Основы банковской деятельности в Российской Федерации

Контрольная работа

Тема: Основы банковской деятельности в Российской Федерации

Содержание

  1. Понятие денежной массы. Цели агрегирования денежной массы. Особенности агрегирования денежной массы в России

  2. Независимость центрального банка. Организационная структура центральных банков: России, США. Цели, задачи и особенности денежно-кредитного регулирования экономики центральным банком. Классификация методов регулирования. Характеристика основных инструментов денежно-кредитного регулирования. Особенности использования административных методов регулирования

  3. Коммерческий вексель при номинальной стоимости 1000000 руб. был учтен в банке 16 мая под 12% годовых. Вексель был выписан 1 января с погашением 31 августа. Определить сумму дохода банка

Список используемой литературы

Приложение

Вопрос 1

Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических или физических лиц к другим.

Под денежным обращением понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий процессы обращения товаров и услуг, движения капитала.

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство.

На денежную массу влияют два фактора (рис. 1).

Количество денег

Скорость оборота денег

Факторы

Рисунок 1 – Факторы влияния на денежную массу

В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Определение структуры денежной массы повышает эффективность управления денежным обращением, так как позволяет полнее учитывать степень давления денежных средств, включаемых в каждый агрегат, на формирование спроса, а, следовательно, и цен на рынке товаров и услуг.

Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами, прежде всего, наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменочную монету.

На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т. п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т.е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.

Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т.п.

Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название «квази-деньги». Квази-деньги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения.

Экономисты называют квази-деньги ликвидными активами. Под ликвидностью какого-либо имущества или активов понимается их легкореализуемость, возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Следовательно, самым ликвидным видом активов являются деньги.

К высоколиквидным видам имущества относятся золото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни, нефть, произведения искусства. Меньшей ликвидностью обладают здания, оборудование.

Для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объем денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).

Денежный агрегат - показатель объема и структуры денежной массы, отображает качественную характеристику совокупного денежного оборота.

При анализе состояния денежного обращения для разработки мер по его укреплению всю денежную массу разбивают с учетом ликвидности покупательных и платежных средств на агрегаты.

В финансовой статистике промышленно-развитых стран для определения денежной массы применяется следующий набор основных денежных агрегатов:

агрегат М-1 - включает наличные деньги в обращении (банкноты, монеты) и средства на текущих банковских счетах;

агрегат М-2 - состоит из агрегата М-1 плюс срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках (до четырех лет);

агрегат М-3 - содержит агрегат М-2 плюс сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях;

агрегат М-4 - состоит из агрегата М-3 плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.

В США для определения денежной массы используется четыре денежных агрегата, в Японии и Германии – три, в Англии и Франции - два.

Анализ структуры и динамики денежной массы имеет важное значение при выработке центральными банками ориентиров кредитно-денежной политики. Между агрегатами должно быть равновесие. В противном случае происходит нарушение денежного обращения.

Равновесие наступает при условии М2>М1 и укрепляется при М2+М3>М1.

В Российской Федерации для расчета совокупной денежной массы в обращении предусмотрены следующие денежные агрегаты:

агрегат М-0 - наличные деньги;

агрегат М-1 - равен агрегату М-0 плюс расчетные текущие и прочие счета (расчетные счета, специальные счета, счета капитальных вложений, аккредитивы и чековые счета, счета местных бюджетов, счета бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, средства Госстраха, фонд долгосрочного кредитования); плюс вклады в коммерческих банках; плюс депозиты до востребования в Сбербанке;

агрегат М-2 - равен агрегату М-1 плюс срочные вклады в Сбербанке;

агрегат М-3 - равен агрегату М-2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Использование различных показателей денежной массы позволяет дифференцированно подойти к анализу состояния денежного обращения.

Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота.

Скорость обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные.

В промышленно-развитых странах в основном исчисляются два показателя скорости роста оборота денег:

  • показатель скорости обращения в кругообороте доходов - отношение валового национального продукта (ВНП) или национального дохода к денежной массе, а именно к агрегату М-1 или М-2, этот показатель раскрывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития;

  • показатель оборачиваемости денег в платежном обороте - отношение суммы переведенных средств по банковским текущим счетам к средней величине денежной массы. Этот показатель определяет скорость безналичных расчетов.

В Российской Федерации, кроме названных показателей, скорость обращения денежной массы в Российской Федерации определяют скорость возврата денег в кассы учреждений Центрального банка РФ и скорость обращения денег в налично-денежном обороте.

Скорость возврата денег в кассы учреждений Центрального банка РФ определяется как отношение суммы поступлении денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении.

Скорость обращения денег в налично-денежном обороте исчисляется как отношение суммы поступлений и выдачи наличных денег к среднегодовой массе денег в обращении.

Для оценки динамики денежной массы в стране используют различные экономические показатели. Изменение объема денежной массы может быть связано как с абсолютным ее увеличением вследствие эмиссии, так и с ускорением денежного оборота.

Денежная масса в Российской Федерации рассчитывается Центральным банком РФ по состоянию на 1-е число месяца на основании данных сводного баланса банковской системы.

Ориентиры роста денежной массы определяются на основе таких макроэкономических показателей, как динамика ВВП и прогнозируемый рост цен в предполагаемом периоде. В условиях долларизации отечественной экономики при прогнозировании рублевой денежной массы следует учитывать возможное движение средств по валютным счетам всех участников рынка.

У России пока еще небольшой опыт рыночного регулирования экономики. Если раньше выбор целей и методов регулирования определялся исключительно национальными интересами страны, то теперь он все больше зависит от глобального развития. Это требует большего разнообразия и согласованности в использовании инструментов и методов денежно-кредитной политики (ДКП).

Именно поэтому Россия стремится к синтезу рыночных и жестко директивных подходов в регулировании денежно-кредитных отношений.

В настоящее время для характеристики величины денежной массы в России используются две системы показателей:

  • одна система базируется на системе денежных агрегатов, рассчитываемых по методологии Банка России;

  • другая – на системе денежных агрегатов, рассчитываемых по методологии МВФ (схема денежного обзора).

Иными словами, одна имеет истоки директивных подходов в регулировании денежной массы, другая направлена на взаимодействие с мировой экономикой.

Исчисление денежной массы необходимо для оценки взаимосвязи и взаимовлияния важнейших макроэкономических показателей с целью определения их прогнозных значений внутри страны. В этом случае существенную роль играют устойчивость и предсказуемость изменения как самих активов, учитываемых при расчете денежной массы, так и степени их влияния на изменение деловой активности, цен и доходов. С другой стороны, существуют международные стандарты и практика определения финансовых показателей, обеспечивающие возможность проведения международных сопоставлений. Возможность получения достоверной и своевременной информации также влияет на исчисление денежной массы.

В связи с появлением новых форм платежей и развитием банковской системы нет единого мнения о видах активов, которые должны учитываться при расчете величины денежной массы. Разнообразие ликвидных активов, которые могут выступать в качестве денег в современных экономических системах, приводит к возможности использования различных подходов при исчислении денежной массы.

Использование системы агрегатов для характеристики денежной массы более традиционно, оно широко освещено в зарубежной и отечественной литературе и применяется для целей регулирования параметров денежного обращения внутри страны.

Система показателей, рассчитываемых по методологии МВФ, введена в России в 1996 г. в связи с ее вступлением в эту организацию и необходимостью расчета аналитических показателей в соответствии с международными стандартами определений и классификаций. На основе этих данных, публикуемых с апреля 1996 г. в ежемесячном международном сборнике «International Financial Statistics», проводятся международные сопоставления и оценка места и масштабов финансов России.

Таким образом, в современных экономических условиях в России для исчисления величины денежной массы используются две системы показателей, которые построены по единому принципу агрегирования финансовых активов по степени ликвидности и формирования на этой основе денежных агрегатов.

Показатели денежной массы, характеризующие различные подходы к ее исчислению, представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Показатели денежной массы, характеризующие различные подходы к ее исчислению

Показатель

Алгоритм расчета

1. Традиционная система денежных агрегатов

1.1.

Денежный агрегат М0

Наличные деньги в обращении вне банковской системы

1.2.

Денежный агрегат M1

М0 + депозиты до востребования + расчетные, текущие счета

1.3.

Денежный агрегат М2

(денежная масса)

М1 + срочные вклады

1.4.

М2 (широкие деньги)

М2 + долларовое обращение

1.5.

Денежный агрегат М3

М2 + депозитные сертификаты и облигации госзаймов

1.6.

Денежная база в узком определении

Наличные деньги в обращении и в кассах + Средства обязательных резервов

1.7.

Денежная база в широком определении

Денежная база в узком определении + Остатки на корреспондентских счетах кредитных организаций в ЦБ РФ

1.8.

Резервные деньги

Наличные деньги в обращении (вне Банка России) + Остатки средств кредитных организаций на счетах в Банке России + Депозиты, размещенные в Банке России

2. Система агрегатов денежной массы по методологии МВФ

2.1.

Агрегат «Деньги»

Деньги вне банков + Депозиты до востребования

2.2.

Агрегат «Квази-деньги»

Срочные и сберегательные депозиты + Депозиты в иностранной валюте, учитываемые в балансе ЦБ РФ и коммерческих банков

2.3.

Агрегат «Широкие деньги»

«Деньги» + «Квази-деньги»

2.4.

Денежная база

Чистые международные резервы (ЧМР), исчисляемые как разность между валовыми международными активами и пассивами денежно-кредитных органов + Чистые внутренние активы (ЧВА), т.е. кредит расширенному правительству, коммерческим банкам и прочие неклассифицированные активы

Вопрос 2

Центральный Банк РФ (Банк России) – государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства при обслуживании госбюджета. Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Независимость центрального банка - особая форма государственного контроля за состоянием денежной сферы. Независимость ЦБ является ключевым фактором эффективности его деятельности.

Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом ГД и Президента РФ. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Так, например, мировой опыт свидетельствует о том, что в странах с более независимыми центральными банками средний темп инфляции оказывается ниже.

Факторы независимости:

  • доля собственности государства в капитале ЦБ;

  • процедура назначения или выбора руководства ЦБ, снятие с должности, а также сроки избрания;

  • степень подробности определения в законодательстве целей и задач деятельности ЦБ;

  • законодательно установленное право государственных органов на их вмешательство в денежно-кредитную политику (ДКП);

  • наличие законодательных ограничений кредитования правительства.

Банковская система России является двухуровневой и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.

Центральный Банк РФ (Банк России) образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Высшим органом ЦБ РФ является Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление ЦБ РФ. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. В целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ при Банке России создается Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Председателем Национального банковского совета является Председатель Банка России.

В США функции центрального банка выполняет Федеральная резервная система (ФРС). По структуре ФРС представляет собой сложный организм. В настоящее время структура ФРС включает:

  1. Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне) в составе 7 членов, которых назначает Президент США с одобрения сената Конгресса США. Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет с правом продления полномочий. Законом о ФРС предусматривается право Президента США уволить любого управляющего ФРС (на практике эта норма не применялась). Совет управляющих возглавляет Председатель и его заместитель.

  2. 12 региональных федеральных резервных банков в соответствующих округах.

  3. Банки—члены ФРС.

  4. Депозитные учреждения — не члены ФРС.

В рамках ФРС имеются следующие важные органы:

  1. Комитет по операциям на открытом рынке ФРС.

  2. Федеральный консультативный совет (Federal Advisory Council — FAC).

  3. Аппарат ФРС.

Организационные структуры ЦБ России и США представлены в приложениях 1, 2.

Цели деятельности ЦБ:

  • защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

  • развитие и укрепление банковской системы;

  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Задачи ЦБ: быть эмиссионным центром страны, банком банков, банком правительства, расчетным центром, валютным центром, центром денежно-кредитного регулирования экономики.

Функции ЦБ: регулирующая; контролирующая; обслуживающая; информационно-исследовательская.

ЦБ выполняет две особо важные функции в экономике. Во-первых, он проводит денежно-кредитную политику (ДКП), направленную на достижение определённых целей, таких как стабильность цен, сглаживание колебаний ВВП вокруг долгосрочного тренда и т.п. Во-вторых, ЦБ обеспечивает стабильность банковской системы, осуществляя пруденциальный надзор над кредитными институтами и выступая в качестве кредитора последней инстанции. Успешное и эффективное выполнение Центральным банком этих функций предполагает, что, с одной стороны, глава ЦБ должен иметь достаточную свободу действий, т.е. обладать определённой независимостью в своей деятельности, а с другой стороны, он должен иметь соответствующие стимулы для решения этих задач.

Цели ДКП: поддержание устойчивости национальной денежной единицы; поддержание темпов экономического роста; снижение безработицы; обеспечение равновесия платежного баланса.

В настоящее время правовой основой денежно-кредитной политики в России является Федеральный закон «О Центральном Банке РФ» Закон предусматривает ежегодное представление в Государственную Думу не позднее 1 декабря основных направлений единой денежно-кредитной политики на предстоящий год (ст.44). Кроме Закона проведение денежно-кредитной политики регламентируется дополнительными нормативными актами, такими, как Положение «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном Банке РФ», Инструкция №1 «О порядке регулирования деятельности банков», Положение «О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций», а также Федеральным Законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Классификация методов ДКП: рыночные (косвенные) и административные (прямые); общие и селективные.

Инструменты ДКП непосредственно контролируются ЦБ. Косвенные регуляторы в арсенале ЦБ РФ закреплены законодательно. Федеральным законом от 10 июля 2002 года за номером 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в статье 35 установлено, что основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;

  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

  • операции на открытом рынке;

  • рефинансирование кредитных организаций;

  • валютные интервенции;

  • установление ориентиров роста денежной массы;

  • эмиссия облигаций от своего имени.

Сюда же относятся механизмы изменения обязательных резервных требований, а также различные административно-устанавливаемые показатели, например, лимиты кредитования.

Можно классифицировать инструменты денежно-кредитной политики по формам организации использования данного регулятора (рис.2):

Рисунок 2 – Инструменты ДКП по формам организации использования регуляторов

По степени периодичности использования инструментов денежно-кредитной политики классификацию можно представить в следующем виде (рис.3):

Рисунок 3 - Классификация инструментов ДПК по степени периодичности использования регуляторов

Характеристика основных инструментов ДКР.

Закон предусматривает, что Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Причем процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «РЕПО» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Учетная ставка - процент, который удерживает ЦБ при покупке векселей у кредитных учреждений. Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным ЦБ кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них. Ломбардная ставка - процент, который взимает ЦБ при предоставлении кредитов кредитным учреждениям под залог активов.

Политика минимальных резервов. Минимальные резервы - это бессрочные и беспроцентные вклады КБ в ЦБ, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам (привлеченным средствам - вкладам клиентов).

Дифференциация нормативов обязательных резервов: тип вклада (его срок); валюта вклада; тип кредитного учреждения; величина вклада.

Обязательные резервы являются более грубым, но действенным инструментом. Данный регулятор Банк России использует, чтобы усилить результативность своего влияния на управление ликвидностью в банковской системе. Законом (ст. 38) предусмотрены условия применения обязательных резервов.

Политика открытого рынка. Операции на открытом рынке - купля-продажа ЦБ высоколиквидных ценных бумаг у кредитных учреждений. Это считается наиболее гибким и эффективным методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков. Операции ЦБ на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения ЦБ цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

Депозитная политика. Депозитные операции - операции по привлечению свободных денежных средств во вклады. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок. Посредством изменения процентной ставки и сроков депозита центральный банк заинтересовывает коммерческие банки в размещении денежных средств в депозиты. В результате уменьшаются денежные средства, находящиеся в распоряжении коммерческих банков и используемые для расширения активных операций.

Валютная политика. Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты.

В наиболее общем виде валютная политика включает следующие элементы:

  • регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки уровня);

  • управление официальными валютными резервами;

  • валютное регулирование и валютный контроль;

  • международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовых организациях.

Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции и в той или иной степени практически все инструменты денежно-кредитной политики. Таким образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением - центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика»

Банк России является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля (ст. 53) и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и ФЗ.

Валютный курс – важный элемент МВС. Это цена национальной валюты одной страны, выраженная в национальных валютах других стран или в международных валютных единицах. Валютные курсы устанавливаются на международных валютных рынках в зависимости от спроса и предложения национальных валют. В современных условиях большинство стран применяют плавающие валютные курсы, ориентированные на ведущие ключевые валюты. Платежный баланс – это соотношение платежей, произведенных страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени. Общий баланс страны всегда сбалансирован, т.е его активные и пассивные операции составляют одинаковую величину.

Наряду с экономическими методами воздействия на денежно-кредитную сферу, ЦБ может использовать и административные методы (или прямые). Важным инструментом административного воздействия является регулирование уровня процентных ставок, прироста кредитов, объема портфельных инвестиций. Например, метод количественных кредитных ограничений представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений сегодня стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

ЦБ может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

Важное место в регулировании направления кредитов занимает селективная кредитная политика, активно используемая в развивающихся странах. В комплекс основных механизмов селективной кредитной политики входят:

- установление количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли;

- создание специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при переучете векселей в центральном банке;

- распространение различного рода льгот на банковские институты, кредитующие преимущественно приоритетные сферы экономики.

Оценивая результаты использования этой политики, следует отметить, что, с одной стороны, она способствовала существенному изменению кредитных потолков. В частности, наблюдалось расширение кредитования мелких предприятий, жилищного строительства, экспортных отраслей промышленности, создание базы рискового финансирования. С другой стороны, отмечались и негативные моменты, препятствовавшие нормальному функционированию кредитно-финансовой системы: льготные процентные ставки по кредитам, предоставляемым приоритетным отраслям, обусловливали необходимость их субсидирования за счет кредитов международных кредитно-финансовых организаций, бюджетных средств и других источников, что неизбежно порождало новые проблемы в кредитно-финансовой сфере.

Кроме того, периодически возникал избыточный спрос на дешевые кредиты, которые в условиях отрицательных процентных ставок приобрели характер безвозмездных ссуд. Значительный приток в экономику кредитных ресурсов приводил к быстрому росту объема денежной массы в обращении, спроса на реальные активы и иностранную валюту, давлению на официальные валютные резервы.

Одной из мер административного воздействия на денежно-кредитную сферу являются портфельные ограничения, обязывающие коммерческие банки инвестировать часть их ресурсов в государственные ценные бумаги.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны ЦБ по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Опыт зарубежных стран свидетельствует, что административные меры денежно-кредитного регулирования сыграли определенную положительную роль в условиях отсутствия высокоразвитых финансовых рынков. Однако они не привели к существенному снижению уровня инфляции. С другой стороны, развитие финансовых рынков, создание новых финансовых инструментов в значительной степени ослабили действенность средств административного регулирования. В связи с этим центральные банки стали постепенно отказываться от применения этих средств и в 80-е годы постепенно перешли на использование преимущественно рыночных инструментов.

Вопрос 3

Вексель – вид ценной бумаги, представляющий письменное долговое обязательство в строго установленной законом форме, выдаваемое заемщиком (векселедателем) кредитору (векселедержателю), предоставляющее последнему право требовать с заемщика уплаты к определенному сроку суммы денег, указанной в векселе. Векселя выписываются одновременно с совершением акта продажи товаров. Такие векселя являются коммерческим документом.

Коммерческие бумаги - краткосрочные необеспеченные простые векселя. Эмитент векселя обязуется выплатить его держателю определенную сумму в определенный день в будущем. Обычно они имеют нулевой купон, поэтому их продают инвесторам с дисконтом к номинальной стоимости, представляющим собой процент для инвестора за период хождения.

Важнейшие характеристики векселя - его абстрактность и бесспорность, обеспечивающие его обращаемость как денег. В современной России вексельное обращение опирается на Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. «О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР» и другие нормативные документы.

Учет векселей - это покупка их банком, в результате чего они полностью переходят в его распоряжение, а вместе с ними и право требования платежа от векселедержателей. Поскольку векселедержатель, предъявивший банку векселя к учету, получает немедленно по ним платеж, т.е. до истечения срока платежа по векселю, то для него фактически это означает получение кредита от банка.

Поэтому учет векселей банками - это один из способов предоставления ссуд, за такую операцию банк взимает процент, который называется учетным процентом, или дисконтом.

Дисконт - разница между суммой, указанной в векселе, и суммой фактически полученных денежных средств или их эквивалентов при размещении этого векселя. Его величина определяется ЦБР.

Учетный процент удерживается банком из суммы векселя сразу же в момент его учета (покупки). К учету принимаются только векселя, основанные на товарных и коммерческих сделках. Продажа последних банку сопровождается индоссаментом владельца векселя, и, таким образом, предъявленный к учету вексель должен иметь не менее двух подписей, т.е. векселедателя и первого векселедержателя.

По векселю, выданному с платежом «по предъявлении» или «во столько-то времени после предъявления», в котором указывается размер процентной ставки, проценты начисляются и выплачиваются только при погашении векселя. При исчислении процентов количество дней в месяц условно принимается за 30, а в году - за 360. В месяцах, имеющих 31 день, 31 число в расчет не принимается, а в феврале остаток за последнее число повторяется столько раз, сколько дней недостает до 30.

При расчете суммы процентов используется формула:

где

I - сумма дисконта;

N - номинал векселя;

T - количество дней от выдачи векселя до его погашения;

R - процентная ставка для начисления процентов на вексельную сумму, указанная в тексте векселя.

Задача. Коммерческий вексель при номинальной стоимости 1000000 руб. был учтен в банке 16 мая под 12% годовых. Вексель был выписан 1 января с погашением 31 августа. Определить сумму дохода банка.

Решение. Определим количество дней:

обращения векселя 30+30+30+30+30+30+30+30 = 240 дней

принятия векселя к учету в банке 30+30+30+30+16=136 дней

от принятия векселя к учету в банке до его погашения 240-136=104 дня

Дисконт банка составит: = 34680 руб.

Векселедержатель (клиент) получит сумму: 1000000 - 34680 = 965320 руб.

Список используемой литературы

  1. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О.И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 560 с.

  2. Колесников В.И. Ценные бумаги: Учебник / В.И.Колесников, В.С.Торкановский и др. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 416с.

  3. Костяшкина О.Г. Деньги. Кредит. Банки: Методические указания по самостоятельному изучению курса для студентов специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» всех форм обучения / Сост. О.Г.Костяшкина. – Красноярск: КГТЭИ, 2006. - 87с.

  4. Костяшкина О.Г. Организация денежно-кредитного регулирования: Учебное пособие / О.Г.Костяшкина. – Красноярск: КГТЭИ, 2006. - 131 с.

  5. Петрикова С.М. Денежно-кредитная политика и ее типы в экономической политике государства. Антикризисное управление в России в современных условиях / С.М.Петрикова // Тезисы докладов VII Всероссийской молодежной научно-практической конференции. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005. - С.33.

  6. Семенюта О.Г. Основы банковской деятельности в Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 448 с.

  7. Словарь банковских терминов / Под ред. Э.А.Уткина. - М.: АКА ЛИС, 2004. - 303 с.

  8. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: Краткий курс / Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф.Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 302 с.

Приложение

Центральный аппарат

Банка России

Главные территориальные управления и Национальные банки Центрального банка РФ

Расчетно-кассовые центры и полевые учреждения Центрального банка РФ

Структура Банка России

Организационная структура Федеральной резервной системы США

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: