Лебедева Ирина Анатольевна, учитель математики МБОУ Новобатайская СОШ №9
Тема «Производная. Физический и геометрический смыл производной»
Тип урока – обобщающий.
Вид – комбинированный.
Цели урока:
Обучающие:
повторить основные формулы и правила дифференцирования, физический и геометрический смысл производной; сформировать умение комплексного применения знаний, умений, навыков и их перенос в новые условия; проверить знания, умения, навыки учащихся по данной теме.
Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету.
Развивающие: содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение; формированию умений самооценки и взаимооценки, познавательную активность, развивать вычислительные навыки.
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Мультимедийная доска.
Компьютер.
Презентация с заданиями.
Приложения с основными формулами и правилами дифференцирования .
Карточки для проведения рефлексии, оценочные листы
1. Организационный момент.
Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Теоретический опрос.
Сформулируйте определение производной.
Как называется операция нахождения производной?
Какая функция называется дифференцируемой в точке?
В чем заключается физический смысл производной?
В чем заключается геометрический смысл производной?
Какая функция называется дифференцируемой на некотором промежутке?
Сформулируйте правило нахождения производной суммы, произведения, частного.
Параллельно один из учащихся работает с формулами на мультимедийной доске. Работа проходит в виде игры в лото «Собери формулы» Например:
(ax)’
axln a
.
4. «Верно- неверно».
Каждому учащемуся раздаются карточки белого и черного цветов. Если ученик согласен с ответом -он поднимает белую карточку, если - нет – черную. Цель данного задания – понимание смысла теоретических знаний.
Верно ли, что тангенс угла наклона касательной к графику функции– это есть значение производной в точке касания?
да
Верно ли, что функция дифференцируема на отрезке [a,b], если она имеет производную в каждой точке интервала (а,b)?
нет
Верно ли, что производная суммы функций равна сумме производных функций?
да
Верно ли, что производная функции у = ln x имеет производную в точке х = - 5?
нет
Верно ли , что первая производная пути от времени – это есть ускорение материальной точки?
нет
Верно ли, что функция у =cos x дифференцируема на множестве действительных чисел?
да
Верно ли, ( f(x)·g(x))’=f’(x)·g’(x)?
нет
5. Устный счёт. Задачи с выбором ответов .
У каждого учащегося на столе лежат карточки с номерами 1, 2, 3. Учащиеся поднимают номер правильного ответа.
1.
Найти у’, если у = ln(3x-1)
2
Найти у’, если у = (2х+1)2
.
1. 2. 3.
3.
1. 4(2х+1) 2. 2(2х+1) 3. 4х
4. Найти мгновенную скорость точки, если закон её движения выражается формулой s(t) =
1. 2. 3.
5. Вычислить угловой коэффициент касательной в точке х=4 к графику функции
1. 2. 3. 2
Работа у доски.
1. Найти значение производной функции у(х) в заданной точке х 0
у = ln(x+1)-ex+3sin3x+log3Х X0 =0
y = - X0 =1
y = + lnx X0 =1
2. При движении тела по прямой расстояние S (в метрах ) от начальной точки изменяется по закону s(t) = (t – время движения в секундах). Через сколько секунд после начала движения тело сделает вторую мгновенную остановку, если Vмгн = 0.
Найти тангенс угла наклона касательной к графику функции у = в точке с абсциссой .
Самостоятельная работа.
I вариант
При движении тела по прямой расстояние S (в метрах ) от начальной точки изменяется по закону s(t) = (t – время движения в секундах). Сколько мгновенных остановок сделает тело за первые 5 сек. своего движения, если Vмгн = 0.
Вычислить производную функции у =
II вариант.
Через точку графика функции у = с абсциссой проведена касательная. Найдите её угловой коэффициент.
Вычислить производную функции у = cos(8-4x)· .
Итог урока.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Сегодня на уроке:
Я повторил …………..
Я закрепил умения вычислять………………..
Теперь я знаю ………………………
Оценивание учащихся по учетным карточкам.
Домашнее задание.
Проверь себя стр. 254
Фамилия Имя. Класс ____________________________________
Теоретический опрос
Верно-неверно
Задания с выбором ответов.
Работа у доски
Самостоятельная работа.
Итого.