Урок математики в 6-м классе
по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"(второй урок)
учитель математики Тоцкой СОШ им. А.К. Стерелюхина
Радаева Н.В.
Цели урока:
1. Дидактическая: закрепить понятие прямо и обратно пропорциональных величин; научить учащихся выделять в условиях задач две величины; устанавливать вид зависимости между ними; научить их делать краткую запись условия задачи и составлять пропорцию; способствовать выработке навыков решения задач, связанных с прямо и обратно пропорциональными величинами; закреплять навыки и умения решения пропорций.
2. Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, развитию математической речи, умения говорить красиво, грамотно, чётко, в нужном темпе; развивать память, умение слушать другого и понимать его речь.
3. Воспитательная: воспитывать аккуратность выполнения записей на доске и в тетрадях, формировать любознательность к истории развития математики, пробуждать интерес ко всему, что нас окружает, удивительному творению – человеку и природе.
Ход урока.I. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята, садитесь! сегодня еще один урок посвятим теме: « Прямая и обратная пропорциональные зависимости».II. Устная работа.
Итак давайте вспомним:
Что такое пропорция?(Равенство двух отношений называют пропорцией). А теперь напрашивается следующий вопрос:
а что такое «отношение»?(частное двух чисел называют отношением).
Какие величины называются прямо пропорциональными? Приведите примеры
Какие величины называются обратно пропорциональными? Приведите примеры.
Решим уравнения:
21:х=36:12 х:30=54:40 3,5:2,1=х:4,5(решая уравнения промежуточные вычисления можно записать на доске. Решая уравнения ученики проговаривают правила нахождения неизвестных членов пропорции)
III. Повторение и обобщение пройденного материала.
Открыли классные тетради и записали число, классная работа, тему урока «Решение задач».1)№783 (Виленкин)Прочитали.Вспоминаем этапы решения:
Записываем краткую запись.
Определяем вид зависимости, для этого отвечаем на 2 вопросаА)как изменилась известная величина?Б)как должна измениться другая?
Составляем пропорцию,
Находим неизвестный член пропорции.
Возвращаемся к краткой записи, проверяем реальность ответа.( Здесь даже полезно дать учащимся ошибиться в пунктах 2,3,4, чтобы показать важность и действенность пункта 5). Затем пишем ответ.Решение:6см²---46,8 г2,5см²---? г2,5*46,8 =19,5(г) 6^ Ответ: масса шарика19,5 г.№785. Опять один к доске, решает задачу со всеми комментариями.Решение:5 бульдозеров --- 210 минут7 бульдозеров ---? минуткакая зависимость?= =150(мин)^ Ответ: за 150 минут расчистят площадку 7 бульдозеров. 2)Самостоятельная работа с фронтальной проверкой.
IV. Работа в парах.
«Да» значком «+», нет значком «-».
1. Зависимость между количеством товара и стоимостью покупки является прямой пропорциональностью.
2. Рост ребенка и его возраст прямо пропорциональны.
3. При постоянной ширине прямоугольника его длина и площадь прямо пропорциональны.
4. Скорость автомобиля и время его движения обратно пропорциональны.
5. Скорость автомобиля и его пройденный путь обратно пропорциональны.
6. Две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в два раза другая в два раза уменьшается.
7. Грузоподъемность машин и их количество прямо пропорциональны.
8. Периметр квадрата и длина его стороны прямо пропорциональны.
V.Домашнее задание. П.20-22,№815,816,817
VI. Итог урока
Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Решите пропорцию:
а) х : 64 = 3 : 8; б) 50 : у = 10:12.
2. Чтобы вывезти товар, прибывший на железнодорожную станцию, потребуется 21 автомашина грузоподъемностью 2,5 т. Сколько потребовалось бы автомашин грузоподъемностью 3,5 т?
Вариант 2
1. Решите пропорцию:
а) 7 : х = 49 : 6; б) 9 : у = 12 : 24.
2. 15 рабочих закончили отделку квартир в новом доме за 24 дня. За сколько дней выполнили бы эту работу 18 рабочих?