Умножение десятичных дробей (5 класс)
Номинация «Предметы точных дисциплин» (математика)
Матей Ольга Геннадьевна
Учитель математики
МБОУ-ООШ№21 город Армавир Краснодарского края.
Цель урока: ввести правило умножения десятичных дробей, формировать умение умножать десятичные дроби.
Задачи урока:
повторить правило умножения натуральных чисел;
развивать познавательный интерес к предмету, математическую речь учащихся, чувство коллективизма;
воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение выслушивать друг друга.
развивать навыки мышления, смекалку, творческие способности учащихся, прививать навыки внимательности и самоконтроля;
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Тип урока: изучение новой темы.
Преподавание ведется по учебнику Математика 5 класс И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович,-М.: Мнемозина, 2010г.
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация и постановки целей урока.(2мин)
Здравствуйте ребята! Сегодняшний урок мы начнем с высказывания русского ученого «Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
Выполнив задание, вы узнаете, кому принадлежат эти слова.
Вычислите значения следующих выражений: (устная работа 8мин)
1)5,68+13,32
К. 18; Л. 19; С. 18,9
2) 17,81 – 2,5
О. 15,31 Е. 15,81 С.15,76
3) 4,541+2,5
Н.6,041 М. 7,041 Л. 6,591
4) 4,45∙10
Е. 0,445 А. 445 О. 44,5
5)35,7:1000
Н. 0,0357 К. 0,357 Г. 3,57
6) 25∙5
Я.100 О. 125 И. 115
7)15см
С. 1,5дм К. 1,5мм З. 0,015м
8)125∙25
Е. 3000 О. 3125 И. 2500
9) 3+
К. 8 В. 8 Р. 8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Молодцы ребята! Вы справились с заданием. Это Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик. О нем и его работах более подробнее вы узнаете на уроках химии и физики.
А теперь давайте рассмотрим с вами и сравним две задачи. (15мин)
Найдите площадь зала прямоугольной формы со сторонами 12м и 47м.
Найдите площадь кабинета прямоугольной формы, длина которого – 12м и ширина – 4,7м.
Вспомните, пожалуйста, как найти площадь прямоугольника. Правильно! Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину его умножить на ширину.
Давайте решим эти задачи. 1) 12∙47=564(м2). Чем отличается вторая задача от первой? Как вы думаете, какова тема нашего урока? Правильно! Умножение десятичных дробей. Итак, длина прямоугольника осталась прежней, а ширину уменьшили в 10 раз. Как вы думаете, как изменится произведение, если один из множителей уменьшить в 10 раз? Правильно! Произведение также уменьшится в 10 раз. А если один из множителей уменьшить в 100 раз? А если оба множителя уменьшить в 10 раз?
А теперь, рассуждая аналогично выполним следующее задание.
Вычислите:
28∙4 16∙56
2,8∙4 1,6∙56
0,28∙4 0,16∙56
28∙0,4 16∙5,6
28∙0,04 16∙0,56
2,8∙0,4 1,6∙5,6
2,8∙0,04 1,6∙0,56
0,28∙0,04 0,16∙0,56
Молодцы ребята! Ну а теперь давайте сделаем вывод, как мы с вами умножали десятичные дроби и сформулируем правило умножения десятичных дробей.
При умножении десятичных дробей сначала надо выполнить умножение, не обращая внимания на запятую, а затем в произведении отделить запятой справа столько знаков, сколько их имеется после запятой в обоих множителях вместе.
Закрепим полученные знания, решив следующие задания у доски: (10мин)
Вычислите:
а) 31,54∙32 в) 3,005∙44,44
б) 61∙3,245 г) 60,5∙4,8
2) Выполните действия:
а) 1,05∙2,4+3,1∙16
б) 8,86∙0,5-0,02∙3,4
в) (0,5∙20+0,4∙5):10
3) Длина стороны квадрата 0,05м. Какова его площадь?
4. Подведение итогов. (5 мин)
Ответьте на вопросы:
Сколько цифр нужно отделить в произведении чисел 15,37 и 0,124?
После какой цифры надо поставить запятую?
Какие правила вы сегодня использовали при выполнении заданий?
Чему вы научились на уроке?
Что нового вы сегодня узнали?
Как умножать десятичные дроби?
И закончить наш урок я бы хотела высказыванием Ал-Беруни:
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
Спасибо за урок! Оценки за урок наиболее активным учащимся.
Домашнее задание: §43(выучить правило), №752, 754, стр.203
Используемая литература:
Математика 5 класс/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-М.: Мнемозина, 2010г.
Тесты по математике В.Н. Рудницкая, М.: «Экзамен», 2013г.
Рабочие тетради по математике/И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2013г.