Разработка урока по алгебре на тему: «Производная», 10 класс
Строчихина Елена Александровна,
МОБУ СОШ №3 МО Кореновский район,
учитель математики
Цель урока. Обобщить теоретические знания по теме «Производная», рассмотреть способы нахождения производных базового и повышенного уровня сложности. Организовать работу учащихся по указанной теме на уровне, соответствующем уровню уже сформированных знаний.
I этап урока. Организационный момент (1 минута).
Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и поясняет, что во время урока будет использовать тот раздаточный материал, который находится на партах.
II этап урока (12 минут). Активизация мыслительной деятельности учащихся по теме: «Производная»
1. Учитель обращается к учащимся с вопросом: «Что называется производной функции?»
Звучит определение.
Определение. Производной функции f в точке х называется число, к которому стремится разностное отношение при Δx, стремящемся к нулю.
Учитель задает еще вопрос: «Существует ли производная функция в точке разрыва функции?»
Должен прозвучать ответ: «Нет».
Учитель просит сформулировать правила нахождения производной.
Учащиеся называют основные правила нахождения производных.
Должны прозвучать ответы:
1. Производная суммы (u + v)'=u'+v';2. О постоянном множителе (Cu)'=Cu';3. Производная произведения (uv)'=u'v+uv';4. Производная дроби (u/v)'=(u'v-uv')/v2;5. Производная сложной функции
2. Учитель предлагает учащимся применить только что сформулированные теоретические факты к решению задач, обращает их внимание на вывешенный плакат с основными формулами нахождения производных и просит их вспомнить. Через минуту убирает этот плакат.
Учащимся розданы листы на два варианта с заданиями для устной работы тестового типа следующего содержания:
Вариант 1
Вариант 2
Должны прозвучать следующие ответы к тесту:
I вариант: 1.В 2.А 3.А 4.В 5.Б 6.А 7.Б 8.ВII вариант: 1.Б 2.В 3.В 4.В 5.А 6.Б 7.В 8.А
IV этап урока (10 минут). Закрепление теоретического материала по теме: «Производная»
Учитель вызывает к доске четырех учащихся и дает им разные по сложности задания, остальные учащиеся выполняют их в тетради. Затем каждый из учащихся, выполнивший задание у доски, объясняет порядок его выполнения.
1. Вычислить производную:
а) у = 4х2 + 5х + 8.
Решение
2. Вычислить производную у = (2х – 1)3 и найти ее значение в точке х0 = 2.
Решение
3. Вычислить производную функции:
Решение
4. Дана функция f(x) = х3. Решите уравнение: f(x) = f '(х).
Решение f(x) = х3
Так как по условию f(x) = f '(х), тогда имеем уравнение вида
Решим его :
х=0 или х-3=0,
х=3.
Ответ: 0; 3.
V этап урока (15 минут). Разноуровневая самостоятельная работа
Учитель выдает задания для самостоятельной работы, сообщая учащимся, что на ее выполнение отводится 15 минут.
Для учащихся третьей группы учителем составлены желтые карточки – это, как правило, учащиеся со слабой математической подготовкой, педагогически запущенные школьники. Работа для них содержит простейшие задания аналогичные тем, которые разбирались на уроке (2 задания) и два задания на темы, по которым они уже демонстрировали успешное выполнение заданий.
Желтая карточка №1
1 Найдите производную функции:
2. Найдите производную функции в точке .
Вычислите у ', если у(х) = ctgx – tgx.
Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = х4 - 2х2 + 1 .
Желтая карточка №2
1 Найдите производную функции:
2. Найдите производную функции в точке .
3.Вычислите у ', если у(х) = cosx – sinx.
Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = х - х2 + 1 .
Желтая карточка №3
1 Найдите производную функции:
2. Найдите производную функции в точке .
Вычислите у ', если у(х) = sinx – cosx.
Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = х - х + 1 .
Для учащихся второй группы учитель выдает зеленые карточки. Двум наиболее подготовленным учащимся из этой группы учитель предлагает решать задачи на доске по зеленным карточкам.
Зеленая карточка №1
Найдите производную функции:
a).
б) у = sin(2х2 + 3) .
в) .
г) у = 2cos3x .
Вычислите у ' (600), если у(х) =
Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = - .
Зеленая карточка №2
Найдите производную функции:
a).
б) у = cos(3х2 + 3) .
в) .
г) у = 2sin4x .
Вычислите у ' (600), если у(х) =
Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = - .
Зеленая карточка №3
Найдите производную функции:
a).
б) у = sin(3х3 + 1) .
в) .
г) у = 2cosx .
Вычислите у ' (600), если у(х) =.
Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = - 2.
Учащимся первой группы учитель выдал розовые карточки с задачами повышенного уровня сложности.
Розовая карточка №1
1. Найдите производную функции:
а) у =
б) у = (х2 + 6) .
в) у =
г) у = arctg 2x
Вычислите у ', если у(х) = sin x · cos2 x
Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = x – tg x
Решить неравенство у ' > 0, если у(х) = (3х – 1)10 · (2х + 5)7.
Розовая карточка №2
1. Найдите производную функции:
а) у =
б) у = (х3 - 6) .
в) у =2 .
г) у = arcctg 3x
2.Вычислите у ', если у(х) = sin x · cos x
3.Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = x – ctg x
4. Решить неравенство у ' > 0, если у(х) = (2х – 1)9 · (3х + 5)6.
Розовая карточка №3
1. Найдите производную функции:
а) у =
б) у = (х2 + 6) .
в) у =
г) у = arccos 2x
2.Вычислите у ', если у(х) = sin x · cos2 x
3.Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = x –2cos x
4. Решить неравенство у ' 0, если у(х) = (5х –1)10 · (х + 5)7.
VI этап урока (6 минут). Обсуждение решений задач, представленных на доске
На доске учащиеся решали по зеленым карточкам, свою работу они комментируют, а остальные учащиеся записывают в тетради.
VII этап урока (1 минута). Подведение итогов урока, комментарии по домашнему заданию
Учитель еще раз обращает внимание на те формулы и теоретические факты, которые вспоминали на уроке, говорит о необходимости выучить их. Отмечает наиболее успешную работу отдельных учащихся, при необходимости выставляет оценки.
В качестве домашнего задания учащиеся получают по варианту из предыдущей краевой контрольной работ и по циклу обмениваются вариантами самостоятельной работы в своей группе.