Муниципальное общеобразовательное учреждение.
Пестравская средняя образовательная школа
Пестравского района Самарской области.
План- конспект урока
по алгебре в 7классе по теме
«Решение систем линейных уравнений способом сложения»
Учитель математики
Пенькова Ирина Александровна
Пестравка 2010
Алгебра 7класс.
Пенькова Ирина Александровна, учитель математики, МОУ Пестравская СОШ.
Программное обеспечение:
УМК: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Мешков, С. Б. Суворова, 2003год, «Алгебра 7 класс»
Тема урока «Решение систем линейных уравнений способом сложения»
(урок обобщения и систематизации знаний).
Оборудование: учебники, компьютеры, проектор, презентации.
Цели урока: 1) актуализация опорных знаний и способов действий при решении систем
уравнений;
2) добиваться осмысленного применения способа сложения при
выполнении упражнений по образцу и в измененной ситуации;
3) развивать логическое мышление учащихся;
4) вырабатывать умение сравнивать, делать выводы, делать самопроверку. Структура урока:
1) Организационный момент, вступительная беседа учителя-2 мин.
2) Устные упражнения-8 мин.
3) Актуализация опорных знаний, творческая работа учащихся-25 мин.
4) Рефлексия, итог урока-3 мин.
5) Домашнее задание-2 мин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: « Решение систем линейных уравнений способом сложения». Мы сегодня на уроке продолжим решать системы способом сложения в заданиях, которые есть в компьютере и более сложные системы уравнений со скобками и дробями, которые подготовили ребята в своих презентациях. У вас будет возможность проверить себя, как вы умеете применять способ сложения при выполнении различных заданий.
2. Устные упражнения.
-Мы с вами в течение нескольких уроков решали системы уравнений различными способами.
-Прежде всего давайте вспомним, что называется решением системы уравнений с 2-мя переменными?
( Решением системных уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство)
-А что значит решить систему уравнений?
( Решить систему уравнений- значит найти все её решения или доказать , что решений нет) .
-Какие способы решения систем вы знаете?
( Графический, способ подстановки, способ сложения).
Приложение № 1.Слайд №2.
Пара чисел (...;0);(3;…);(4;…) является решением уравнением 2х – у = 6
Найти неизвестное число в паре.
((3;0);(3;0);(4;2))
Слайд №3.
В какой точке пересекаются прямые: а) х – у =3 и у = 3;
б) 3х+у=8 и у=х?
( а) (6;3) б) (2;2) )
Слайд №4
Решите систему уравнений способом сложения
х +у=11
2х-у=4 (5;6)
-Запишите систему уравнений с двумя переменными. (Слайд №5)
3x+y=8 |*2
5x-2y=6
-В чем состоит способ сложения?
(1. Умножаем почленно уравнения системы на такие множители, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами.
6x+2y=16
5x-2y=6
2. Складываем почленно левые и правые части уравнений.
3. Решаем уравнение с одной переменной.
11x=22
x=2
4.Находим соответствующее значение второй переменной.)
3*2+y=8
y=2 (2;2)
3. Актуализация опорных знаний. Творческая работа учащихся.
- Сейчас, учащиеся I варианта садятся за компьютеры и выполняют задания № 1, расположенные в разделе «Практика» и «Контроль».
1)Составить уравнение вида
Y=kx+b, график которого
проходит через точки A(4;1) и B(3;-5).
1=4k+b
-5=3k+b
4k+b=1
3k+b= -5/ * (-1)
4k+b=1
- 3k- b= 5
k=6
4*6+b=1
b= -23
y= 6x – 23
10x – 3y = 5
-6x – 3y = -27 /* ( -2 )
10x – 3y = 5
6x + 3y = 27
16x = 32
x = 2
10*2 – 3y = 5
y = 5
Ответ: (2;5)
В это время учащиеся II варианта выполняют задания из презентации, подготовленной группой учащихся дома, исходя из индивидуальных способностей учащихся. Один учащийся выполняет на закрытой доске более сложное задание № 2.
Приложение № 2.
Презентация №3.
7а+4b=90 / *3
5a-6b=20 / *2
21a+12b=270 70+4b=90
10a-12b=40 4b=20
b=5
31a=310
a=10
Ответ: (10;5)
2) / *15
/ *30 75n= -225
n= -3
6m -15=15
6m+5n=15 6m=30
3m-35n=120 /* (-2) m=5
6m+5n=15
-6m+70n= -240 Ответ: (5; -3)
* Физминутка.
- Учащиеся I варианта возвращаются за парты и выполняют задания из презентации № 1 и №2, которую ребята приготовили дома для вас.
Учащиеся I варианта выполняют задания из презентации, исходя из индивидуальных способностей. Один учащийся выполняет на закрытой доске более сложное задание № 2.
Приложение № 3.
Презентация №1, №2.
1) 10х-9у=47 / * (-3)
15х+21у=1,5 / *2
-30х+27у= -141
30х+42у=3 10х+18=47
10х=29
69у= -138 х=2,9
у= -2 Ответ: (2,9;-2)
2)
5(х+2у)-3=3х+5
4(х-4у)-50= -33у
5х+10у-3=3х+5
4х-12у-50=-33у
2х+10у=8 / * (-2)
4х+21у=50
-4х-20у= -16
4х+21у=50
у=34
2х+340=8
х= -332 : 2
х= -166
Ответ: (-166; 34)
1)Составить уравнение вида
y=kx+b, график которого
проходит через точки A(8;-1) и B(-4;17).
- 1=8k+b
17=- 4k+b
8k+b= -1
-4k+b=17/ * 2
8k+b= -1
- 8k+2b= 34
b=11
8k+11= -1
k= -1,5
y= -1,5x +11
2) 5x + 4y = -22
5x – 2y = -4 /* ( -1 )
5x + 4y = -22
-5x + 2y = 4
6y = -18
y = -3
5x +4*(-3) = -22
x = -2
Ответ: (-2;-3)
4.Рефлексия. Итог урока.
-Закончите предложение: (Слайд №6)
Сегодня на уроке мне понравилось…….
Сегодня на уроке я узнал………
Сегодня на уроке я научился……..
- Какие виды работы мы использовали?
- Как вы оцените работу ребят, подготовивших дома презентации?
Повторение алгоритма решения линейных уравнений способом сложения.
Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
№ 1150 (в,г), 1154 ( выполняем также, как выполняли задание №1 на компьютере ).