ПИРАМИДА ВОКРУГ НАС
Цель:
Образовательная: отработка умений решения задач по теме: «Пирамида».
Развивающая: способствовать развитию памяти, мышления, наблюдательности, пространственного представления и пространственного воображения.
Воспитательная: воспитание аккуратности, самостоятельности и устойчивого интереса к изучению предмета.
Задачи:
сформировать навыки решения задач по изученной теме;
учить искать нужные сведения в огромных информационных массивах и развивать способность обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи;
учить применять полученные знания, умения, навыки и информацию в организации процесса собственного труда для плодотворной работы.
Тип урока:
комбинированный (урок построен в проектной технологии)
Вид урока:
исследовательская работа с применением информационных технологий.
Методы и приемы работы:
наглядный метод;
исследовательский метод.
Оборудование:
Раздаточный материал;
Презентация Microsoft Office PowerPoint;
План урока:
Подведение к теме и постановка целей урока (2 мин.)
Актуализация знаний и мотивация к познавательной деятельности. (4 мин)
Организация исследовательской работы. (2 мин)
Исследовательская работа. (15 мин.)
Результаты исследовательской работы. (10 мин.)
Решение задачи «Пирамида Хеопса». (10 мин.)
Подведение итогов и результатов урока. Рефлексия. (5 мин)
Ход урока
Организационный момент.
Подведение к теме и постановка целей урока. (2 мин)
Уважаемые, студенты! Наш урок посвящен уже знакомому нам и в тоже время загадочному геометрическому телу - пирамиде. (Слайд 1)
С пирамидой мы с вами уже знакомы, некоторые задачи мы с вами уже решали и будем, конечно же, решать. Но сегодня на уроке мы постараемся ответить на один вопрос: "Что представляет собой пирамида и почему она вызывает такой большой интерес у человечества?" и научимся решать задачи повышенного уровня.
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
Итак, открываем тетради, записываем число и тему урока «Пирамида вокруг нас» (Слайд 2)
Актуализация знаний и мотивация к познавательной деятельности. (4 мин)
Давайте для начала вспомним. (Учащиеся отвечают на вопросы)
Определение пирамиды. (Слайд 3)
Покажите на эскизе все элементы пирамиды и назовите их. (Слайд 4)
Какие виды пирамид мы знаем? (Слайд 5)
Какая пирамида называется правильной? (Слайд 6)
Что значит найти площадь полной поверхности пирамиды? (Слайд 7)
Как найти площадь боковой поверхности пирамиды? (Слайд
Как найти объем пирамиды? (Слайд 9)
Организация исследовательской работы. (2 мин)
На прошлых уроках мы с вами изучали пирамиду как объёмную геометрическую фигуру, т.е. как геометрическое тело. Сегодня же мы рассмотрим пирамиду с такой знакомой, но всё-таки еще неизведанной для нас стороны. И напоминаю, что мы должны сегодня ответить на вопрос: «Почему же пирамида вызывает такой интерес у человечества?» (Слайд 10)
Сейчас вы делитесь на четыре группы (по два человека): (Слайд 11)
Историки,
Математики,
Исследователи свойств пирамид,
Исследователи мировой системы пирамид
Группа “Историки” (Слайд 12)
Найти материалы о первых пирамидах.
Сформулировать вывод о значимости пирамид с исторической и математической точек зрения.
Группа “Математики” (Слайд 13)
Найти определения пирамиды, которые были сформулированы древними учеными.
Сравнить современные трактовки с древними.
Группа “Исследователи свойств пирамид” (Слайд 14)
Исследовать уникальные свойства пирамид.
Подготовить материал о практическом применении свойств пирамид.
Группа “Исследователи мировой системы пирамид” (Слайд 15)
Установить связи между местами расположения пирамид.
Сформулировать вывод о расположении пирамид на Земле.
Исследовательская работа. (15-16 мин.)
Результаты исследовательской работы. (10-11 мин.)
(Слайд 16) Арабский писатель XIII века сказал: "Все на свете боится времени, а время боится пирамид". Эти слова, как нельзя, кстати. Дело в том, что пирамиды - это единственное из семи чудес света чудо, дожившее до нашего времени, до эпохи телевидения и компьютерных технологий.
Обратимся к истории возникновения пирамид и предоставим слово вашим однокурсникам. На защиту каждой группе дается 2 минуты.
Сообщение 1 группы: “Историки”
Сообщение 2 группы: “Математики”
Сообщение 3 группы: “Исследователи свойств пирамид”
Сообщение 4 группы: “Исследователи мировой системы пирамид”
В результате наших исследований мы пришли к выводу, что на Земле существует строгая пирамидально-географическая система пирамид.
Пока никто не может сказать, для чего существует эта система, созданная с изумительной математической точностью. Но в последнее время все больше ученых склоняются к мысли, что она предназначена для связи Земли с удаленным уголком космоса.
Решение задачи. (10 мин.)
Задача. (Слайд 17)
Стороны основания правильной четырехугольной пирамиды равны 72, боковые ребра равны 164. Найдите площадь поверхности этой пирамиды.
5. Подведение итогов и результатов урока. Рефлексия. (5-6 мин)
Уважаемые студенты, позвольте поблагодарить вас за труд, который вы проделали, за ваши исследования. Сегодня вы приоткрыли завесу тайн, которые скрывают пирамиды. Однако они остаются для нас загадками. Заполните, пожалуйста, анкетные листы (прочитать вопросы вслух)
Анкетный опрос
1
2
Фамилия _______________________________
Сегодня на уроке я вспомнил (а):__________________________________
_______________________________________________________________
я узнал (а):_____________________________________________________
______________________________________________________________
я научился (ась):________________________________________________
______________________________________________________________
мне понравилось:_______________________________________________
_______________________________________________________________
я бы изменил (а):________________________________________________
_______________________________________________________________
3
Оценка за мою работу на уроке: