Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов
Дзержинского района города Волгограда
Конспект урока по алгебре в 7 классе
«Взаимное расположение графиков
линейных функций»
составила
учитель математики
Кулик Татьяна Анатольевна
г. Волгоград 2012
Цель урока:
рассмотреть случаи взаимного расположения графиков линейных функций, выяснить геометрический смысл коэффициента k и числа b, научиться определять взаимное расположение графиков линейных функций в зависимости от k и b.
Задачи:
- обучающие: получение новых знаний о случаях параллельности, пересечения и совпадения графиков линейных функций при условии расположения их в одной и той же координатной плоскости;
- развивающие: формирование интеллектуальных умений логически мыслить, сравнивать, анализировать, делать выводы; развитие навыка построения прямых по координатам точек;
-воспитательные: продолжить работу по формированию коммуникативных навыков; воспитание аккуратности при работе с чертежными инструментами.
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, практическая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
Организационный момент
Проводит проверку подготовленности учащихся к уроку, настраивает на работу, формулирует тему урока.
Слушают учителя, настраиваются на учебную работу, осознают и фиксируют тему урока в тетрадях.
1
2
Актуализация знаний по теме «Линейная функция и ее график»
Ресурс 1. Линейная функция и ее график.
Демонстрирует 1 по 5 модули, задает вопросы на повторение материала по теме: «Линейная функция и ее график», при необходимости корректирует ответы учащихся
Воспринимают информацию, отвечают на поставленные вопросы
4
3
Практическая работа
Ресурс 2. Графики.
1.Формулирует задание: построить в одной системе координат графики функций
Вариант 1: у=-х+2 и у=0,5х+2
Вариант 2: у=3х и у=3х-5
2. Следит за работой учащихся в тетрадях.
3. Демонстрирует полученные графики.
4. После построения графиков задает вопросы учащимся о взаимном расположении построенных прямых, направляет учащихся на формулирование выводов.
1. Учащиеся строят в тетрадях два графика линейной функции в одной системе координат (2 варианта).
2. Устно формулируют первоначальные выводы по результатам построения (о взаимном расположении графиков)
5
4
Изучение нового материала
Ресурс 3. Взаимное расположение графиков линейных функций.
Объясняет новый материал с использованием постраничной демонстрации модуля на экране, также ссылаясь на готовые чертежи, сделанные в начале урока, параллельно формулирует выводы с учащимися (когда графики параллельны, совпадают, пересекаются).
Задают вопросы учителю.
Отвечают на вопросы учителя.
Фиксируют выводы в тетради.
15
5
Закрепление нового материала (устная работа)
Ресурс 4. Взаимное расположение графиков линейных функций.
Формулирует вопросы к заданиям теста, демонстрируя модуль на экране
Отвечают на вопросы учителя
4
6
Закрепление нового материала и отработка навыков построения графиков линейной функции (самостоятельная работа)
Ресурс 5. Взаимное расположение графиков линейных функций.
1) Постранично демонстрирует задания модуля (первая часть самостоятельной работы), озвучивает их, следит за самостоятельностью выполнения заданий.
2) Формулирует задание второй части самостоятельной работы:
на второй странице данного модуля записано в качестве ответов 4 функции:
Вариант 1: у=18х+10
Вариант 2: у=10х+20
Вариант 3: у=10+12х
Вариант 4: у=18-10х
Необходимо (4 варианта) построить график функции (по своему варианту), но уменьшив коэффициенты k и b каждой функции в 2 раза.
3) Контролирует выполнение второй части, собирает работы
1) Письменно отвечают на вопросы теста (на одной стороне листа)
2) По вариантам строят графики линейных функций по заданию учителя (на второй стороне листа)
8
7
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Формулирует вопросы по теме урока, фиксирует основные выводы
Отвечают на вопросы учителя, формулируют и фиксируют выводы по теме урока.
2
8
Постановка домашнего задания
Формулирует задание на дом: задать формулами любые три пары линейных функций, графики которых:
а) пересекаются;
б) параллельны;
в) совпадают.
Каждую пару графиков построить в тетради в отдельной системе координат.
Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю.
1
Приложение к плану-конспекту урока
«Взаимное расположение графиков линейных функций»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Линейная функция и ее график. П1.
Практический ресурс
Тест
http://www.fcior.edu.ru/card/13979/lineynaya-funkciya-i-ee-grafik-p1.html
2
Графики
Графики. Программа математический конструктор.
3
Взаимное расположение графиков линейных функций. И1.
Информационный ресурс
Анимированный ролик со звуком
http://www.fcior.edu.ru/card/9013/vzaimnoe-raspolozhenie-grafikov-lineynyh-funkciy-i1.html
4
Взаимное расположение графиков линейных функций. П1.
Практический ресурс
Тест
http://www.fcior.edu.ru/card/14328/vzaimnoe-raspolozhenie-grafikov-lineynyh-funkciy-p1.html
5
Взаимное расположение графиков линейных функций. К1.
Контрольный ресурс
Тест (интерактивное задание)
http://www.fcior.edu.ru/card/7203/vzaimnoe-raspolozhenie-grafikov-lineynyh-funkciy-k1.html