«Умножение разности двух выражений на их сумму»
ТЕМА: «Умножение разности двух выражений на их сумму».
Цели урока:
Образовательные:
- способствовать созданию условий для введения формулы сокращённого умножения (а – b)(а + b) = а2 – b2;
- способствовать формированию умения распознавать формулу (а – b)(а + b) = а2 – b2 и применять ее в несложных случаях, обобщать и исследовать полученные результаты, контролировать свою деятельность.
Воспитательные: - формирование умений выделять главное,
переносить знания в новую ситуацию, сопоставлять факты,
анализировать;
- укрепление «нужности» математики в сознании ученика;
- способствовать развитию мышления, памяти, речи;
- расширение кругозора учащихся (компонент НРК).
Развивающие: - с помощью интересных форм работы на уроке содействовать повышению активности учащихся на уроке, воспитанию интереса к математике;
- создать условия для формирования у учащихся коммуникативых навыков, умения работать в паре, объективно оценивать свои знания и умения.
ТИП УРОКА: урок ознакомления с новым материалом.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: индивидуальная, фронтальная, парная.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, словесный.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ НА УРОКЕ:
Беседа.
Парная работа.
Практическая работа.
ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: анализ, индуктивный метод.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ: самоконтроль.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: индивидуальный раздаточный материал; учебник; тетрадь; ТСО.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дети!
Сегодня у нас с вами 30 минут общения, 30 минут сотрудничества, 30 минут движения вперед, 30 минут открытий, 30 минут, надеюсь, плодотворной работы. И если вы готовы со мной работать, то хлопните, пожалуйста, два раза в ладоши. (Если вяло - зарядка).
Итак, вперед!
Начать урок я хотела бы с высказывания одного из великих ученых - Б.Паскаля: «Величие человека в его способности мыслить» (слайд 1). Давайте вместе покажем, как мы умеем мыслить. А ДЛЯ ЭТОГО нам нужно (слайд 2):
Повторить изученные ранее формулы.
Познакомиться с еще одной формулой сокращенного умножения и научиться ее применять.
Кроме того, мы сегодня займемся строительством. А что мы вместе построим, увидим в конце урока.
Блез Паскаль
фр. Blaise Pascal
Блез Паскаль (автор Филипп де Шампень)
Род деятельности:
математик, философ, литератор, физик
Дата рождения:
19 июня 1623(1623-06-19)
Место рождения:
Клермон-Ферран, Овернь
Дата смерти:
19 августа 1662(1662-08-19) (39 лет)
Место смерти:
Париж
II. Актуализация опорных знаний.
Вспомните, что вы изучали на прошлых уроках. (Формулы).
Как они называются? (ФСУ).
А почему же они называются формулами сокращенного умножения? Вспомните русский язык и поясните, что значит сократить. (Сделать короче).
Оказывается, ФСУ гораздо больше и применять их можно при выполнении различных заданий: при решении уравнений, доказательстве тождеств, вычислении значений выражений. И всему этому мы будем учиться на уроках алгебры.
А сейчас мы заложим первый кирпич нашего будущего здания.
У каждого на парте лежит рабочий материал в той последовательности, в которой вы будете выполнять задания. Кроме того, отдельно лежит лист контроля, где вы после каждого выполненного задания проставите себе оценку.
Сейчас возьмите таблицу №1 и заполните ее, выбрав буквы, соответствующие верным и неверным равенствам (слайд 3).
а) (0,4x3y2)2=0,16x6y4
б) (3m5)2=9m7
Таблица №1
Верные равенства
Неверные равенства
в
а
д
б
г
г) (0,5ав2)2=0,25ав4
д) (0,1ху3)2=0,01х2у6
Обведите в кружок верные ответы. (Обсуждение ошибок.)
Оцените себя: 3 верных ответа – «3»; 4 верных ответа – «4»; 5 верных ответа – «5». Поставьте оценку в лист контроля в первом столбце «Работа с таблицей №1».
(В мозаике открывается одна часть - слайд 4).
Следующий кирпич-это результат выполнения 2-го задания.
Вспомним известную фразу «Казнить нельзя помиловать». Где будем ставить запятую? От нее зависит жизнь человека. Очень важно и в математике не только правильно решать, но и говорить. Квадрат суммы или сумма квадратов, разность квадратов или квадрат разности…Человек, далекий от математики, возможно и не заметит принципиальной разницы, но мы то знаем, что эти действия приводят к соверщенно разным результатам.
Каждое из следующих выражений запишите в соответствующий столбец таблицы:
(7а+3с) 2; а2-в2; х2+у2; (5x-2y)2 (слайд 5).
Таблица №2
Сумма квадратов выражений
Квадрат суммы выражений
Разность квадратов выражений
Квадрат разности выражений
х2+у2
(7а+3с) 2
а2-в2
(5х-2у) 2
Прочитайте эти выражения вслух.
Проверьте и оцените себя: 2 верных ответа – «3»; 3 верных ответа – «4»; 4 верных ответа – «5». Оценку выставляют в лист контроля во второй столбец «Работа с таблицей №2» .
(В мозаике открывается вторая часть - слайд 6).
3) Откройте тетради, запишите число и выполните следующее задание: запишите в виде выражения (слайд 7):
а) квадрат суммы 3а и ;
б) сумму квадратов 0,5m и 5,3n;
в) произведение суммы выражений 8х и 4у и разности этих выражений.
Проверьте и оцените себя: 1 верный ответ – «3»; 2 верных ответа – «4»; 3 верных ответа – «5». Оценку выставляют в лист контроля во второй столбец «Работа с таблицей №2» .
(В мозаике открывается третья часть - слайд 8).
III. Введение нового материала.
Заполним таблицу, для этого надо выполнить умножение многочленов (слайд 9).
Один из учеников у доски заполняет первую строчку, а другой – вторую. Остальные записывают в тетради все произведения.
Выполните умножение.
1.
2.
3.
а-5
2+а
1-а
1.
а+5
а2 – 25
а2 + 7а + 10
– а2 – 4а + 5
2.
2-а
– а2+7а – 10
4 – а2
а2 – 3а + 2
Ответьте на вопросы:
- Как называются выражения, которые вы получили? (Многочлены.)
- Произведения каких двучленов вам легче было выполнять? ((а-5)(а+5);(2-а)(2+а)).
- Кому еще так показалось?
- Как вы думаете, почему было легче? (При приведении подобных встречаются противоположные слагаемые).
- Приведите свои примеры подобных произведений. Можете быстро назвать результат умножения?
- Можете ли вы обобщить все примеры одной формулой?
- Запишите эту формулу в тетрадь.
- Что мы умножали? (Сумму и разность двух выражений).
- Что мы получили в результате? (Разность квадратов этих выражений).
- Попробуйте сформулировать записанное вами равенство (слайд 10).
- А теперь сформулируйте тему нашего урока. («Умножение разности двух выражений на их сумму).
- Формулу, которую вы записали, можно назвать тождеством? (Да).
- А как мы можем доказать эту формулу? (Умножив два многочлена).
(а – b)(a + b) = a2 – ab + ab – b2 = a2 – b2. (Выполняет у доски ученик, слайд 11).
(Дети записывают в тетрадь).
- Применим данную формулу на практике.
Рассмотрим записанные выражения (слайд 12):
(2а + в)(в – 2а) и 4а2 – в2
(а2 – в)(а2 + в) и а4 + в2
(4 – а2)(а2 + 4) и 16 – а4
Скажите, между какими из них можно поставить знак равно, чтобы получилось тождество?
-От чего зависит расположение квадрата каждого выражения? (Смотрим на разность двух выражений).
-Можно ли полученную формулу назвать формулой сокращенного выражения? Почему?
(Да. Так как вычисления сокращаются из-за наличия противоположных слагаемых).
(В мозаике открывается четвертая часть - слайд 13).
IV. Физкультминутка. Мы замечательно поработали, пора отдохнуть. А как вы знаете, лучший слайд 1 отдых – это смена деятельности. (Один из учеников проводит зарядку «Солнышко лучистое» - слайд 14-15).
V.Закрепление нового материала.
Теперь поработаем в парах. Откройте учебник на странице 162, прочитайте формулировку тождества и расскажите ее друг другу по очереди. (Поработать над формулировками в статистических парах в режиме взаимообучения).
Оцените ответ друг друга и поставьте оценку в четвертый столбец «Знание формулы».
2) Выполните самостоятельную работу по вариантам (слайд 16). Проверьте работы друг друга и оцените в листке контроля в пятом столбце «Карточка». (Самостоятельно работать в режиме взаимообучения в парах). Без ошибок – «5», с одной ошибкой – «4», с двумя ошибками – «3».
-
Карточка 1
Выполнить умножение
(m-n)(m+n)=
(x-5)(x+5)=
(2a-8)(2a+8)=
Карточка 2
Выполнить умножение
(с-p)(c+p)=
(3-y)(3+y)=
(5b-6)(5b+6)=
3)Формулу можно также применить для удобного и быстрого счёта (слайд 18):
(100 – 1)(100 + 1) = 1002 – 12 = 10000 – 1 = 9999.
Как сказал Паскаль: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным» (слайд 17).
А вот вам – разминка для ума: как одним движением сократить число 9999 в 1,5 раза? Попробуйте применить формулу для нахождения данного произведения.
37*43 = (40 + 3)(40 – 3) = 402 – 32 = 1600 – 9 = 1591. (Выполняет у доски ученик).
4)Решите № 858 (у доски 2 ученика).
VI. Итоги урока.
Настало время подвести итоги. В листе контроля каждый себе поставил оценку за отдельно взятые задания. Как вывести оценку за урок? (Среднее арифметическое - слайд 19).
Лист контроля Ф.И.
Работа с таблицей №1
Работа с таблицей №2
Запись выражений на математическом языке
Знание новой формулы, умение ее сформулировать
Карточка
Оценка за урок
-Что нового изучили на уроке? (ФСУ).
- Сформулируйте новое тождество.
- Где применяется эта ФСУ? (При упрощении выражений, для быстрого счета).
- На что нужно обращать особое внимание при записи разности квадратов? (При записи первого квадрата смотрим на разность).
Передайте ваши листы контроля, таблицы №1 и №2, карточку на первую парту, скрепив скрепкой. Не забудьте подписать листы контроля.
Карточка с домашним заданием остается у вас. Обратите внимание, в этой карточке есть творческое задание.
Задание на дом.
Пункт 34, № 857, 861(а,в,д) – на «4»;
– на «5».
Творческое домашнее задание (для тех, кто интересуется).
Очень давно в Древней Греции жили и работали замечательные ученые: математики, философы, астрономы, физики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. Начиная с VI века до н. э., у древнегреческих математиков встречаются общие утверждения о тождественном преобразовании многочленов, применении формул и правил. Но тогда было принято все алгебраические утверждения выражать в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел - с объемом и т. д.
Ваша задача: найти в тексте учебника примеры, которые иллюстрируют способы доказательства известных вам трёх ФСУ при помощи геометрических чертежей и рассказать остальным учащимся о них.
Сейчас я вам расскажу одну притчу.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые под горячим солнцем везли тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».
-Ребята! Давайте попробуем оценить каждый свою работу за урок.
-Кто работал так, как первый человек, кладет перед собой синий квадратик.
-Кто работал добросовестно, кладет перед собой зеленый квадратик.
-Кто принимал участие в строительстве «Храма Знаний» - красный квадратик.
Помните, в начале урока, мы задались целью построить здание? Кто построил свой «Храм Знаний» - молодцы! Остальные, я уверена, обязательно достроят свой храм на следующий уроках! Желаю вам терпения и трудолюбия!
На нашей картине открыто 4 части. Вы уже догадались, что изображено на ней? (Кремль) Пусть «Храм Знаний» каждого из Вас станет таким же величественным и красивым, как каждый из архитектурных памятников Казанского Кремля (слайд 20).
СПАСИБО ЗА УРОК! (слайд 21)