ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Арифметическая и геометрическая прогрессии.
ФИО (полностью)
Науменкова Олеся Анатольевна
Место работы
МБОУ СОШ №12 г. Смоленска
Должность
Учитель математики
Предмет
математика
Класс
9
Тема и номер урока в теме
Арифметическая и геометрическая прогрессии
(четырнадцатый урок из шестнадцати).
Базовый учебник
Мордкович А.Г.
Алгебра.9 класс.В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордкович, П.В.Семёнов. – М:Мнемозина, 20010.
Алгебра.9 класс.В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ (А.Г.Мордкович,Л.А.Александрова, Т.Н.Мишустина и др.);под ред. Мордковича. – М.:Мнемозина, 2010.
Цель урока: систематизировать полученные учащимися знания, проверить их.
9. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
обобщить и систематизировать теоретические знания по арифметической и геометрической прогрессии; совершенствовать навыки нахождения п члена и суммы п первых членов арифметической и геометрической прогрессии с помощью формул;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
способствовать формированию общекультурных компетенции на уроке при изучении арифметической и геометрической прогрессии, воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов; воспитание уважительного отношения к одноклассникам.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать познавательный интерес учащихся, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью; развивать грамотную математическую речь;
10.Тип урока Урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
11.Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная
12.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно формулируют тему, цели урока;
-сообщают краткие исторические сведения;
-работают с карточками;
-работают в парах и индивидуально;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный дидактический материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point
14.Структура и ход урока
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познаватель-
ные
Регулятивные
Коммуникатив-
ные
Личност-
ные
1
2
3
5
6
7
8
9
10
1
Организацион-ный момент
приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; знакомство с планом урока .
Знакомство с планом урока.
1
осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Прогнозирование своей деятельности
Умение слушать и вступать в диалог
умение выделять нравственный аспект поведения
2
Сообщение темы и целей урока.
Презентация
Слайд,1,2,3
Вступительное слово учителя, мотивация изучения данной темы,
соответствующие вопросы к учащимся
Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Сами формулируют тему и цель урока.
3
Поиск и выделение необходимой информации
Постановка цели учебной задачи, синтез
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Смысло-
образование
3
Сообщение кратких исторических сведений.
Презентация
Слайд 4,5,6,
Сообщение кратких исторических сведений.
5
Поиск и выделение необходимой информации.
Осознавать самого себя как движущую силу своего научения
Умение слушать
4
Играем в лото.
Презентация
Слайды 7,8
Учитель объясняет правила игры, правила получения баллов, в момент работы учащихся проходит и смотрит правильность выполнения задания,
комментирует, направляет работу учащихся.
Учащиеся проверяют свои результаты с помощью интерактивной доски, получают баллы за выполненную работу.
5
Уметь строить рассуждения, используя знаково – символические средства.
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Управление своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия)
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
5
Работа в парах.
Презентация
Слайды 9,10,11,12
Организовать работу в парах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Выступает в роли тьютора для слабых учащихся
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).
На местах учащиеся решают задачи по одной. После того, как дети закончили решение задачи, проверяют правильность решения, один учащийся выходит к доске, оглашает задачу и комментирует решение по презентации, делает вывод.
8
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
Обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.
Выражать точно и грамотно свои мысли
Формирование навыков сотрудничества со взрослыми исверстниками.
6
Физминутка.
Презентация
Слайды 13
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
2
7
Применение прогрессий.
Презентация
Слайды 14 - 19
Предлагаются задачи для решения детьми в течении трёх минут.
После того, как учащиеся решили предложенную задачу, они проверяют решение на интерактивной доске с комментариями одного из ребёнка по желанию.
8
Применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно – следственные связи
Обнаруживать учебную проблему, составлять план выполнения работы.
Уметь находить в тексте информацию, необходимуюдля решения задач.
Форнмирование устойчивой мативации к индивидуальной деятельности
8.
Индивидуальная работа.
Презентация
Слайды 20
Предлагает тест по теме.
После того, как дети решили задания, они обмениваются работами. Проверяют их по коду ответ.
10
Произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач.
Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.
Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
9.
Подведение итогов урока, оценивание знаний
За работу с формулами, задачами и тестом каждый учащийся получает оценки в журнал. Дополнительные оценки получают те, кто был активен на уроке.
Выставляют оценки в дневник
2
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна
нравственно-этическая ориентация
10.
Домашнее задание
Презентация
Слайды 21,22
Задает дозированное домашнее задание
Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока
1
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I. Организационный этап
Учитель: приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; знакомство с планом урока .
Учащиеся готовы к началу работы.
II. Сообщение темы и целей урока (Слайд 1,2,3)
Сегодня речь пойдёт о прогрессиях. Мы должны обобщить и систематизировать знания и умения, приобретённые при изучении прогрессий, а также вспомнить, насколько математика может быть занимательной, связана c жизнью. Нам предстоит услышать исторические факты, поработать с формулами, решить задачи, посмотреть применение прогрессий в жизни и написать тест. Задания на прогрессию присутствуют в КИМах государственной итоговой аттестации. Сегодня на уроке вы можете получить несколько оценок.
Учащиеся слушают. Если есть вопросы, задают их.
III. Сообщаются краткие исторические сведения, приготовленные учащимися ( Слайд 4,5,6,)
В клинописных табличках вавилонян, как и в египетских папирусах, относящихся ко 2 тысячелетию до нашей эры, встречаются примеры арифметических и геометрических прогрессий. Первые теоретические сведения, связанные с прогрессиями, дошли до нас в документах Древней Греции. Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны и индийским учёным.
Правило для нахождения суммы членов произвольной арифметической прогрессии даётся в “Книге абака” (1202 г.) Леонардо Фибоначчи. А общее правило для суммирования любой конечной геометрической прогрессии встречается в книге Н. Шюке “Наука о числах”, увидевшей свет в 1484 году.
Учащиеся слушают. Если есть вопросы, задают их.
IV. Для того чтобы вы окончательно убедились в своих твёрдых знаниях теоретического материала и формул, поиграем в лото ( Слайд 7,8)
За эту игру вы можете получить баллы.
Вам предлагаются карточки, в которых вы вместе с соседом по парте должны «найти пару», поставив их вместе.
Учитель в момент работы учащихся проходит и смотрит правильность выполнения задания.
Учитель оценивает работу учащихся, сообщает им результат.
Дети выполняют данную работу, находя карточкам соответствующие пары.
Проверяют учащиеся свои результаты с помощью интерактивной доски.
V. Работа в парах ( Слайд 9,10,11,12)
Предлагает задачи на слайдах
На местах учащиеся решают задачи по одной. После того, как дети закончили решение задачи, проверяют правильность решения, один учащийся выходит к доске, оглашает задачу и комментирует решение по презентации, делает вывод.
VI. Физминутка ( Слайд 13)
Выводит на слайде музыку и видео с релаксом.
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
VII. Применение прогрессий ( Слайд 14 - 19)
Все организмы обладают интенсивностью размножения в геометрической прогрессии.
Следующая задача предлагается для решения детям в течении трёх минут.
Предлагает решить задачи на применение прогрессий.
Учащиеся решили предложенные задачи, они проверяют решение на интерактивной доске с комментариями одного из ребёнка по желанию.
VIII. Индивидуальная работа ( Слайд 20)
В этом году вы принимаете эстафетную палочку от 11 классов и тоже сдаёте свой экзамен по алгебре в форме тестов ЕГЭ. Следующий тест позволит проверить вашу готовность к нему по теме “Прогрессии”. (Текст теста по вариантам)
Предлагает детям решить тест.
IX. Подведение итогов.
Учитель: Итак, сегодня мы с помощью различных заданий обобщили и систематизировали знания и умения, приобретённые при изучении прогрессий, услышали исторические факты, вспомнили формулы, порешали задачи с использованием данных, встретились с занимательной математикой, написали тест.
Урок сегодня завершён,Дружней вас не сыскать. Но каждый должен знать:Познание, упорство, трудК прогрессу в жизни приведут. Спасибо за урок!
Выставление оценок. Их объяснение.
Тест решают в тетради, там же записывают номера ответов.
За работу с формулами, задачами и тестом каждый учащийся получает оценки в журнал. Дополнительные оценки получают те, кто был активен на уроке.
X. Домашнее задание – творческое ( Слайд 21 -22):
1 уровень – найти по две задачи по теме «Прогрессии».
2 уровень – составить две задачи по теме «Прогрессии».
3 уровень – составить более двух задач по теме «Прогрессии».
Спасибо за работу на уроке!
Записывают домашнее задание.