





















 
Применение скалярного произведения векторов
на уроках алгебры.
Учитель математики лицея №344
г. Санкт-Петербург, Воробей И.М.
Основная цель : ознакомить с данным методом и показать его эффективность при решении уравнений , систем уравнений и некоторых других алгебраических задач.
Векторный метод может быть успешно применен не только в геометрии , но и в алгебре.
Сначала напомним определение и свойства скалярного произведения векторов.
Скалярным произведением двух ненулевых векторов называется произведение их длин на косинус угла между ними :
 
 
=|
|
|
|
 , где α – угол между векторами  
и
 Так как |
, то |
|
|
|
|
|
| , следовательно ,
 
≤|
|
|
| .
 Если векторы  
 и
 коллинеарные , то  
|= |
|
|. В случаи , когда
 
 ,  
 = |
|
|.
 Если векторы имеют известные в прямоугольной системе координат координаты , т.е.  
=
 ;  и вектор
 { 1 ; 1 } .
 
 
 =  
 ; |
 |=
 =  
 ; |
 |=  
 .
 Т.к.  
|
|,то  
 .  
 Итак ,  
 По условию  
 Но  
 = |
 |
| , если векторы  
 и  
сонаправленные , т.е.
 
 . Откуда  
  
Ответ : 1.
Пример 2. Решить уравнение  
 .
 Решение. ОДЗ:  
 Пусть  
{
 и  
 { 1; 1}.
 |
| =  
 ; |
| =  
 ;  
 ;  
 
 
 ;  
 .
 Равенство возможно только , если векторы  
 сонаправленные ,т.е.
 
 ;  
 .
Оба корня удовлетворяют ОДЗ.
 Ответ: 1  
 .
 Пример 3. Решить систему уравнений  
 .
 Решение . Пусть  
{  
 , а  
 ;|
 ;  
.
 По условию  
следовательно , |
 ; |
 .
 
 Т.к  
 , то  
 а по условию  
 Значит, векторы  
 сонаправленные . Имеем  
 ;  
. Из 1-ого уравнения получаем  
 Ответ:  
 Пример 4. Решить систему уравнений  
 .
 Решение . Рассмотрим вектор  
 и вектор  
 ;
 |
 из условия имеем |
 |
 
 ; |
 Следовательно, исходя из условия, имеем  
 . Это равенство возможно , если векторы  
 и  
 сонаправленные ,т.е.  
 ;  
 . Подставляя во 2-ое уравнение системы получим  
 . Тогда  
 . Исходная система имеет восемь решений.
 Ответ : (
 ;  
 
;
 Пример 5. Доказать , что система уравнений
 не имеет решений.
 Доказательство. Пусть  
 , |
 . По условию  
 значит , |
 . Т.к.  
 , то  
 Из условия  
 . Значит , система не имеет решений , что и требовалось доказать.
 Пример 6 . При каком значении  
 функция  
 принимает наибольшее значение ?
 Решение . D(y) = [ - 2 ; 6 ] . Рассмотрим векторы  
{
 и  
 
 ; |
 ; |
 ; |
 .
 Т.к.  
 , то  
 Итак , наибольшее возможное значение функции равно 4. Равенство достигается , если  
 .
 Т.е.  
 . Решив это уравнение , получим , что  
 - корень уравнения.
 Ответ : при  
 функция принимает наибольшее значение.
 Пример 7 . Найти наибольшее значение выражения  
 .
 Решение . Рассмотрим векторы  
{
и  
 .
 
 ;  
 Т.к.  
 , то получаем  
 Итак , наибольшее значение выражения  
 равно 17 .
Ответ : 17 .
 Пример 8 . При всех значениях параметра  
 решить уравнение  
 
 .
 Решение . ОДЗ ( для параметра  
 :  
 .  
 Рассмотрим векторы  
 и  
 
 ; |
 .  
 Т.к.  
 , то  
 .
 Равенство возможно , если  
 ,т.е.  
 (*) . При  
 исходное уравнение имеет единственный корень  
  
 Решая уравнение (*) , получим  
 .
 Ответ: при  
 ;
 при  
 уравнение решений не имеет.
 Пример 9 . При каких значениях параметра
 уравнение  
 
 имеет решение. Найти его .
 Решение . ОДЗ ( для параметра ) :  
 Рассмотрим  
 
 ;
 Т.к.  
 , то  
 . Равенство возможно , если векторы сонаправлены , т.е.  
 .
 Если  
 , то уравнение примет вид  
 , откуда  
 Если  
, то из пропорции получим  
 ;  
 ,
 откуда  
 Ответ:  
 
 уравнение не имеет решений , если  
 Пример 10 . Доказать неравенство  
  
 Доказательство . Докажем это неравенство с помощью скалярного произведения векторов. Рассмотрим два вектора  
 и  
 
 .
 Т.к.  
 , то  
, что и требовалось доказать .
 Пример 11 . Доказать , что если  
 Доказательство . Рассмотрим векторы  
 и  
 ;  
  
 . Т.к  
 и по условию  
 , то получим  
 . Что и требовалось доказать .
Было рассмотрено несколько математических задач , которые решены «векторным» методом , точнее с помощью скалярного произведения векторов. Главная трудность в использовании этого метода в решении задач заключается в выборе векторов. Нужно выбрать координаты векторов  
 и  
 так , чтобы уравнение приняло вид  
 .