Урок – соревнование: Производная и первообразная.
Клименко Ольга Андреевна, учитель математики 2 категории
Цель урока: повторение ранее изученного материала с целью качественной подготовки учащихся к сдаче единого национального тестирования.
Задачи урока:
Обучающие: формировать навыки прикладного использования аппарата производной;
выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по вычислению производных функции и ликвидировать пробелы в знаниях в соответствии с требованиями к математической подготовке учащихся.
Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы, развивать навыки коррекции собственной деятельности через применение информационных технологий.
Воспитывающие: побуждать учащихся само- и взаимоконтролю, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
Тип урока: обобщающий.
Методическое обеспечение занятия: раздаточный материал к уроку, интерактивная доска.
Опора на ранее полученные знания: формулы и правила нахождение производных и первообразных функций, тригонометрические формулы, формулы сокращённого умножения
ХОД УРОКА
Организационный момент
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте ребята и гости, я рада встрече с вами. Сегодня у нас урок необычный, урок-соревнование, и соревноваться вы будете не командами, не группами, как мы привыкли, а сами с собой. Чем выше будет полученный балл, тем выше оценка, а у некоторых их будет две.
Эпиграфом к уроку станут слова Аристотеля “УМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ЗНАНИИ, НО И В УМЕНИИ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ”.
Как вы понимаете смысл этих слов?
В какой ситуации вашей жизни вам приходилось применять ваши математические знания на практике?
Демонстрировать свои знания вы сегодня будете по теме “Производная и первообразная ”. Перед вами стоят задачи повторить, обобщить, закрепить ранее полученные знания с целью качественной подготовки к ЕНТ.
На партах у каждого из вас оценочный лист, в который вы будете заносить полученные вами балы за каждый пройденный этап.
Тот ученик, который выходит к доске для какого – либо объяснения получает бонус - красный жетон, который приравнивается к 1 баллу.
Лист контроля
Учебный
элемент
Задание
Баллы
Максимально баллов
Полученные баллы
УЭ1
Заполнить пропущенные ячейки
22
УЭ2
Найди ошибку
7
УЭЗ
Заполни пропущенные ячейки в вычислениях
14
УЭ4
Для данной функции вычисли производную и первообразную
10
УЭ5
Расшифруй кодировку
7
УЭ7
индивидуальная работа по решению заданий тестового характера из сборников для подготовки к ЕНТ
5 – «5»
4 – «4»
3 – «3»
УЭ7 *
Задание для эрудитов
Итого
56 – 65 – «5»
49-55 – «4»
39-48 – «3»
Оценка за урок
2. Актуализация имеющихся знаний
1 этап. У каждого на парте заготовлена таблица формул вычисления производных и первообразных, в которой не все ячейки заполнены. Задача каждого ученика восстановить записи.
f(x)
f`` (x)
F(x)
c
0
Kx+c
+c
-k
+c
k
(kx+b)n
nk(kx+b)n-1
+c
-
После проделанной работы на экране доски появляется верно заполненная таблица, ученики производят взаимопроверку и полученные баллы заносят в оценочный лист.
3. Практическое применение знаний
2 этап. На экране интерактивной доски расположен флипчарт с решёнными заданиями. В каждом задании имеется ошибка в рассуждениях или в вычислениях. Найдите её и исправьте.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Данную работу один ученик выполняет у доски, после проделанной работы комментирует .
3 этап. У вас на столах имеются решения примеров на нахождение неопределённого интеграла, но некоторые моменты в них пропущены. Заполните их:
1 вариант
2 вариант
1.=
1. =
2. =
2. =
3. =
3. =
4. =
4.=
5. = +c
5.=
6. = -2
6. =
7. =
7.=
8. = -
8. = -
9. = 7+c
9. =
10.=
10.=
1 вариант
2 вариант
1.=
1. =
2. =
2. =
3. =
3. =
4. =
4.=
5. = +c
5.=
6. = -
6. =
7. =
7.=
8. = -
8. = -
9. = +c
9. =
10.= +c
10.=
После проделанной работы 10 учеников с каждого варианта заполняют пропущенные моменты в решениях с объяснением c места.
4 этап. На доске записаны пять функций. Задача учеников вычислить для них производную и первообразную. После выполненной работы в парах, пять учеников выходят к доске и объясняют ход решения.
f (x) =
5 этап. Решив эти примеры, вы расшифруете фамилию французского математика, который ввел термин “производная”.
Р
Н
Г
А
Ж
А
Л
10
5
-1
н
а
г
р
а
л
ж
На доске высвечивается флипчарт с решениями и ответом. Ученики производят проверку своей работы и выставляют полученные баллы в оценочный лист.
6 этап Ученица класса проводит физминутку для снятия напряжения с глаз и активизации мозгового кровообращения.
Ученикам предлагается закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
7 этап Индивидуальная работа по решению заданий тестового характера из сборников для подготовки к ЕНТ. У каждого на парте имеется тест из 5 заданий. В течение девяти минут ученики самостоятельно прорешивают задания теста. После проделанной работы ученики заносят ответы при помощи оборудования активвод. На доске появляется процент выполнения теста каждым учеником. Данные результаты переводятся в баллы и заносятся в оценочный лист. После чего на экране доски появляется флипчарт с правильными решениями. В это время ученики, набравшие
« 5 » баллов, выполняют задание «для продвинутых».
Дана функция . Вычислить у' (х).
3х + 2
3х2 +
х +
3х2 + 2
3х2 +
Найти производную функции у =
Первообразные функции у = 5
-
Найдите у' (
-1
1
-
-
Найти у' (х), если у =
+
+
*Задание для продвинутых: ( действует с самого начала урока)
Найти производную функции у =
Вычислить первообразную для функции у = 6х2-4х+1
Вычислить производную для функции у =
Вычислить производную для функции у =
Вычислить значение производной при х = 5, если у = ( 4х+1)
Вычислить первообразную для функции у = +
Вычислить производную для функции у =
Вычислить первообразную для функции у =
Вычислить производную для функции у =
Вычислить производную для функции у = 3
Вычислить производную для функции у =
Вычислить производную в точке х = 0 для функции у =
Вычислить первообразную для функции у =
Вычислить производную для функции у =
Вычислить производную для функции у =
Вычислить производную для функции у = tg
Вычислить производную для функции у = (
Вычислить производную для функции у = (24
Вычислить производную для функции у =
Вычислить производную для функции у =
8 этап Подведение итогов урока. Оценивание.