Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 14 имени Ю.А. Гагарина
Щелковского муниципального района Московской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по предмету алгебра
(расширенное изучение)
7б класс лицейский физико-математической направленности
учителя Гудковой Аллы Борисовны
Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями Министерства образования России от 12.01.2006 № 01-10.
выходные данные примерной программы Примерная программа основного общего образования по математике (руководитель проекта вице-президент РАО А.А. Кузнецов, академик-секретарь отделения общего образования РАО М.В. Рыжаков, член-корреспондент РАО А.М. Кондаков)
выходные данные авторской программы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, под редакцией С.А. Теляковского «Алгебра» 7-9 класс
количество часов в неделю по программе - 5 часов – в I четверти, 3 часа – во II-IV четвертях (всего 120 часов), по учебному плану – 5 (всего 170 часов)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года, с Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области Министерства образования Московской области Академии социального управления, с Программой № 3 развития МАОУ лицея № 14 имени Ю.А. Гагарина на период с 2010 по 2015 год, Образовательной программе лицея 2013-2014 года.
Общие требования программы: программа составлена на основе образовательного минимума содержания физического образования для основной школы в соответствии с БУП 2004 года.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важнейшей задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Цели
Изучение алгебры в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания алгебры в 7 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты освоения курса:
Личностные результаты:
сформированность познавательных интересов;
убеждённость в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного познания, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
развитость теоретического мышления;
готовность к выбору жизненного пути;
мотивация образовательной деятельности;
приобретение ценностных межличностных отношений.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
Тематическое планирование учебного материала в 7 Б классе:
5 часов в неделю, итого 170 часов
Выражения и их преобразования. Уравнения (25 часов, из них 2 часа контрольные работы)
Числовые выражения и выражения с переменными. Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Простейшие преобразования выражений с переменными. Уравнение с одним неизвестным и его корень. Линейное уравнение. Решение задач с использованием линейных уравнений.
Статистические характеристики (15 часов)
Среднее арифметическое, размах и мода. Медиана как статистическая характеристика.
Функции (20 часов, из них 1 час контрольная работа)
Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции. Функция y = kx + b и её график. Геометрический смысл коэффициентов. Функция y = kx и ее график (прямая пропорциональность).
Степень с натуральным показателем (19 часов, из них 1 час контрольная работа)
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y = x2, y = x3 и их графики. Измерение величин.
Многочлены (25 часов, из них 2 часа контрольные работы)
Многочлен. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители: вынесением общего множителя за скобки, способом группировки.
Формулы сокращённого умножения (26 часов, из них 2 часа контрольные работы)
Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы, квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формулы суммы кубов и разности кубов. Применение формул сокращенного умножения к разложению на множители.
Системы линейных уравнений (23 часов, из них 1 час контрольная работа)
Линейное уравнение с двумя переменными, его графическая интерпретация. Система уравнений, понятие решения системы уравнений с двумя переменными; решение линейных систем подстановкой и алгебраическим сложением. Графическая интерпретация системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления линейных систем уравнений.
Повторение. Решение задач (13 часов)
Промежуточная аттестация (4 часа)
Программа отражает расширенный стандарт образования.
В авторскую программу внесены изменения в связи с формированием лицейского компонента по физико-математическому профилю. Программа расширена за счет рассмотрения следующих тем:
Задание функции несколькими формулами – 4 часа.
О простых и составных числах – 1 час.
Деление с остатком – 2 часа.
Возведение двучлена в степень – 3 часа.
Линейные неравенства с двумя переменными и их системы – 3 часа.
Статистические характеристики – 3 часа.
Решение комбинаторных задач – 8 часов.
Добавлены часы на изучение следующих тем для решения задач повышенного уровня сложности:
Выражения, тождества, уравнения – 4 часа.
Функции и их графики – 1 час.
Линейная функция – 2 часа.
Степень с натуральным показателем – 3 часа.
Многочлены – 3 часа.
Формулы сокращенного умножения – 6 часов.
Системы линейных уравнений – 3 часа.
Итоговое повторение – 2 часа.
Промежуточная аттестация – 2 часа.
Требования к уровню подготовки семиклассников
В результате изучения алгебры в 7 классе ученик должен уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = kx, y = x2, y = x3) и строить их графики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах
моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Календарно-тематическое планирование
§
пункт
Содержание материала
Кол-во
часов
Плановые сроки изучения
Коррекция сроков изучения
1
Выражения
8
3-14.09
1
Числовые выражения
3
2
Выражения с переменными
3
3
Сравнение значений выражений
2
2
Преобразование выражений
8
16-25.09
4
Свойства действий над числами
3
5
Тождества, тождественные преобразования выражений
4
Контрольная работа № 1 по теме «Выражения с переменными. Преобразование выражений»
1
3
Уравнение с одной переменной
9
27.09-08.10
6
Уравнение и его корни
2
7
Линейное уравнение с одной переменной
3
8
Решение задач с помощью уравнений
3
Контрольная работа № 2 по теме «Решение линейных уравнений и задач с помощью линейных уравнений».
1
08.10
4
Статистические характеристики
7
09-19.10
9
Среднее арифметическое, размах и мода
3
10
Медиана как статистическая характеристика
3
11
Формулы
1
5
Функции и их графики
7
21-29.10
12
Понятие функции. Область определения и множество значений функции.
2
13
Вычисление значений функции по формуле
2
14
Понятие графика функции
3
6
Линейная функция
13
30.10-23.11
15
Прямая пропорциональность и ее график
4
16
Линейная функция и ее график
4
17
Задание функции несколькими формулами
4
Контрольная работа № 3 по теме «Понятие функции. Линейная функция и ее график»
1
7
Степень и ее свойства
10
25.11-07.12
18
Определение степени с натуральным показателем
3
19
Умножение и деление степеней
3
20
Возведение в степень произведения, степени и частного
4
8
Одночлены
9
9-20.12
21
Одночлен и его стандартный вид
2
22
Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень.
3
23
Функции y = x2 и y = x3 и их графики
2
24
О простых и составных числах
1
Контрольная работа № 4 по темам «Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлены».
1
9
Сумма и разность многочленов
6
21-28.12
25
Многочлен и его стандартный вид, степень многочлена.
2
26
Сложение и вычитание многочленов
4
10
Произведение одночлена и многочлена
8
13.01-22.01
27
Умножение одночлена на многочлен
4
28
Вынесение общего множителя за скобки
3
Контрольная работа № 5 по теме «Сумма и разность многочленов. Умножение одночлена на многочлен».
1
11
Произведение многочленов
11
23.01-05.02
29
Умножение многочлена на многочлен
4
30
Разложение многочлена на множители способом группировки
4
31
Деление с остатком
2
Контрольная работа № 6 по теме «Произведение многочленов. Разложение многочлена на множители».
1
12
Квадрат суммы и квадрат разности
6
06.02-14.02
32
Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений
3
33
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности
3
13
Разность квадратов. Сумма и разность кубов
9
15.02-28.02
34
Умножение разности двух выражений на их сумму
2
35
Разложение разности квадратов на множители
3
36
Разложение на множители суммы и разности кубов
3
Контрольная работа № 7 по теме «Формулы сокращенного умножения»
1
14
Преобразование целых выражений
11
01.03-15.03
37
Преобразование целого выражения в многочлен
3
38
Применение различных способов для разложения на множители
4
39
Возведение двучлена в степень
3
Контрольная работа № 8 по теме «Преобразование целых выражений»
1
15
Линейные уравнения с двумя переменными и их системы
6
17.03-03.04
40
Линейное уравнение с двумя переменными и их системы
2
41
График линейного уравнения с двумя переменными
2
42
Системы линейных уравнений с двумя переменными
2
16
Решение систем линейных уравнений
17
04.04-26.04
43
Способ подстановки
4
44
Способ сложения
3
45
Решение задач с помощью систем уравнения
6
46
Линейные неравенства с двумя переменными и их системы
3
Контрольная работа № 9 по теме « Системы линейных уравнений с двумя переменными»
1
Решение комбинаторных задач
8
28.04-07.05
Итоговое повторение материала
13
08.05-22.05
Промежуточная аттестация
4