Открытый урок по алгебре в 9 классе
Тема: «Характеристическое свойство геометрической прогрессии»
Цели урока:
Образовательные: вспомнить и обобщить те знания, которые ученики уже имеют по геометрической прогрессии; активизировать работу по применению этих знаний; вывести и доказать характеристическое свойство геометрической прогрессии; приобрести умение по применению характеристического свойства при решении простых задач.
Развивающие: формировать умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждение по аналогии, делать выводы на основе выявленных закономерностей, строить и интерпретировать модель некоторой реальной ситуации.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, а также активности, умению аргументировано отстаивать свои взгляды.
Тип урока: комбинированный урок.
Структура урока
Подготовительный этап.
Актуализация знаний, умений и навыков.
Изучение нового материала.
Отработка знаний, умений и навыков по теме.
Решение задач практического содержания.
Подведение итогов урока и домашнее задание.
Ход урока
Подготовительный этап (3 мин.).
– Сегодня мы с вами выведем новое свойство геометрической прогрессии.
– Но сначала проверим домашнее задание.
Один ученик вызывается к доске и записывает определение геометрической прогрессии, формулу n-го члена геометрической прогрессии и формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии.
С остальными учениками проверяем выполнение домашнего задания, опрашивая с места ответы в домашних заданиях.
 №17.25 (а, в)	а)
; в)
 №17.27 (а, б)	а)  
; б) 
 №17.28 (а, в)	а) 
; в) 
 №17.29 (а, в)	а) 
, 
, 
  в)
, 
,
  
Актуализация знаний, умений и навыков (7 мин.).
– Чтобы вспомнить все, что вы знаете о геометрической прогрессии, проведем устную работу по карточкам. Будут работать две группы: группа девочек и группа мальчиков.
Каждой группе выдаются карточки с выбором ответа. После выполнения заданий в каждой группе должно получиться свое слово.
-   
1 группа.
Карточка №1
Номер
1
Ответ
Найдите знаменатель геометрической прогрессии, если
, 
М. 2
Б.

Х. –2
Г. 0,5
 
Ответ: Х
-   
1 группа.
Карточка №2
Номер
2
Ответ
Найдите первый член геометрической прогрессии, если
, 
Н. 12
А. 3
Ч. 6
О. 1,5
 
Ответ: А
-   
1 группа.
Карточка №3
Номер
3
Ответ
Найдите четвертый член геометрической прогрессии, если
,  
М. 54
Е. 81
Л. 162
К. –54
 
Ответ: К
-   
1 группа.
Карточка №4
Номер
4
Ответ
Найдите знаменатель геометрической прогрессии, если
 – возрастающая, 
, 
Р. 2
Б. –4
Ф. 4
В. –2
 
Ответ: Р
-   
1 группа.
Карточка №5
Номер
5
Ответ
Найдите сумму четырех первых членов геометрической прогрессии, если
, 
К. –160
Т. –80
У. –26
Г. 80
 
Ответ: Т
-   
1 группа.
Карточка №6
Номер
6
Ответ
Найдите пятый член геометрической прогрессии, если

И. 8
Ю. 40
Е. 4
А. 2
 
Ответ: Е
-   
2 группа.
Карточка №1
Номер
1
Ответ
Найдите знаменатель геометрической прогрессии
, 
У. –3
С.

Т.

А. 3
 
Ответ: С
-   
2 группа.
Карточка №2
Номер
2
Ответ
Найдите первый член геометрической прогрессии, если
, 
В. –2
Б.

Ч. 6
Г. 2
 
Ответ: В
-   
2 группа.
Карточка №3
Номер
3
Ответ
Найдите четвертый член геометрической прогрессии, если
,  
Е. 24
А. –48
Й. –24
И. 48
 
Ответ: Й
-   
2 группа.
Карточка №4
Номер
4
Ответ
Найдите знаменатель геометрической прогрессии, если
 – знакочередующаяся, 
, 
Ю. 3
Б. –9
У. 9
О. –3
 
Ответ: О
-   
2 группа.
Карточка №5
Номер
5
Ответ
Найдите сумму четырех первых членов геометрической прогрессии, если
, 
М. –21
Т. –85
Б. –255
Д. 85
 
Ответ: Т
1 группа
Под числом, соответствующим номеру задания, напишите букву.
1
2
4
2
3
5
6
4
Должно получиться слово ХАРАКТЕР.
2 группа
Под числом, соответствующим номеру задания, напишите букву.
1
2
4
3
1
5
2
4
Должно получиться слово СВОЙСТВО
Примечание:
Если будут присутствовать все ученики, то 1 группа – 4 девочки, 2 – группа – 3 мальчика.
Если не будет 1 девочки, то в группе девочек исключить Карточку №6, а букву в бланк написать учителю.
Карточки с заданием можно раздать с учетом уровня знаний ученика.
– В результате работы в 1 группе получилось слово Характер. По словарю Сергея Ивановича Ожегова характер – это отличительное свойство, качество, особенность кого-либо (чего-либо).
– Итак, сегодня мы с вами выведем еще одно свойство геометрической прогрессии – характеристическое свойство.
Изучение нового материала (14 мин.).
– Вам известно характеристическое свойство арифметической прогрессии, попробуем определить характеристическое свойство для геометрической прогрессии.
Рассмотрим последовательность чисел, являющуюся геометрической прогрессией
 
: 1, 2, 4, 8, 16, 32, …
Выполните задания:
Найдите произведение членов этой прогрессии:
с номерами 1 и 3
= 4
с номерами 2 и 4
= 16
с номерами 3 и 5
= 64
Сравните полученное произведение с тем членом прогрессии, который находится между ними:
сравнить 4 и 2
сравнить 16 и 4
сравнить 64 и 8
– Какая закономерность существует?
 – Произведение 
 и 
 равно квадрату 
 – Произведение 
 и 
 равно квадрату 
 – Произведение 
 и 
 равно квадрату 
– В результате получили формулу…
 – 
 для 
– Это свойство геометрической прогрессии называется характеристическим. Оно формулируется так: «Квадрат каждого члена геометрической прогрессии, кроме первого, равен произведению предыдущего и последующего членов».
– Докажем это свойство:
 (по определению геометрической прогрессии для  
) 
 (по определению геометрической прогрессии)Перемножим
 и 
, получим:
 
 для 
 – Верно и обратное: если последовательность 
, состоящая из чисел, отличных от нуля, такова, что для любого 
 выполняется равенство 
, то 
 – геометрическая прогрессия.
– Доказательство этого утверждения разберите дома самостоятельно по учебнику стр. 166 – 167.
Отработка знаний, умений и навыков по теме (7 мин.).
№17.16 (а) – на доске учитель, ученики помогают.
а) Между числами 18 и 2 вставьте положительное число так, чтобы получилось три последовательных члена геометрической прогрессии.
– Из трех последовательных членов геометрической прогрессии известны первый и третий члены. Найти нужно второй член.
Дано:
 
, 
, 
, 
 Найти: 
Решение.
 
 (характеристическое свойство)
 
 или 
 Так как по условию 
, то 
 – не подходит.
 Ответ: 
№17.31 (б) – ученики самостоятельно.
б) Между числами 18 и 2 вставьте положительное число так, чтобы получилось три последовательных члена геометрической прогрессии.
Дано:
 
, 
, 
, 
 Найти: 
, 
Решение.
 1) 
 (характеристическое свойство)
 
 
 или 
 Так как по условию 
, то 
.
 2) 
 (по определению)
 
 
 Ответ: 
, 
№17.32 – вызвать к доске.
Найдите те значения t, при которых числа t, 4t, 8 являются последовательными членами геометрической прогрессии.
Дано:
 
: t, 4t, 8
Найти: t
Решение.
 1) Так как t, 4t, 8 – члены геометрической прогрессии, то 
 (по определению геометрической прогрессии.
 2) 
 (характеристическое свойство)
 Получим уравнение: 
 
 
 
 или  
 Так как 
, то  
.
 Ответ:  
Решение задач практического содержания (8 мин.).
№17.51 – на доске учитель вместе с учениками.
– Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток.
этап. Формализация – составление математической модели.
 – К концу 1-ых двадцати минут будет 
 бактерии.
 К концу 2-ых двадцати минут будет 
 бактерии.
 К концу 3-их двадцати минут будет 
 бактерий.
и т.д.
Получили последовательность: 2, 4, 8, …
 Так как 
 (
), то данная последовательность является геометрической прогрессией, причем 
  
– Какой же член геометрической прогрессии соответствует концу суток?
– Для этого нужно знать сколько раз 20 минут укладывается в сутках.
– В одном часе двадцать минут укладывается 3 раза, в сутках 24 часа, поэтому в сутках 72 раза укладывается по двадцать минут.
 – Итак, к концу суток в организме будет 
 бактерии. Математическая модель задачи будет представлять формулу 72-го члена:  
, где  
, 
этап. Работа с составленной модели.
 
этап. Ответ на вопрос задачи.
 – По вопросу задачи нужно было найти количество бактерий образующихся из одной бактерии, поэтому из полученного числа нужно вычесть исходную бактерию. Значит, к концу суток образовалось 
 бактерий.
 Ответ: 
 бактерий.
Подведение итогов и домашнее задание (2 мин.).
В начале урока вспомнили определение геометрической прогрессии, формулу n-го члена геометрической прогрессии, формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии, а также вы показали, как можете использовать эти знания при решении заданий.
Потом мы с вами открыли новое для вас характеристическое свойство геометрической прогрессии:
Числовая последовательность является геометрической прогрессией тогда и только тогда, когда квадрат каждого ее члена, кроме первого, равен произведению предшествующего и последующего членов.
 
 , 
Затем решили несколько номеров, в которых используется это характеристическое свойство.
В конце урока разобрали задачу практического содержания, в которой применяются свойства геометрической прогрессии.
Домашнее задание:
§17 (стр. 166 – 167) – доказательство.
№17.16(б), 17.31(а), 17.33, 17.52.
Объявить оценки за урок.