Глава: Начальные геометрические сведения
Тема: Прямая и отрезок
Класс: 7
Дата:5.09.2012
№ урока в теме: 1урок
Цели урока: -систематизировать знания учащихся о взаимном расположении точек и прямых;
-познакомить учащихся со свойством прямой (через любые две точки можно провести прямую и притом только одну);
-рассмотреть прием практического проведения прямых на плоскости
План урока
Организационный момент
Вводная беседа
Изучение нового материала
Закрепление изученного материала
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы урока и формулирование целей.
Вводная беседа
Учащимся раздается лист содержащий следующий текст. Потом задаются вопросы по тексту.
Геометрия – одна из наиболее древних наук. Первые геометрические сведения найдены в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах (3 тысячелетие до н.э.), а также в других источниках. Название науки «геометрия» древнегреческого происхождения, оно составлено из двух древнегреческих слов: «ge»-«земля» и «metreo»-«измеряю»(измеряю землю). Появление и развитие геометрических знаний связанно с практической деятельностью людей.Это отразилось и в названии многих геометрических фигур. Например название фигуры трапеция происходит от греческого слова «trapezion»- столик, от которого произошло также слово- трапеза. Термин линия возник от латинского linum- л»ен, льняная нить». Практические потребности людей (сооружение жилищ, храмов, желание украсить одежду, рисовать картины) способствовали приобретению и накоплению геометрических сведений, которые изначально передавались в устной форме из поколения в поколение. Новые сведения и факты добывались опытным путем, выводились некоторые правила (например правила вычисления площадей) и данная наука не являлась точной. И только в 6 веке до нашей эры древнегреческий ученый Фалес начал получать новые геометрические сведения с помощью доказательств. В 3 веке до нашей эры греческий ученый Евклид написал сочинение «Начала» и почти два тысячелетия геометрия изучалась по этой книге, а наука в честь ученого была названа евклидовой геометрией. (Слайд 3,4,5)
В настоящее время геометрия – это целая наука, занимающаяся изучением геометрических фигур. (Слайд 6)
Далее целесообразно продолжить беседу, опираясь на ранее полученные знания в курсе математики 1-6 классов, в виде ответов на вопросы:
-Какие геометрические фигуры вам известны?
Далее включаем слайд на котором фигуры разделены на два столбика.(Слайд 7)
-По какому принципу данные геометрические фигуры записаны в две группы?
Часть геометрии, в которой рассматриваются фигуры на плоскости, называется планиметрией, а та часть, в которой рассматриваются фигуры в пространстве называется стереометрией. Мы начинаем изучение геометрии с планиметрии.Записывается информация со слайда в тетрадь.
Изучение нового материала
В курсе математики учащиеся уже знакомы с понятиями прямая, отрезок, умеют их обозначать, чертить, знают о принадлежности точек прямой и отрезку, поэтому нет необходимости повторять уже известные факты. Будет целесообразнее организовать повторение данной темы в ходе выполнения следующих упражнений при параллельном введении новых понятий, определений и т.д.
К доске вызывается один из учащихся, остальные работают в тетрадях.Учитель читает задание и по мере необходимости вводит новые понятия, символы, делает необходимые записи на доске.
Начертите прямую. Как ее можно обозначить? (Прямая а или АВ)
Отметьте точку С, не лежащую на данной прямой. И точки Д, Е, К, лежащие на этой прямой.
В математике существуют специальные символы, позволяющие кратко записать как5ое либо утверждение. Символы € не принадлежит .(Слайд
Сколько прямых можно провести через две точки?(одну прямую)
Через любые две точки можно провести прямую?(да, и притом только одну)
Начертите прямые XY и MK, пересекающиеся в точке О.Для того чтобы кратко записать, что прямые XY и MK, пересекаются в точке О, используют символ ∩ и записывают так: XY∩MK=0. .(Слайд 9)
Сколько общих точек могут иметь две прямые? (Две прямые могут иметь или одну общую точку или не иметь ни одной.
На прямой a отметьте последовательно точки А,В,С,D.Запишите все получившиеся отрезки(получились отрезки АВ, ВС, CD, AC,AD, BD.)(работа у доски)
Закрепление изученного материала
Можно предложить задания для самостоятельного решения .
1 уровень
Учебник: задачи № 2,5,6.(Слайд 10)
2 уровень
Решить задачи
Сколько точек пересечения могут иметь три прямые? Рассмотрите все возможные случаи и сделайте рисунки. Ответы: три точки пересечения, одна точка пересечения, 2 точки пересечения, ни одной точки пересечения.)
На плоскости даны три точки. Сколько прямых можно провести через эти точки так, чтобы на каждой прямой лежали хотя бы две из данных точек? Рассмотрите все возможные случаи и сделайте рисунки(Ответы:1 прямая, 3 прямые)
В ходе самостоятельного решения учителю желательно контролировать работу учащихся, решающих задачи 1 уровня сложности с целью проверки успешности усвоения темы урока и своевременной помощи при возникающих у учащихся затруднениях. В конце урока заслушать учащихся выполняющих задачи 2 уровня сложности, выполнив на доске необходимые рисунки. При этом учитель должен обратить внимание на то, чтобы учащиеся, не решавшие данные задачи поняли суть решения.
Домашнее задание
№1, №3, №7, №4.(Слайд 11)
Параграф 1-2, вопросы 1-3 стр.25.Подготовить сообщение об «истории геометрии»
Подведение итогов урока: Выставление оценок за работу на уроке