Урок обобщение и систематизация знаний по теме:
«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Цели:
образовательные: закрепление изученного материала, отработка навыков сложения и вычитания чисел с разными знаками; проверка степени усвоения учащимися материала;
развивающие: развитие вычислительные навыков, мышления, коммуникативной культуры, творчества.
воспитывающие: воспитание добросовестного отношения к учебе.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, рабочие листы.
Ход урока
Оргомент. Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке нам с вами предстоит закрепить знания по теме: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Актуализация знаний. Я предлагаю вам ответить на ряд вопросов:
Что такое алгебраическая сумма?
Что такое целые числа?
Что такое модуль числа?
Какие числа называются противоположными?
Задание разминка.
Раздаются карточки с заданиями каждому ряду, задание выполняется на скорость: по одному заданию на каждого человека. На экране представлена таблица, в которой каждому числу соответствует буква. Ученик, решая задания выбирает нужную букву. А последний ученик должен записать полученное слово. (задание интересно тем, что учащийся сразу может выполнить самопроверку).
-
Задания
Ответы
Буквы
– 18 + 33
– 3 / 16 – 13 / 16
– 13 + 21
2,5+3,5
– 14 + 9,5
– 13 + 21
– 34 + 25
– 12 / 5 + 12 / 5
– 31 / 8 – 7 / 8
25,5 – 26,6
– 17 + 25
– 15
– 1
8
1
-4,5
8
-9
0
-4
1,1
8
Б
Р
А
Х
М
А
Г
У
П
Т
А
Итак, загадано слово – БРАХМАГУПТА. Вы узнали имя индийского математика Брахмагупта, который жил в VI веке и один из первых стал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа этот математик представлял как “имущество”, а отрицательные числа – как “долги”. Правила сложения отрицательных и положительных чисел он выражал так: сумма двух имуществ – имущество.
Задание: кто вперед. Два человека у доски будут решать на скорость задания, остальные ребята в тетради выполняют упражнения самостоятельно. После выполнения задания ребята осуществляют самопроверку, сверяя полученные ответы с ответами представленными учителем.
Задания
Ответы
0
-2,5+4,6 + 5,5 –5,6
2
–3,8 –(–1,8) + (–2,8) + 6,8
2
Задание: прочитай чертеж. (ребята работают самостоятельно, затем выполняется проверка учащимися номера противоположного варианта)
Вспомним, что такое числовые промежутки и какие неравенства им соответствуют.
А) Назовите числовые промежутки, изображенные на чертеже. Запишите неравенство, соответствующее им. Укажите, если возможно наибольшее и наименьшее значение переменной (задание выполняется по вариантам).
1 вариант
Открытый луч
луч
2 вариант
Луч
Открытый луч
1 вариант
Интервал
Отрезок
2 вариант
Интервал
Отрезок
Задание: подумай и реши рациональным способом.
Найдите сумму всех целых чисел, принадлежащих числовому промежутку. Задание выполняется комментировано.
-2+(-1)+…+0+1=-2
-9-8-…+9+10+11=21
-3-2-…+2+3+4+5=9
-5-4-…+4+5+6+7=13
Задание: найти расстояние между точками. Один человек описывает решение у доски.
А(-), В (). Найдите координату точки С, являющейся серединой отрезка АВ.
Решение:
Тогда, длина половины отрезка равна 3,225.
- координата точки С, С(-1,025).
Ответ: С(-1,025).
Самостоятельная работа с взаимной проверкой.
1 вариант
2 вариант
-6,5+3,1
-5,3—1,8
-4,6-5,2
-5,2+3,7
-5,8+8,9
7,6—8,3
6,8-9,7
-4,9+6,8
Ребята обмениваются тетрадями и сверяют полученные ответы с ответами, представленными учителем на доске.
Рефлексия. Учитель рассказывает притчу.
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А Что ты делал целый день?”. А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма”.
Ребята! Давайте мы попробуем оценить каждый свою работу за урок.
Кто работал так, как первый человек поставьте в рабочих листах «0».
Кто работал добросовестно, поставьте «4»
Кто принимал участие в строительстве храма “Знаний”, поставьте «5».
Всем спасибо за урок и желаю удачи в дальнейшем изучении науки.