Конспект урока по алгебре в 8 классе на тему «Решение квадратных неравенств».
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний при изучении темы «Квадратные неравенства».
Цели урока:
Коррекция и контроль знаний по теме «Квадратные неравенства».
Задачи урока:
Образовательные:
проконтролировать уровень усвоения способов решения квадратных неравенств.
Воспитательные:
содействовать воспитанию у учащихся:
трудолюбия и усидчивости;
сознательной дисциплины на уроке.
Развивающие:
проверить уровень самостоятельности мышления по применению алгоритмов.
Оборудование:
1.Карточки с заданиями
2.Памятки для более слабой группы учащихся
Ход урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята. Садитесь. Начнем наш урок. Мы закончили изучать материал главы «Квадратные неравенства». Сегодняшний наш урок – урок повторения и обобщения материала темы «Квадратные неравенства». Цель нашего урока – проверить, как вы усвоили материал главы «Квадратные неравенства». Т. е. мы сегодня должны показать все чему мы научились за это время. Посмотреть, что мы знаем, к нам приехали гости из Арьи и Карпова. Готовы вы удовлетворить их любопытство?
Наш урок сегодня не совсем обычный – это урок игра «Стадион рекордов Гиннеса».
Вы, наверное, слышали о книге рекордов Гиннеса. В этой книге фиксируются все самые выдающиеся достижения и самые курьезные случаи в разных странах. Сегодня эта книга находится в нашей школе на нашем уроке. Как вы думаете, почему? Сегодня мы будем устанавливать «рекорд по решению квадратных неравенств». Имя того, кто за урок решит больше всего квадратных неравенств, будет занесено в эту книгу. Кроме этого победитель и ученики, занявшие второе и третье места, получат дипломы.
Соревнования будут проходить в троеборье.
Этапы троеборья:
Толкание ядра.
Бег.
Прыжки в высоту.
И как в любых соревнованиях перед их началом будет проведена разминка.
С правилами каждого этапа соревнований вы будете ознакомлены непосредственно перед его началом. По окончании каждого этапа будут подводиться его итоги. Результаты вы будете фиксировать в листах контроля, которые у каждого лежат на столе. Там же будете фиксировать занятое место и «улыбку настроения». Я, в свою очередь, буду все фиксировать на экране на доске.
Ну что, готовы начать работу?
Тогда приступим.
2. Повторение.
Этот этап урока будет проводиться в виде «Разминки».
«Разминка» - предварительный этап нашего математического турнира.
«РАЗМИНКА»
Разминка будет проходить в два тура:
Повторение теории по теме.
Устный счет.
Цель данного этапа: Проверить усвоение теоретического материала главы, знание определений и формул, а также умение устно выполнять несложные задания по теме квадратные уравнения и неравенства: решать линейные неравенства, проверять корни уравнений и неравенств, записывать ответы разными способами.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР.
Нужно ответить на поставленные вопросы.
ВОПРОС №1. Какие неравенства называются квадратными?
Ответ: Неравенства, у которых в левой части стоит квадратный трехчлен, а в правой нуль.
ВОПРОС №2. Какими способами можно решить квадратное неравенство?
Ответ: Квадратное неравенство можно решить аналитическим способом, т.е. используя системы, графическим способом и методом интервалов.
ВОПРОС №3. Как решить квадратное неравенство аналитическим способом, т. е., используя системы?
Ответ:Нужно разложить на множители соответствующий квадратный трехчлен, из вновь получившегося неравенства составить системы и решить их.
ВОПРОС №4. Всегда ли можно решить квадратное неравенство аналитическим способом?
Ответ: Нет, только в том случае если дискриминант положительный.
ВОПРОС №5. По какой формуле раскладываем на множители квадратный трехчлен?
Ответ:По формуле а(х – х1)(х –х2) где х1 и х2 - корни соответствующего квадратного уравнения.
ВОПРОС №6.По какой формуле находят корни квадратного уравнения?
Ответ: Корни квадратно уравнения ах2 + вх + с = 0 находятся по формуле:
ВОПРОС №7. Как называется подкоренное выражение в2 – 4ас?
Ответ: Дискриминант.
ВОПРОС №8. Как решить квадратное неравенство графическим способом?
Ответ:Нужно определить направление ветвей параболы по знаку первого коэффициента, затем найти корни соответствующего квадратного уравнения (точки пересечения с осью Ох), построить эскиз графика и по нему определить промежутки, где функция положительна, а где отрицательна.
ВОПРОС №9. Что является графиком квадратичной функции?
Ответ: Парабола.
ВОПРОС №10. Как решить квадратное неравенство методом интервалов?
Ответ: Нужно найти корни соответствующего квадратного уравнения. Отметить получившиеся числа на координатной прямой, определить знак неравенства на каждом из получившихся числовых промежутков, которые называются интервалами.
ВОПРОС №11. Какие числовые промежутки вы знаете?
Ответ: Отрезки, интервалы, полуинтервалы и лучи.
ВОПРОС №12. Почему в ответе могут получиться разные числовые промежутки?
Ответ: Это происходит, потому что неравенства бывают строгие и нестрогие. Строгие, в которых знак <или>, нестрогие - в которых знак ≤ или ≥.
Хорошо, а теперь подведем итоги этого этапа.
Оцениваться будет ваша активность - поднятая рука и полнота ответа. Во время ваших ответов я буду помечать себе, кто как отвечает. И так, ставим в ваши листы контроля, следующие оценки:
Оценка «5» соответствует первому месту,
оценка «4» - второму, «3» - третьему, «2» - четвертому. Кроме этого в листах контроля отмечаем еще и «улыбку настроения».
А теперь «УСТНЫЙ СЧЕТ» - второй тур нашей разминки.
Работать будем с перфокартами. У вас на корточках даны задания с выбором ответа. Вам нужно выполнить предложенное задание, найти получившийся ответ и в окошечке около него поставить крестик. (Выдают ученикам перфокарты).
ЗАДАНИЕ №1. Решите неравенство:
8 – 4х < 12
х < 1
х < -1
х > -1
х > 1
ЗАДАНИЕ №2. Решить систему и записать ответ в виде числового промежутка.
- х > 8
2х + 7 > 0
( - 3,5;
[-3,5; 8]
(-3,5; 8]
[-3,5;
ЗАДАНИЕ №3. Изобразить на координатной прямой множество чисел, удовлетворяющих двойному неравенству: - 2 < х < 3
ЗАДАНИЕ №4 .Запишите промежуток чисел ( -5; 3] в виде двойного неравенства.
-5 < х < 3
-5 < х < 3
3 < х < -5
3< х < -5
ЗАДАНИЕ №5. Проверить какое из чисел является решением данного квадратного неравенства.
2x2 – 3x – 2 < 0
- 0,5 21 -1
ЗАДАНИЕ №6. Разложить на множители квадратный трехчлен
х2 + x – 2
(x – 2)(x + 1)
( x +2)(x + 1)
(x + 2)(x – 1)
(x – 2)(x – 1)
ЗАДАНИЕ №7. Запишите решение неравенства изображенное на чертеже в виде числового промежутка.
[-2; 5]
(-2; 5)
[-2; 5)
(-2; 5]
Время вышло. Подведем итоги. Снимите скрепку и выпишите буквы, около которых поставили крестики.
Поднимите руку, у кого получилось слово « молодец».
Молодцы. Ставим в лист контроля оценку «5» и первое место. У кого не совпала одна буква - «4» и второе место, две буквы не совпали – оценка «3», - место третье, у кого не совпали тир и меньше букв, ставят оценку два и четвертое место. А теперь рисуем «улыбку настроения».
Ну вот, разминка закончилась. Переходим непосредственно к троеборью.
В виде троеборья будет проходить основной этап нашего урока систематизация и обобщение знаний.
3.Систематизация и обобщение знаний.
ТОЛКАНИЕ ЯДРА – первый этап троеборья
В этом виде спорта побеждает тот, кто дальше толкнул это ядро. У нас в роли ядра - ваши умения, а в роли метров - квадратные неравенства. Победит тот, кто больше решит квадратных неравенств.
Цель этого этапа: Проверить ваши умения в решении квадратных неравенств аналитическим способом. Для работы на этом этапе делимся на две группы:
Сильные ученики: …
Более слабые ученики: …
Вам даны карточки, на которых написаны квадратные неравенства. Вы должны их решить аналитическим способом. Ответ записываете в виде числовых промежутков. Решать неравенства можно в любом порядке, только указывать номер. Для той группы, на столах подготовлены карточки памятки по применению алгоритмов.
Карточка №1. (для более слабых учеников)
1. (x – 3)(x +4) > 0
2. (x+8)(x+2) > 0
3. x2 – 3x + 2 < 0
4. x2 – 2x – 3 > 0
5. x2 + 2x – 3 > 0
Карточка №2. (для более сильных учеников)
1. 4х2 + 3x – 1 < 0
2. 5x2 – 9x +4 >0
3. 25 – x2 > 0
4. 12 > 2x2 + 5x
5. 3x + 2> 5x
На выполнение этого задания вам отводится 10 минут.
Время вышло. Проверим ваши успехи. Поменяйтесь тетрадями с соседями по парте.
(Ответы записаны на доске.)
Если пример решен верно, то ставим «+».
Считаем плюсы.
Пять плюсов – оценка «5» и первое место.
Четыре плюса – оценка «4» и второе место.
Три плюса – оценка «3» и третье место и т.д.
А теперь рисуем улыбку.
Продолжим наши соревнования.
Следующий этап троеборья – «БЕГ»
Вы знаете, что в этом виде спорта выигрывает тот, кто быстрее всех пробежит дистанцию.
У нас с вами этой дистанцией будут предложенные квадратные неравенства, одно из которых нужно решить графическим способом.
Цель этого этапа: Проверить и закрепить умение решать квадратные неравенства графическим способом.
Карточка №1. (для более слабых учащихся)
1. (x -11)(x + < 0
2. 2x2 – x > 0
3. x2 – 3x – 10 > 0
Карточка №2. (для более сильных учащихся)
1. x2 + 2x – 15 < 0
2. 2x2 – 11x – 21 > 0
3. 3x(2x – 1) < 2x2 – 10x + 2
По мере прохождения этапа учащиеся сдают тетради на проверку. Кроме скорости учитывается еще и правильность решения.
Те, кто освободился, могут взять дополнительное задание. Это будет учитываться при установлении рекорда.
Ну а теперь наступило время последнего этапа наших соревнований.
Заключительный этап наших соревнований – «ПРЫЖКИ В ВЫСОТУ»
Правила прохождения этого этапа отличаются от тех, которые существуют на настоящих соревнованиях. Если на соревнованиях на взятие высоты отводится три попытки, то у нас этих попыток не будет.
У нас победителем будет тот, кто « выше прыгнет» - решит больше всего квадратных неравенств методом интервалов.
Перед вами карточки с неравенствами. Решать их можно в любом порядке. На этот этап вам отводится 15 мин. Приступаем.
РЕШИТЬ НЕРАВЕНСТВО МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ (для более сильной группы)
1. (x – 1)(x + 2) < 0
2. x2 – 3x + 2 < 0
3. 3x2 – x – 4 > 0
4. 2x2 – 10x + 12 < 0
5. (x – 1)(x + 3) < 0
6. (x – 4)(x – 5) > 0
7. x2 – 3x – 10 < 0
8. x(x – 5)(x + 3) > 0
9.2x(3x – 1) > 2x – 13x + 3
10.4x(3x – 2) < 10x – 6x + 1
РЕШИТЬ НЕРАВЕНСТВО МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ (для группы слабых учащихся)
1. (x + 2)(x – 7) > 0
2. (x – 3)(x – 4) > 0
3. (x – 5,7)(x – 7,2) > 0
4. x2 + x – 12 < 0
5. 2x2 – 3x – 2 > 0
6. 4x2 - 4x - 3 < 0
7. x2 – 4x – 5 < 0
8. x2 + 2x - 15 < 0
9. 3x2 - 5x - 2 > 0
10. x2 – x < 0
(На доске зафиксированы ответы. Проверку производят сами учащиеся.)
Произведем самопроверку. Если неравенство решено верно, то ставим плюс.
А теперь подсчитаем, у кого сколько плюсов получилось.
7 – 8 плюсов ставим оценку «5»
5 – 6 плюсов ставим оценку «4»
4 – 3 плюса оценка «3»
меньше трех плюсов - оценка «2»
Ставим оценки в листы контроля. А теперь поставим места в зависимости от того, кто больше решил неравенств.
Рисуем «улыбку настроения».
А теперь подведем итоги урока. Какую мы ставили цель? Выполнили мы задуманное?
Посмотрим на табло.
На сегодняшнем уроке получили оценки:
Победителем нашей игры стала ____________________________
Ей мы вручаем диплом, и ее имя заносим в нашу «Книгу рекордов Гиннеса». На этом наш урок закончен. Спасибо за урок!