Применение скалярного произведения векторов
на уроках алгебры.
Учитель математики лицея №344
г. Санкт-Петербург, Воробей И.М.
Основная цель : ознакомить с данным методом и показать его эффективность при решении уравнений , систем уравнений и некоторых других алгебраических задач.
Векторный метод может быть успешно применен не только в геометрии , но и в алгебре.
Сначала напомним определение и свойства скалярного произведения векторов.
Скалярным произведением двух ненулевых векторов называется произведение их длин на косинус угла между ними :
=|
|
|
|
, где α – угол между векторами
и
Так как |, то |
|
|
|
|
|
| , следовательно ,
≤|
|
|
| .
Если векторы и
коллинеарные , то
|= |
|
|. В случаи , когда
,
= |
|
|.
Если векторы имеют известные в прямоугольной системе координат координаты , т.е. =
; и вектор
{ 1 ; 1 } .
=
; |
|=
=
; |
|=
.
Т.к. |
|,то
.
Итак , По условию
Но = |
|
| , если векторы
и
сонаправленные , т.е.
. Откуда
Ответ : 1.
Пример 2. Решить уравнение .
Решение. ОДЗ: Пусть
{
и
{ 1; 1}.
|| =
; |
| =
;
;
;
.
Равенство возможно только , если векторы сонаправленные ,т.е.
;
.
Оба корня удовлетворяют ОДЗ.
Ответ: 1 .
Пример 3. Решить систему уравнений .
Решение . Пусть {
, а
;|
;
.
По условию следовательно , |
; |
.
Т.к
, то
а по условию
Значит, векторы сонаправленные . Имеем
;
. Из 1-ого уравнения получаем
Ответ:
Пример 4. Решить систему уравнений .
Решение . Рассмотрим вектор и вектор
;
| из условия имеем |
|
; |
Следовательно, исходя из условия, имеем
. Это равенство возможно , если векторы
и
сонаправленные ,т.е.
;
. Подставляя во 2-ое уравнение системы получим
. Тогда
. Исходная система имеет восемь решений.
Ответ : ( ;
;
Пример 5. Доказать , что система уравнений не имеет решений.
Доказательство. Пусть , |
. По условию
значит , |
. Т.к.
, то
Из условия
. Значит , система не имеет решений , что и требовалось доказать.
Пример 6 . При каком значении функция
принимает наибольшее значение ?
Решение . D(y) = [ - 2 ; 6 ] . Рассмотрим векторы {
и
; |
; |
; |
.
Т.к. , то
Итак , наибольшее возможное значение функции равно 4. Равенство достигается , если
.
Т.е. . Решив это уравнение , получим , что
- корень уравнения.
Ответ : при функция принимает наибольшее значение.
Пример 7 . Найти наибольшее значение выражения .
Решение . Рассмотрим векторы {
и
.
;
Т.к.
, то получаем
Итак , наибольшее значение выражения
равно 17 .
Ответ : 17 .
Пример 8 . При всех значениях параметра решить уравнение
.
Решение . ОДЗ ( для параметра :
.
Рассмотрим векторы и
; |
.
Т.к. , то
.
Равенство возможно , если ,т.е.
(*) . При
исходное уравнение имеет единственный корень
Решая уравнение (*) , получим .
Ответ: при ;
при уравнение решений не имеет.
Пример 9 . При каких значениях параметра уравнение
имеет решение. Найти его .
Решение . ОДЗ ( для параметра ) :
Рассмотрим
;
Т.к. , то
. Равенство возможно , если векторы сонаправлены , т.е.
.
Если , то уравнение примет вид
, откуда
Если , то из пропорции получим
;
,
откуда
Ответ:
уравнение не имеет решений , если
Пример 10 . Доказать неравенство
Доказательство . Докажем это неравенство с помощью скалярного произведения векторов. Рассмотрим два вектора и
.
Т.к. , то
, что и требовалось доказать .
Пример 11 . Доказать , что если
Доказательство . Рассмотрим векторы и
;
. Т.к
и по условию
, то получим
. Что и требовалось доказать .
Было рассмотрено несколько математических задач , которые решены «векторным» методом , точнее с помощью скалярного произведения векторов. Главная трудность в использовании этого метода в решении задач заключается в выборе векторов. Нужно выбрать координаты векторов и
так , чтобы уравнение приняло вид
.