом году мы изучаем обыкновенные дроби и уже научились складывать, вычитать и умножать их. Давайте вспомним основные правила.
1. Теоретический опрос:
- что значит сократить дробь?
- как умножить дробь на натуральное число?
- как умножить дробь на дробь?
- как умножить дробь на смешанное число?
- как найти дробь от числа?
- что такое 1%?
2. Устный счет: (слайд 2)
Ребята, а теперь, применяя эти правила, вычислите устно:
Молодцы!
А сейчас перед Вами задачи. Чтобы Вы могли быстро посчитать, я Вам составила схемы.
На подарок мальчику друзья собрали часть стоимости велосипеда. Велосипед стоил 200 рублей. Какую сумму собрали дети? (слайд 3)
Ответ: 50 рублей.
Путешественник за два дня проехал 120 км. В первый день он проехал пути. Сколько он проехал в первый день? (слайд 4)
Ответ: 90 км.
Мама купила на рынке 27 яблок. За завтраком съели часть всех яблок. Сколько яблок съели за завтраком? (слайд 5)
Ответ: 3 яблока.
Самолёт пролетел 600 км. Какое расстояние он пролетит, если преодолел пути? Сколько километров ему осталось пролететь? (слайд 6)
240 (км) – осталось пролететь.
Ответ: 360 км; 240 км.
Какое правило вы использовали для решения этой задачи?
- нахождение дроби от числа.
Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение.
Задача сегодняшнего урока – доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение.
III. Решение задач.
5/6 акварелью
Решить задачу № 493 (стр. 81).
0,25
72 рисунка
На школьной выставке 72 рисунка. 5/6 всех рисунков выполнены акварелью, а 0,25 остальных – карандашами. Сколько карандашных рисунков на выставке?
Решение:
1) (рис.) – выполнены акварелью;
2) (рис.) – оставшиеся рисунки;
3) (рис.) – выполнены карандашами.
Ответ: 3 рисунка.
IV. Физкультминутка.(слайд
Ребята, сейчас я Вам предлагаю всем встать и немного отвлечься от письменной работы.
Я Вам буду называть числа. Если число делится на 2 – то вы поднимаете руки вверх, если на 3 – то руки в стороны, если на 5 – то плечи вверх.
94; 111; 125; 57; 305.
V. Защита проектной работы.(слайд 9, 10)
Ребята, мы продолжаем знакомство с Вашими работами, задания которых были выложены на персональном сайте. Сегодня мы вспомним краткую информацию по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей».
VI.Резерв (решение задач)
На доске с обратной стороны решает один человек. Остальные самостоятельно. Ученикам раздаются схемы (подписанные или пустые) с учётом дифференциации. Первые пять человек, решивших задачу быстрее ученика за доской, получат оценку.
№494
75%
102,8 км
?
1. 75%=0,75
102,8 * 0,75 = 77,1 (км) – проложили.
2. 102,8 – 77,1 =25,7 (км) – осталось проложить.
Ответ: 25,7 км.
VI. Групповая работа
Ребята, сейчас я Вам предлагаю следующий вид работы: вы объединяетесь в группы по 4 человека. У каждой группы на парте лежит конверт с заданиями. Вам дана опорная схема, по которой Вы должны придумать условие задачи, а потом решить ее. Когда группа будет готова, поднимите руку.
(первые три группы отвечают около доски).
1 группа
Всего – 40
I – 35%
II - от остатка после I
III - ?
1) 35%=0,35
40*0,35=14 - I
2)40-14=26 - остаток
3) - II
4)26-13=13 - III
2 группа
Всего – 150
I – 44%
II - от остатка после I
III - ?
1) 44%=0,44
150*0,44=66 - I
2)150-66=84 - остаток
3) - II
4)84-63=21 - III
3 группа
Всего – 160
I – 25%
II - от остатка после I
III - ?
1) 25%=0,25
160*0,25=40 - I
2)160-40=120 - остаток
3) - II
4)120-30=90 – III
4 группа
Всего – 240
I – 75%
II - от остатка после I
III - ?
1) 75%=0,75
240*0,75=180 - I
2)240-180=60 - остаток
3) - II
4)60-10=50 - III
5 группа
Всего – 88
I – 25%
II - от остатка после I
III - ?
1) 25%=0,25
88*0,25=22 - I
2)88-22=66 - остаток
3) - II
4)66-44=22 - III
6 группа
Всего – 110
I – 80%
II - от остатка после I
III - ?
1) 80%=0,80
110*0,8=88 - I
2)110-88=22 - остаток
3) - II
4)22-11=11 - III
VII. Итог урока: оценки за урок.
Чему научились, что вспомнили, повторили?
VII. Домашнее задание: 1. №529 (задача на нахождение дроби от числа), №532, №534(в) (пример на повторение)
2. Творческое задание: составить, решить, оформить на альбомных листах задачу сказочного содержания по теме «Нахождение дроби от числа»