Применение скалярного произведения векторов
на уроках алгебры.
Учитель математики лицея №344
г. Санкт-Петербург, Воробей И.М.
Основная цель : ознакомить с данным методом и показать его эффективность при решении уравнений , систем уравнений и некоторых других алгебраических задач.
Векторный метод может быть успешно применен не только в геометрии , но и в алгебре.
Сначала напомним определение и свойства скалярного произведения векторов.
Скалярным произведением двух ненулевых векторов называется произведение их длин на косинус угла между ними :
=|||| , где α – угол между векторами и
Так как |, то ||||||| , следовательно ,
≤|||| .
Если векторы и коллинеарные , то |= |||. В случаи , когда
, = |||.
Если векторы имеют известные в прямоугольной системе координат координаты , т.е. = ; и вектор { 1 ; 1 } .
= ; | |= = ; | |= .
Т.к. ||,то .
Итак , По условию
Но = | || , если векторы и сонаправленные , т.е.
. Откуда
Ответ : 1.
Пример 2. Решить уравнение .
Решение. ОДЗ: Пусть { и { 1; 1}.
|| = ; || = ; ;
; .
Равенство возможно только , если векторы сонаправленные ,т.е.
; .
Оба корня удовлетворяют ОДЗ.
Ответ: 1 .
Пример 3. Решить систему уравнений .
Решение . Пусть { , а ;| ; .
По условию следовательно , | ; | .
Т.к , то а по условию
Значит, векторы сонаправленные . Имеем ; . Из 1-ого уравнения получаем
Ответ:
Пример 4. Решить систему уравнений .
Решение . Рассмотрим вектор и вектор ;
| из условия имеем | |
; | Следовательно, исходя из условия, имеем . Это равенство возможно , если векторы и сонаправленные ,т.е. ; . Подставляя во 2-ое уравнение системы получим . Тогда . Исходная система имеет восемь решений.
Ответ : ( ;
;
Пример 5. Доказать , что система уравнений не имеет решений.
Доказательство. Пусть , | . По условию значит , | . Т.к. , то Из условия . Значит , система не имеет решений , что и требовалось доказать.
Пример 6 . При каком значении функция принимает наибольшее значение ?
Решение . D(y) = [ - 2 ; 6 ] . Рассмотрим векторы { и
; | ; | ; | .
Т.к. , то Итак , наибольшее возможное значение функции равно 4. Равенство достигается , если .
Т.е. . Решив это уравнение , получим , что - корень уравнения.
Ответ : при функция принимает наибольшее значение.
Пример 7 . Найти наибольшее значение выражения .
Решение . Рассмотрим векторы {и .
; Т.к. , то получаем Итак , наибольшее значение выражения равно 17 .
Ответ : 17 .
Пример 8 . При всех значениях параметра решить уравнение
.
Решение . ОДЗ ( для параметра : .
Рассмотрим векторы и
; | .
Т.к. , то .
Равенство возможно , если ,т.е. (*) . При исходное уравнение имеет единственный корень
Решая уравнение (*) , получим .
Ответ: при ;
при уравнение решений не имеет.
Пример 9 . При каких значениях параметра уравнение
имеет решение. Найти его .
Решение . ОДЗ ( для параметра ) :
Рассмотрим
;
Т.к. , то . Равенство возможно , если векторы сонаправлены , т.е. .
Если , то уравнение примет вид , откуда
Если , то из пропорции получим ; ,
откуда
Ответ:
уравнение не имеет решений , если
Пример 10 . Доказать неравенство
Доказательство . Докажем это неравенство с помощью скалярного произведения векторов. Рассмотрим два вектора и
.
Т.к. , то , что и требовалось доказать .
Пример 11 . Доказать , что если
Доказательство . Рассмотрим векторы и ; . Т.к и по условию , то получим . Что и требовалось доказать .
Было рассмотрено несколько математических задач , которые решены «векторным» методом , точнее с помощью скалярного произведения векторов. Главная трудность в использовании этого метода в решении задач заключается в выборе векторов. Нужно выбрать координаты векторов и так , чтобы уравнение приняло вид .