«Умножение натуральных чисел» (разработка открытого урока по математике в 5 в классе)
Учитель: Смирнова Н.Н.
первая квалификационная категория
Тема урока: «Умножение натуральных чисел »
Учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд «Математика – 5»
Цель: вывести правило умножения натуральных чисел и научить применять его при выполнении упражнений.
Задачи урока:
1. Образовательные
Сформулировать правило умножения натуральных чисел
Сформировать умение заменять действие умножение сложением и наоборот
Сформировать навык умножения натуральных чисел
2. Развивающие
Развитие умений выделять главное, существенное в изучаемом материале
Формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия
Развитие самостоятельности мышления и учебной деятельности
Развитие познавательного интереса
3. Воспитательные
Воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитание самостоятельности и творчества
Формирование дисциплинированности, усидчивости, культуры труда, положительной мотивации учебного труда
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Структура урока:
Организационный момент
Устный счёт
Изучение нового материала
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Подведение итогов
Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент. ( постановка целей и задач урока)
2. Устный счёт. Для того чтобы правильно выполнять умножение нужно хорошо знать таблицу умножения.
4*4
8*4
8*6
9*3
7*8
6*6
9*1
9*9
9*0
6*5
8*0
9*8
8*7
1*5
9*5
7*7
8*3
5*7
3*6
5*3
6*9
9*7
6*4
5*8
6*7
7*9
5*4
3*9
8*8
5*6
№2. Составьте задачу, решением которой является выражение 25+25+25.
3. Изучение нового материала
Можно ли это выражение записать короче?
Молодцы! Сумму, в которой все слагаемые равны друг другу записывают в виде произведения.
25 х 3 = 75
В нашем примере число 75 называют произведением, а числа 25 и 3 – множителями.
Задание №1.
Представьте в виде произведения сумму ( взаимопроверка)
а) 707+707+707=707·3
б) 50+50+50+50+50+50=50·6
в) х+х+х+х+х+х=х·6
Что значит умножить одно натуральное число на другое?
m*n
Кто сформулирует данное правило?
Правило стр 66.
Умножить число m на натуральное число n – это значит найти сумму n слагаемых, каждое из которых равно m.
Произведение можно представлять в виде суммы
Задание №2. Представьте в виде суммы произведение
Один у доски, остальные в тетрадях
а) 712·3=712+712+712
б) а·6=а+а+а+а+а+а
в) (х+у)·4= (х+у)+(х+у)+(х+у)+(х+у)
г) (к+m+4)·2=(к+m+4)+(к+m+4) проверка
Устно назовите множители в произведениях
4. Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала ( работа в парах)
Карточка . Выполнишь задание – расшифруешь донесение. Удачи!
Отрезок АВ разбит на 17 отрезков, по 7 см каждый. Найдите длину отрезка АВ.
Найдите значение произведения: 154 . 8
Найдите значение выражения:
а) 305+305+305+305+73
б) 615+615+125+125+125
4) В двух ящиках лежат помидоры. Во втором ящике в 3 раза больше помидоров, чем в первом. Сколько помидоров в обоих ящиках, если в первом ящике 12 кг?
Ключ к шифру
е
й
р
г
н
о
и
1232
48
1220
119
1293
3700
1605
Решение:
7см·17=119см – длина отрезка АВ. Ответ: 119см (г)
154·8=1232. Ответ: 1232 (е)
а)305+305+305+305+73=305·4+73=1220+73=1293 Ответ: 1293 (н)
б) 615+615+125+125+125=615·2+125·3=1230+375=1605 Ответ: 1605 (и)
4) в 1 ящике 12кг, во 2 ящике в 3 раза больше. Сколько всего кг в двух ящиках?
1) 12·3=36(кг) – во втором ящике
2) 12+36=48(кг) – в двух ящиках
Ответ: 48(кг) (й)
ГЕНИЙ
Какое слово у вас получилось? Сколько в нашем классе гениев?
Двоечник Коля решал примеры. У него получились такие ответы. Верно, ли они решены?
× 428 × 385
203 120
+ 1284 + 770
856 385
9844 4620
86884, 46200.
6. Подведение итогов
Давайте вспомним, какое правило мы сегодня изучили?( читаем в книге)
Подпишите тест, выберите правильный ответ.
Устная проверка.
Тест.
Сложение одинаковых чисел можно заменить:
а) произведением числа на количество таких же чисел;
б) умножением этих чисел;
в) произведением числа на это же число.
2. Множителями в произведении 5 . к . (m + a) являются:
а) m, a;
б) 5, к;
в) 5, к, (m + a);
3. Произведение (m+n-2)*3 в виде суммы представляется:
а) 3+3+3;
б) (m+n-2)+ (m+n-2)+ (m+n-2);
в) m+n-2+3.
4. Если один из множителей увеличили в 100 раз, а другой не изменили, то их произведение:
а) не изменяется;
б) увеличится в 100 раз;
в) уменьшится в 100 раз.
5. Значение выражения 3 . (а+150) при а = 25 равно:
а) 453; б) 425; в) 525.
Ответы: 1а, 2в, 3б, 4б, 5в.
У кого все правильно?
Поднимите руки вверх
Домашнее задание
№450, 451, 452
Задание №1.
Представьте в виде произведения сумму
а) 707+707+707
б) 50+50+50+50+50+50
в) х+х+х+х+х+х
Задание №2. Представьте в виде суммы произведение
а) 712·3
б) а·6
в) (х+у)·4
г) (к+m+4)·2
Карточка . Выполнишь задание – расшифруешь донесение. Удачи!
Отрезок АВ разбит на 17 отрезков, по 7 см каждый. Найдите длину отрезка АВ.
Найдите значение произведения: 154 . 8
Найдите значение выражения:
а) 305+305+305+305+73
б) 615+615+125+125+125
4) В двух ящиках лежат помидоры. Во втором ящике в 3 раза больше помидоров, чем в первом. Сколько помидоров в обоих ящиках, если в первом ящике 12 кг?
Ключ к шифру
е
й
р
г
н
о
и
1232
48
1220
119
1293
3700
1605
Запишите произведение:
а) 8 и х
б) 12 + а и 16
в) 25 – m и 28 + n
г) а + в и m
Тест.
Сложение одинаковых чисел можно заменить:
а) произведением числа на количество таких же чисел;
б) умножением этих чисел;
в) произведением числа на это же число.
2. Множителями в произведении 5 . к . (m + a) являются:
а) m, a;
б) 5, к;
в) 5, к, (m + a);
3. Произведение (m+n-2)*3 в виде суммы представляется:
а) 3+3+3;
б) (m+n-2)+ (m+n-2)+ (m+n-2);
в) m+n-2+3.
4. Если один из множителей увеличили в 100 раз, а другой не изменили, то их произведение:
а) не изменяется;
б) увеличится в 100 раз;
в) уменьшится в 100 раз.
5. Значение выражения 3 . (а+150) при а = 25 равно:
а) 453; б) 425; в) 525.
Тест.
Сложение одинаковых чисел можно заменить:
а) произведением числа на количество таких же чисел;
б) умножением этих чисел;
в) произведением числа на это же число.
2. Множителями в произведении 5 . к . (m + a) являются:
а) m, a;
б) 5, к;
в) 5, к, (m + a);
3. Произведение (m+n-2)*3 в виде суммы представляется:
а) 3+3+3;
б) (m+n-2)+ (m+n-2)+ (m+n-2);
в) m+n-2+3.
4. Если один из множителей увеличили в 100 раз, а другой не изменили, то их произведение:
а) не изменяется;
б) увеличится в 100 раз;
в) уменьшится в 100 раз.
5. Значение выражения 3 . (а+150) при а = 25 равно:
а) 453; б) 425; в) 525.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся, пожелаем удачи и начнем наш урок. Сегодня у нас необычный урок – мы все отправимся в путешествие, в котором вам потребуются внимательность, наблюдательность и знания.
На доске плакат (приложение 1)
«Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь буден труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко».
Актуализация опорных знаний учащихся.
I станция «Волшебный сад».
Чтобы не заблудиться в волшебном саду, надо помнить народную мудрость:
1 задание. На доске дан квадрат. Установить закономерность его составления, запомнить числа и записать их в свой квадрат. Проверяем, выясняем закономерность.
2 задание. Найдите суммы
а) первых 20 натуральных чисел 1+2+3+…+18+19+20=
б) первых 100 натуральных чисел 1+2+3+…+98+99+100=
в) С именем какого математика связан этот пример? (с именем Карла Фридриха Гаусса – короля математики).
Сообщение о К.Ф. Гауссе приготовила Федяева Алена.
На доске плакат (приложение 2)
«Ум без догадки гроша не стоит»
(дети хором читают).
Квадрат с незаполненными клетками выдан каждому ученику (приложение 3).
1+2+3+…+18+19+20=21·10=210
1+2+3+…+98+99+100=101·50=5050
На доске портрет К. Ф. Гаусса (взят из газеты «Математика» № 1,2007 (приложение 4).
Изучение нового материала.
II станция «Лес неизвестности».
Наше путешествие продолжается, и мы приближаемся к станции «Лес неизвестности».
Открываем тетради, записываем на поля число, подписываем «классная работа». Тема урока:
Запишите ее, пожалуйста, в тетрадь.
А как вы думаете, чему мы сегодня научимся?
1 задание. Для того, чтобы правильно выполнять умножение, нужно хорошо знать таблицу умножения.
2 задание. Составьте задачу, решением которой является выражение 25+25+25. Можно ли это выражение записать короче?
Молодцы! Сумму, в которой все слагаемые равны друг другу записывают в виде произведения.
В нашем примере число 75 называют произведением, а числа 25 и 3 – множителями.
3 задание. Представьте в виде произведения сумму (на доске записаны выражения)
а) 707+707+707=707·3
(образец а) на доске и в тетрадях
б) и в) самостоятельно с последующей самопроверкой).
4 задание. Что значит умножить одно натуральное число на другое?
m*n
Кто сформулирует данное правило?
5 задание. На доске задание: представьте в виде суммы произведение а) 712·3=712+712+712
(а – образец на доске и в тетрадях, б, в, г – один ученик у доски, остальные в тетрадях).
6 задание. Устно, укажите множители в произведении в выражениях, написанных на доске.
24.10
«Умножение натуральных чисел»
Мы научимся умножать натуральные числа, заменять действие умножения сложением и наоборот.
У каждого на столе математический тренажер (приложение 5) (работа в парах 1 мин)
25+25+25=25·3=75
75 – произведение, 25 и 3 – множители.
а) 707+707+707=707·3
б) 50+50+50+50+50+50=50·6
в) х+х+х+х+х+х=х·6
Умножить число m на натуральное число n – это значит найти сумму n слагаемых, каждое из которых равно m.
а) 712·3=712+712+712
б) а·6=а+а+а+а+а+а
в) (х+у)·4= (х+у)+(х+у)+(х+у)+(х+у)
г) (к+m+4)·2=(к+m+4)+(к+m+4)
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше
- машут руками
- наклоны в стороны
- приседания
- потягивание вверх с прыжком
Закрепление изученного материала.
III станция «Площадь точности и ясности».
А мы добрались до станции «Площадь точности и ясности».
Работа с карточками.
Карточка 1 (самостоятельно с последующей взаимопроверкой, ответы записаны на обратной стороне доски).
У кого все правильно?
Поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши.
Молодцы!
Карточка 2 Нам надо расшифровать донесение, выполнив задания. Ключ к шифру записан на карточке.
Какое слово у вас получилось? Сколько в нашем классе гениев?
Молодцы!
Карточка 1. Запишите произведение (приложение 6).
Ответы:
а) 8·х
б) (12+а)·16
в) (25-m)·(28+n)
г) (а+b)·m
Карточка 2. расшифровать донесение (приложение 7)
Решение:
7см·17=119см – длина отрезка АВ. Ответ: 119см (г)
154·8=1232. Ответ: 1232 (е)
а)305+305+305+305+73=305·4+73=1220+73=1293 Ответ: 1293 (н)
б) 615+615+125+125+125=615·2+125·3=1230+375=1605 Ответ: 1605 (и)
4) в 1 ящике 12кг, во 2 ящике в 3 раза больше. Сколько всего кг в двух ящиках?
1) 12·3=36(кг) – во втором ящике
2) 12+36=48(кг) – в двух ящиках
Ответ: 48(кг) (й)
ГЕНИЙ
Домашнее задание.
«Мы едем, едем, едем в далекие края
Веселые ребята, хорошие друзья.
Красота, красота –
Вот и станция видна».
IV станция «Дом невыученных уроков».
Открываем дневники и записываем домашнее задание.
Д/з: п.11 ( прочитать , выучить правило)
Подведение итогов.
Наше путешествие сегодня заканчивается. Давайте вспомним, какое правило мы сегодня изучили?
На столе в конверте у вас приз (тест).
Подпишите тест, выберите правильный ответ.
Устная проверка.
Встаньте, пожалуйста, у кого все правильно, поставьте оценку «5», встаньте, у кого одна ошибка – оценка «4».
Спасибо дети за приятное путешествие. Урок окончен!
У каждого на столе конверт с тестом (приложение
Ответы: 1а, 2в, 3б, 4б, 5в.
Литература:
Математика: Учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 20-е издание. – М.: Мнемозина, 2006.
А.С. Чесноков, К.И. Нешков. Дидактические материалы по математике для 5 класса. Москва, Классикс Стиль, 2003г.
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Сост.: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2006г.
Математика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова). Авт.- сост. Л.А. Тапилина, Т.Л. Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2003.
Газета «Математика» 1,2007год
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Приложение 1
Приложение 2
Ум без догадки
гроша не стоит.
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5.
Выполни устно умножение.
А
Б
9*5
7*7
4*2
8*3
5*7
3*6
5*3
6*9
9*7
6*6
5*2
7*8
4*4
8*4
9*5
6*2
2*9
4*3
8*6
9*3
9*5
8*9
5*9
8*0
9*4
7*2
6*4
5*8
4*6
3*8
6*7
7*9
5*4
9*6
3*9
3*7
8*8
6*3
8*2
5*5
4*7
5*6
8*7
9*8
7*6
9*9
9*0
5*8
6*5
9*2
Приложение 6.
Карточка 1. Запишите произведение:
а) 8 и х
б) 12 + а и 16
в) 25 – m и 28 + n
г) а + в и m
Приложение 7.
Карточка 2. Выполнишь задание – расшифруешь донесение. Удачи!
Отрезок АВ разбит на 17 отрезков, по 7 см каждый. Найдите длину отрезка АВ.
Найдите значение произведения: 154 . 8
Найдите значение выражения:
а) 305+305+305+305+73
б) 615+615+125+125+125
4) В двух ящиках лежат помидоры. Во втором ящике в 3 раза больше помидоров, чем в первом. Сколько помидоров в обоих ящиках, если в первом ящике 12 кг?
Ключ к шифру
е
й
р
г
н
о
и
1232
48
1220
119
1293
3700
1605
Приложение 8
Тест.
Сложение одинаковых чисел можно заменить:
а) произведением числа на количество таких же чисел;
б) умножением этих чисел;
в) произведением числа на это же число.
2. Множителями в произведении 5 . к . (m + a) являются:
а) m, a;
б) 5, к;
в) 5, к, (m + a);
3. Произведение (m+n-2)*3 в виде суммы представляется:
а) 3+3+3;
б) (m+n-2)+ (m+n-2)+ (m+n-2);
в) m+n-2+3.
4. Если один из множителей увеличили в 100 раз, а другой не изменили, то их произведение:
а) не изменяется;
б) увеличится в 100 раз;
в) уменьшится в 100 раз.
5. Значение выражения 3 . (а+150) при а = 25 равно:
а) 453; б) 425; в) 525.