План урока по теме : Квадратные уравнения (8 класс)
Автор Шаповалова Светлана Эдуардовна
Учитель МБОУ СОШ № 50 им.С.В.Марзоева г.Владикавказ
Цель данной разработки урока обобщения и систематизации знаний по теме « Квадратные уравнения» - углубленное изучение свойств квадратных уравнений , знакомство с решением квадратных уравнений
ах2 + вх +с = 0 , в которых а + в + с =0
и выработка навыка устного решения таких уравнений.
Тема:Квадратные уравнения
Цели урока:
-закрепление теоремы Виета
-выработка у учащихся навыков обобщения изучаемых фактов
-развитие у учащихся самостоятельности и творчества
Оборудование урока:
-Мультимедийный проектор
-тест «Квадратные уравнения»
-карточки с индивидуальными заданиями
-самостоятельная работа
Ход урока
1.Организационный момент
Сообщить уч-ся задачи урока
-контроль знаний с помощью тестирования
-решение задач на применение прямой и обратной теорем Виета
-изучение нового свойства квадратных уравнений
II.Повторение изученного материала
1.Решить уравнение (на доске) 7 х2 -9х +2=0
( D=25 , x1=1, x=2/7 )
2.Тест (2 варианта) проецируется на экран (5-7мин)
Уч-ся на листочках записывают номер задания и ответы и сдают учителю на проверку, затем на экран проецируется тест с ответами
Вариант1
Вариант2
1…..уравнением называется уравнение ах2 + вх +с = 0
где а,в,с –заданные числа, а≠0,х-переменная
1. Если ах2 + вх +с = 0 –квадратное уравнение, то а называют … коэффициентом, с - …
2.Уравнение х2=а,где а>0,имеет корни х1=… ,х2=…
2. Уравнение х2=а,где а<0,не имеет ….
3.Уравнение ах2=0,где а≠0,называется … квадратным уравнением
3. Уравнение ах2 + вх = 0,где а≠0, с≠0,называется … квадратным уравнением
4.Уравнение ах2 + вх = 0,где а≠0, в≠0,называется … квадратным уравнением
4. Корни квадратного уравнения
ах2 + вх +с = 0 вычисляются по формулам ….
5.Корни квадратного уравнения
ах2 + вх +с = 0 вычисляются по формуле ….
5. Квадратное уравнение
ах2 + вх +с = 0 имеет два различных корня ,если ….
6.Если ах2 + вх +с = 0 –квадратное уравнение, то в называют … коэффициентом
6. Квадратное уравнение вида
х2 + рх + q =0 называется …
7.Приведённое квадратное уравнение х2 + рх + q =0 совпадает с уравнением общего вида, в котором а=…,в=…,с=…
7.Сумма корней приведённого квадратного уравнения равна … коэффициенту,взятому с … знаком, а произведение корней равно … члену.
8.Если х1=… ,х2=…корни уравнения х2 + рх + q =0,то справедливы формулы
х1+х2=…., х1·х2=….
8.Если числа р , q, х1 ,х2 таковы,что
х1+х2=-р, х1·х2= …,то х1и х2-корни уравнения …..
3.Устная работа - Какое из уравнений лишнее в группе
2х2 – х = 0 х2 -5х + 1 =0
х2 – 16 = 0 9х2 – 6х + 10 = 0
4х2 + х – 3 = 0 х2 + 2х – 2 = 0
2х2 = 0 х2 – 3х – 1 = 0
Отв (4х2 + х – 3 = 0) отв(9х2 – 6х + 10 = 0)
4.Вопросы:
-Как можно решить приведенное квадратное уравнение?
(по формуле корней кв. ур-я и по теореме Виета)
-Сформулировать теорему Виета
-Как используется теорема Виета при решении кв. ур-я общего вида
(заменить это уравнение равносильным ему приведенным кв. ур-ем)
III.Решение задач по теореме Виета (прямой и обратной)
(Работа в тетради)
1. Дано уравнение: х2 – 6х + 5 = 0
Не решая уравнения найти: -сумму корней …
-произведение корней….
-квадрат суммы корней…
- удвоенное произведение корней …
- 1/х1 +1/х2=….
- подобрать корни….(ответы на экране)
2.а)Найти сумму и произведение корней ( устно)
х1+х2 х1·х2=
х2 – 3х – 4 = 0 ? ?
x2 -9x + 14 =0 ? ?
2x2 – 5x + 18 = 0 ? ?
3x2 + 15x + 1 = 0 ? ?
б)для уравнений 1),2) найти подбором корни
Ответ : 1) х1=4 ,х2=-1 2) х1=7 ,х2=2
3. Составить приведённое квадратное уравнение,если известны его корни х1=-3 ,х2=1 (на доске с пояснением)
Решение: х1+х2 =-3+1=-2 ;-р=-2 ; р=2
х1·х2=q ; х1·х2=-3; q=-3
х2 + рх + q =0
х2 + 2х - 3 =0
4.Самостоятельная работа ( 4 варианта с проверкой в классе)
Вар.1 х1=5 ,х2=6 Вар.4 х1=-5 ,х2=-6
Вар.2 х1=-5 ,х2=6 Вар.5 х1=7 ,х2=-3
Вар.3 х1=5 ,х2=-6 Вар.6 х1= 8 ,х2=-4
IV.Изучение нового свойства
Назовите коэффициенты в каждом уравнении найдите их сумму
х2 – 3х – 4 = 0 -6
x2 -9x + 14 =0 6
2x2 – 5x + 18 = 0 17
3x2 + 15x + 1 = 0 19
Проверка домашнего задания ( на доске уравнения из домашней работы)
корни ур-я сумма коэф-в
х2 + х – 2 = 0 1 ; -2 0
х2 + 2х – 3 = 0 1 ; -3 0
х2 - 3х + 2 = 0 1 ; 2 0
5х2 - 8х + 3 = 0 1 ; 3/5 0
Учитель: посмотрите на эти уравнения и их корни и попробуйте найти какую – нибудь закономерность
(первый корень =1, второй корень = с или с/а ,сумма коэф-тов = 0)
-К какому выводу мы пришли, придумайте правило
Вывод: если в уравнениях ах2 + вх +с = 0, а + в + с =0, то один из корней = 1, а другой = с/а ( с ,если а=1)
Посмотрите на уравнение ,которое мы решили в начале урока
7 х2 -9х +2=0 ; 7-9+2=0 ; х1= 1 ,х2=2/7
V.Самостоятельная работа (по карточкам в 2 вариантах)
Решить уравнения
Вариант 1 Вариант 2
х2 + 23х - 24 =0 х2 + 15х - 16 =0
2х2 + х - 3 =0 5х2 + х - 6 =0
-5х2 + 4,4х + 0,6 =0 -2 х2 + 1,7х + 0,3 =0
Проверка с/р
Выставление оценок
VI.Домашнее задание
1.Придумать три уравнения, в которых а + в + с =0
2.Повторить теоретический материал по кв.ур-ям
3.№545а.б,№546в.г