Проблемы становления фондового рынка Украины

41

Введение

Интернационализация общественно-экономической жизни, переход к открытой экономике способствуют присоединению Украины к мировому хозяйству, ее вхождению в мировое экономическое пространство. Наряду с интернационализацией происходит увеличение международных потоков товаров, услуг, капиталов и особенно денег.

Финансовый рынок - это рынок, который опосредствует распределение денежных средств среди участников экономических отношений. С его помощью мобилизуются свободные финансовые ресурсы и направляются к тем, кто может более эффективно использовать данные средства. Это способствует не только повышению производительности и эффективности экономики в целом, но и улучшению экономического благосостояния каждого члена общества. На финансовом рынке происходит поиск средств для развития сфер производства и услуг. Главная роль финансового рынка в современной экономической системе состоит в аккумуляции сбережений экономических агентов и использования этих средств для создания нового капитала.

Процессы реформирования собственности сопровождаются структурной перестройкой экономики и обусловливают создание фондового рынка, как составляющей финансовых отношений, который обеспечивает свободный оборот средств в виде ценных бумаг. Фондовый рынок способствует обращения и рациональному размещению финансовых средств, дает возможность самостоятельно оценивать эффективность управления предприятием и создает условия для конкуренции. Фондовый рынок дает неограниченные возможности для формирования финансовых ресурсов и его роль приобретает все большее значение. В силу этого исследования проблем формирования и функционирования фондового рынка является актуальным и важным.

Предметом данной работы является выявление проблем становления фондового рынка в Украине, его функционирования на современном этапе развития и определение перспектив развития.

Основной целью курсовой работы является исследование фондового рынка, выявление основных тенденций развития и разработка рекомендаций по повышению его эффективности.

В качестве объекта курсовой работы выступает фондовый рынок Украины.

Курсовая работа состоит из введения, основной части и выводов. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определяются цель, задачи, предмет и объект исследования. Основная часть посвящена исследованию поставленной проблемы. В заключении сформулированы основные результаты исследования.1. Фондовый рынок Украины и характеристика его структурных элементов.

1.1 Сущность и значение финансового рынка

Финансовый рынок представляет собой систему экономических и правовых отношений, связанных с куплей-продажей или выпуском и оборотом финансовых активов, а также совокупность различных институтов, которые сводят покупателей и продавцов и обслуживающие их финансовые взаимоотношения. Субъектами такого рынка выступают государство, а также те, кто желает передать в пользование свободные финансовые ресурсы, те, которые требуют инвестиций, и финансовые посредники, которые на стабильной, организованной основе обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов среди участников рынка.

Под финансовыми ресурсами понимают собственный, заемный и привлеченный капитал, который используется участниками финансового рынка для формирования своих активов и осуществления деятельности с целью получения соответствующего дохода.

Поскольку передача в пользование капитала происходит через продажу финансовых активов, которые отражают права на получение дохода на вложенный капитал, финансовый рынок можно определить как рынок, на котором выпускают, продают и покупают финансовые активы.

Лиц, которые инвестируют средства в деятельность других субъектов рынка, покупая определенные финансовые активы, называют инвесторами и собственниками финансовых активов - акций, облигаций, депозитов и т.д. Тех, кто привлекает свободные финансовые ресурсы через выпуск и продажу инвесторам финансовых активов, называют эмитентами таких активов. Каждый финансовый актив является активом инвестора - собственника актива и обязательством того, кто эмитировал данный актив. [32]

Кругооборот финансовых ресурсов, который происходит на финансовом рынке, схематично изображен на рис. № 1.1.

Финансовые посредники

средства

средства

средства

Кредиторы

заемщики

средства

Финансовые рынки

средства

Физические

Юридические особы

Государство

Иностранные компании

Физические

Юридические особы

Государство

Иностранные компании

Средства

Рис. № 1. Схема круговорота финансовых ресурсов в системе финансового рынка.

Передача в пользование финансовых ресурсов на финансовом рынке оформляется тем или иным финансовым инструментом. Если ресурсы передаются на условиях займа, это оформляется соответствующими инструментами займа - долговыми ценными бумагами (облигациями, векселями, сберегательными сертификатами и т.п.) или разными видами кредитных инструментов. Если инвестор вкладывает средства в акционерный капитал, такая операция оформляется инструментами собственности - акциями. Платой за предоставленные в заем ресурсы выступает процент, а при бессрочном инвестировании средств в акционерный капитал - прибыль в виде дивидендов и капитализированная прибыль, направляется на увеличение собственного капитала корпорации.

Привлеченные средства могут использоваться для финансирования различных отраслей экономики, обеспечение потребностей населения и потребностей государственного бюджета. Финансовые ресурсы предоставляются на условиях займа или на условиях совместной собственности, когда инвестор приобретает права собственности на приобретенные за инвестированные средства материальные или нематериальные активы. Заем оформляется разными видами долговых ценных бумаг, банковского, коммерческого или государственного кредита. Платой за использования заемного капитала выступает процент, который зависит от структуры спроса и предложения на заемный капитал и может корректироваться в ту или иную сторону, обеспечивая инвестору высший или нижний уровень дохода. С одной стороны, уровень процентной ставки должен быть ниже ставки прибыли от использования привлеченных ресурсов, чтобы заемщик имел возможность погасить заем и обеспечить возрастание собственного капитала. С другой стороны, процентная ставка должна обеспечить инвестору прибыль от предоставления средств в заем, а также компенсировать потери от обесценения ресурсов вследствие инфляции и рисков от осуществления конкретных инвестиций. Реальная ставка прибыли на заемный капитал соответствует средним темпам роста экономики с поправкой на риск осуществления конкретных инвестиций. Чем эффективнее функционирует рынок заемного капитала, тем большей мерой процентная ставка на заемный капитал отвечает риска инвестиций и эффективности конкретной отрасли экономики и экономики в целом.

Финансовый рынок обеспечивает мобилизацию свободных финансовых ресурсов у инвесторов для наиболее эффективного использования субъектами хозяйствования. Главное значение финансового рынка в современной экономической системе состоит в аккумуляции сбережений экономических агентов и использования этих средств для создания нового капитала и расширения масштабов хозяйственной деятельности.

Финансовые рынки выполняют ряд важных функций.

Во-первых, обеспечивают такое взаимодействие покупателей и продавцов финансовых активов, в результате которого устанавливаются цены на финансовые активы, уравновешиваются спрос и предложение на них.

Во-вторых, финансовые рынки вводят механизм выкупа у инвесторов принадлежащих им финансовых активов и тем самым повышают ликвидность этих активов.

Чем эффективнее функционирует финансовый рынок, тем более высокую ликвидность он обеспечивает финансовым активам, которые находятся в обращении на нем, поскольку любой инвестор может быстро и практически без потерь в любой момент превратить финансовые активы на наличные.

В третьих, финансовые рынки оказывают содействие нахождению для каждого из кредиторов (заемщиков) контрагента соглашения, а также существенно снижают затраты на проведение операций и информационные расходы.

Для того, чтобы понять каким образом финансовый рынок действует как механизм взаимодействия владельцев сбережений, финансовых посредников и реальных инвесторов, как происходит мобилизация сбережений в финансовые ресурсы, необходимо выяснить структуру финансового рынка.

1.2. Структура фондового рынка Украины

Структура финансового рынка зависит от критерия, который положен в ее основу. Она может изменяться и принимать свои специфические особенности.

Так в основу структуры финансового рынка Украины, представленного на рис. № 2, положена классификацию по субъектам хозяйствования.

Государство Центральные и местные органы управления, Центральный банк

Профессиональные участники рынка

Финансовые институты

Коммерческие, инвестиционные и ощадные, кредитные союзы, инвестиционные и страховые компании

Институты инфраструктуры

организаторы торговли - биржи и позабиржовые системы, клиринговые центры, депозитарии, Регистраторы, информационные агентства, рейтинговые агентства и др.

Иностранные участники рынка

Международные организации, иностранные правительства, корпорации, финансовые институты, физические лица

Население

Институты вне финансовой сферы

предприятия, сельскохозяйственные общества, учреждения и др.

Рис. 2. Структура финансового рынка за субъектами хозяйствования.

Основными субъектами финансового рынка выступают государство, население, профессиональные участники рынка - финансовые институты и институты инфраструктуры, институты вне финансовой сферы, а также иностранные участники рынка.

Государство на финансовом рынке занимает отдельное место. Оно может выступать заемщиком, регулярно размещая на внешнем и внутреннем рынках свои долговые обязательства и инвестором, осуществляя финансовую поддержку тех или иных субъектов хозяйствования. Но государство также на финансовом рынке выполняет специфическую и очень важную функцию - регулирование.

Главной задачей регулирования является согласование интересов всех субъектов рынка путем установления необходимых ограничений и запретов в их взаимоотношениях, а также косвенным вмешательством в их деятельность.

Во всех странах регулирование деятельности финансового рынка осуществляется тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Вместе с тем в большинстве стран существует специальный исполнительный орган, который контролирует отдельный сегмент соблюдения законодательства его участниками.

Содержание государственного регулирования финансового рынка заключается в осуществлении комплексных мер по упорядочению, контролю за рынком и предотвращении злоупотребления и нарушением в этой сфере. Государственное регулирование осуществляется с целью:

• создание условий для эффективной мобилизации и размещения на рынке свободных финансовых ресурсов;

• защиты прав инвесторов и других участников финансового рынка;

• контроля за прозрачностью и открытостью рынка;

• соблюдения участниками рынка требований актов законодательства;

• предотвращения монополизации и содействие развитию добросовестной конкуренции на финансовом рынке.

Хотя в процессе регулирования финансового рынка государством реализуются различные подходы к регулированию деятельности профессиональных и других участников рынка - инвесторов и эмитентов, государственное регулирование должно обеспечивать одинаковые права и одинаковый доступ к рынку всех его субъектов, максимальную прозрачность рынка, конкурентную среду, не допускать монополизации рынка. На сегодня для всех стран основными формами государственного регулирования финансового рынка являются:

• принятия актов законодательства по вопросам деятельности участников рынка;

• регулирования выпуска и обращения финансовых активов;

• регистрация выпусков (эмиссий) финансовых активов и информации об их выпуске, контроль за соблюдением эмитентами порядка регистрации ¬ рации выпуска и продажи финансовых активов;

• регулирование прав и обязанностей участников рынка;

• выдачи специальных разрешений (лицензии!) На осуществление профессиональной деятельности на рынке и обеспечения контроля за такой деятельностью;

• создание системы защиты прав инвесторов и контроля за выполнением этих прав эмитентами финансовых активов и лицами, выполняющих профессиональную деятельность на финансовом рынке;

• контроль за достоверностью информации, предоставляемой эмитентами и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовом рынке, контролирующим органам;

• контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке и т.п.

С помощью законов и нормативных актов государство влияет на поведение участников рынка и в известной мере направляет развитие рынка в заданном направлении.

К основным направлениям государственного регулирование финансового рынка принадлежат регулирования:

1) процедур выпуска и обращения финансовых активов;

2) различных видов финансовой деятельности, таких как торговля финансовыми активами, валютными ценностями, предоставление кредитных, страховых услуг, эмиссионная деятельность и т.п.;

3) деятельности конкретных финансовых институтов (коммерческих банков, страховых, инвестиционных компаний, пенсионных фондов и других посредников);

4) деятельности иностранных участников рынка.

Население выполняет на рынке роль инвестора, приобретая те или иные ценные бумаги или занимая средства на кредитном рынке. В странах с развитой рыночной экономикой до 70% населения вкладывает средства в различные финансовые активы. Значительная часть населения получает долгосрочные кредиты на приобретение жилья и на другие цели. В Украине только незначительная часть населения занимается инвестированием в ценные бумаги. Практически отсутствует также долгосрочное кредитования населения банковскими учреждениями, что является признаком переходного периода с нестабильным и неразвитый финансовым рынком.

Представителями финансовых институтов, без которых невозможно функционирование финансового рынка, являются коммерческие банки, кредитные союзы, институты совместного инвестирования, инвестиционные банковские фирмы, пенсионные фонды, страховые и инвестиционные компании и т.д. Основными видами деятельности финансовых институтов на рынке являются:

• приобретения на рынке одних финансовых активов и превращения их в другие, которые удовлетворяют определенным требованиям (трансформация активов);

• торговля финансовыми активами за свой счет;

• купля-продажа финансовых активов от имени клиентов;

• помощь в создании и размещении на рынке новых финансовых активов;

• консультации участникам рынка по инвестированию;

• управление активами других участников рынка.

Трансформация активов, осуществляемая финансовыми посредниками, как правило, выполняет хотя бы одну из следующих экономических функций:

• согласование сроков инвестиций;

• сокращение риска через диверсификацию;

• сокращение издержек при проведении операций;

• обеспечение платежного механизма.

Примером согласования сроков инвестиций является деятельность банка по привлечению краткосрочных депозитов и предоставлению долгосрочных кредитов. При этом с помощью различных финансовых инструментов (государственные долговые ценные бумаги, срочные контракты) банк выполняет обязательства по возврату денежных средств, размещенных на краткосрочных депозитах, и не нарушает обязательств по предоставленных долгосрочных кредитах.

Сокращение риска через диверсификацию происходит при вкладывании средств в инвестиционную компанию. Вкладывая средства инвесторов в различные по степени риска и структурой дохода финансовые активы, инвестиционная компания формирует портфель активов, обеспечивающий инвестиций ¬ пространства наименьший риск при желаемом уровне дохода.

Кроме финансовых институтов, обеспечивающих эффективное размещение капиталов среди отраслей экономики, значительную роль играют институты инфраструктуры. Под инфраструктурой финансового рынка следует понимать весь комплекс элементов и видов деятельности, которые создают условия для эффективного функционирования рыночного механизма. До основных элементов инфраструктуры финансового рынка относятся: профессиональные участники, организаторы торговли, посредники в торговых соглашениях, посреднические финансовые институты, клиринговые центры, рейтинговые агентства, аудиторские компании и т.д. Отдельное место занимают информационно-аналитические и консалтинговые компании, которые осуществляют информационное обеспечение всех субъектов рынка. С помощью институтов инфраструктуры происходит обеспечение стабильного функционирования рынка, купля-продажа финансовых активов на постоянной и упорядоченной основе, контроль за качеством финансовых активов, находящихся в обращении на рынке и поддержка единого информационного пространства для всех его участников.

Институты вне финансовой сферы - это юридические лица, резиденты определенного государства, занимающихся производством различных товаров и предоставлением услуг, исключая финансовые услуги. К институтам вне финансовой сферы относятся промышленные и сельскохозяйственные предприятия, корпорации, учреждения, организации и т.д. Вместе с иностранными участниками рынка они либо выступают инвесторами или эмитируют и размещают на рынке свои финансовые активы.

До иностранных участников рынка относятся международные организации, иностранные правительства, корпорации, финансовые институты и физические лица, которые являются представителями других государств и выступают или эмитентами или инвесторами в зависимости от обозначенной цели.

На финансовом рынке большую роль играет финансирование, которое обеспечивает перераспределение средств среди участников для формирования активов и получения прибыли от их использования.

При прямом финансировании инвесторы берут на себя значительную часть рисков и несут значительные расходы по оценке финансовых активов и их эмитентов. При непрямом финансировании определяющую роль в инвестиционном процессе играют финансовые посредники, которые обеспечивают перемещение средств от кредиторов к заемщикам и уменьшают и расходы, связанные с инвестированием средств. Именно косвенное финансирование играет ведущую роль на рынке заимствований, поскольку основным источником ресурсов для корпораций и многих других участников рынка выступают кредитные ресурсы, предоставляемые финансовыми посредниками - коммерческими банками, а не инвесторами.

Все участники финансового рынка выполняют соответствующие функции, которые зависят от специфики деятельности на рынке. Так все функции участников рынка можно разделить на основные группы, которые являются главными на рынке, и вспомогательные - которые обеспечивают более эффективное выполнение основных функций.

2. Предпосылки становления и современное состояние фондового рынка Украины.

2.1. Становление и механизм действия украинского фондового рынка

Одним из сегментов финансового рынка выступает рынок ценных бумаг или фондовый рынок. Это очень важная составляющая рыночной экономики. В Украине, как и в других странах с переходной экономикой, оборот ценных бумаг становится одной из основных отраслей финансовой сферы, без которой напрасно надеяться на нормальное функционирование составляющая механизма рыночной экономики. Реформирование собственности сопровождается структурной перестройкой народного хозяйства и предопределяет создание фондового рынка. В свою очередь, фондовый рынок способствует закреплению результатов этого реформирования.

Началом становления рынка ценных бумаг Украины, можно считать 1991, когда наше государство приобрело статуса суверенного и независимого государства с подписанием Акта независимости. Формирование рынка начиналось практически с нуля, потому что оборот облигаций внутренних займов бывшего Советского Союза рынком ценных бумаг в полном смысле этого понятия назвать трудно.

Конечно, история развития пока короткая, но в основных своих характеристиках - как количественных, так и качественных - украинский фондовый рынок сформировался.

До главных предпосылок становления украинского рынка ценных бумаг можно отнести [29]:

- Политическое: провозглашение Украиной политической независимости, принятие Декларации и в августе 1991 года Акта провозглашения независимости Украины, которые были закреплены в декабре результатам всенародного референдума;

- Экономические: переход Украины на путь рыночных преобразований, создание определенной законодательной базы для проведения экономических реформ;

- Социальные: появление и расширения негосударственного сектора хозяйства, коммерческих структур, в первую очередь коммерческих банков.

На теоретическом уровне с самого начала существовало две концепции украинского рынка ценных бумаг. Согласно первому - рынок ценных бумаг должен был возникнуть стихийно на первичном уровне, а биржевые торги должны были начаться только со временем. То есть за основу бралась политика "свободного" рынка, появление же фондовой биржи ожидалась в лучшем случае через несколько лет, после окончательного завершения процесса приватизации.

Другая точка зрения заключалась в том, что переход к рынку в Украине возможен лишь через разгосударствление собственности. Этот процесс должен проходить регулируемо, под контролем государства с одновременным внедрением механизма единой фондовой биржи, который обеспечил бы обмен приватизационных бумаг и продажа акций корпоративных предприятий на открытых торгах по конкурсу.

Процесс приватизации стал основой возникновения и развития первичного рынка акций. Только потом началось развитие биржевого рынка ценных бумаг. Основной задачей процесса приватизации было создание условий для формирования и развития предпринимательской деятельности. С этой целью происходило разгосударствление собственности и поиск новых владельцев. Это обусловило создание новой формы хозяйствования - акционерных обществ.

Процесс приватизации продолжается и сегодня. Для развития необходимы финансовые средства, которые можно привлечь в производство с помощью эмиссии ценных бумаг. Поэтому количество эмитентов ценных бумаг с каждым годом растет. По данным Государственной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка, торговцы ценными бумагами в 1999 году осуществляли сделки с акциями 3895 эмитентов, в 2000 - с 4814, в 2001 - 4254, в 2002 году - 4583 эмитенты (см. рис. № 2.1.) .

Рис. № 3. Количество эмитентов за 1999-2002 годы

Деятельность национальной фондовой бирже должна была быть четко подчинена действующему законодательству. Именно она должна была, оставаясь некоммерческой, бесприбыльной, саморегулированной и независимой от государства структурой, тесно взаимодействовать с государственными органами власти. По инициативе ведущих коммерческих банков, Министерства финансов и экономического отдела КМУ, которые придерживались концепции единой национальной фондовой биржи, еще в начале 1991 года началась работа по созданию Украинской фондовой биржи и разработки нормативно-правовой базы ее деятельности. На ее примере мы рассмотрим развитие отечественного фондового рынка.

Украинская фондовая биржа (УФБ) является старой фондовой биржей Украины. Она создана и зарегистрирована КМУ осенью 1991 года. Филиалы и брокерские конторы работают во всех регионах Украины. При бирже был создан Центральный депозитарий ценных бумаг и введена в действие система их электронного обращения. В 1993 году УФБ выступила пионером денежной приватизации с применением биржевого механизма ценообразования.

На сегодняшний день Украинская фондовая биржа (УФБ) представляет акционерное общество закрытого типа, уставный фонд которого распределен на 222 простые именные акции, которые размещены исключительно среди юридических лиц. Имеет 5 филиалов на территории Украины. В июне 1998 года получила статус саморегулированной организации рынка ценных бумаг. Согласно действующего законодательства Украины она осуществляет деятельность по организации торговли ценными бумагами на основании Свидетельства о регистрации фондовой биржи от 10 июня 2001 года и Лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг от 23 июля 2001 года, выданных Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Является членом Координационного совета по вопросам функционирования рынка ценных бумаг при Президенте Украины, Консультационно-экспертного совета при Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Исполнительного комитета Федерации Евро-азиатских фондовых бирж и Рабочей группы по фондовому рынку в Организации по экономической сотрудничества и развития ( OECD).

Важным вопросом организации фондового рынка является его регулирование. В рамках единого фондового рынка страны, как правило, сосуществуют биржевые и внебиржевые секторы. Отношения на каждом из них упорядочиваются самоуправляющимися институтами-регуляторами. На биржевом фондовом рынке - фондовой биржей, на внебиржевом - ассоциации дилеров по ценным бумагам.

В Украине функции института-регулятора на биржевом фондовом рынке выполняют [21]: Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), а также в пределах своих полномочий Национальный банк Украины (НБУ), Министерство финансов Украины (МФУ), Министерство экономики Украины Фонд государственного имущества, Антимонопольный комитет, соответствующие биржи и другие органы. А на внебиржевом - Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса (УАИБ), ПФТС, Южно-украинская торговая информационная система (ПТИС), Профессиональная ассоциация регистраторов и дилеров (ПАРД), Украинская ассоциация торговцев ценными бумагами и ряд других ассоциаций. Указанные два сектора фондового рынка и соответственно две системы институционального регулирования дополняют друг друга. Однако между ними существуют и определенные различия.

Особенность институционально-правового регулирования фондового рынка заключается в том, что оно основывается, с одной стороны, на законодательных принципах и государственном контроле, который ограничен определенными рамками, с другой - на принципах самоуправления. Как правило, институты-регуляторы осуществляют правовое регулирование отношений в двух направлениях: внутреннего устройства этих институтов и рамках взаимодействия между различными участниками.

Так, в Украине в систему органов государственно-правового регулирования фондового рынка Украины входит ряд органов законодательной, исполнительной, судебной власти, а также тех, которые не являются органами законодательной или исполнительной власти, но подотчетны ВРУ и имеют право регулировать рынок ценных бумаг. Существует определенная совокупность законов и подзаконных актов, в которых определяется компетенция конкретных органов государства и специально уполномоченных органов по регулированию финансового рынка. Основные законодательные документы в этой сфере: Законы "О хозяйственных обществах", "О ценных бумагах и фондовой бирже", "О банках и банковской деятельности", "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг", "О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине "и др. К тому же институт-регулятор должен выполнять свои регулятивные меры, учитывая интересы других участников фондового рынка с целью улучшения их функционирования. Эти законодательные акты характеризуют общий аспект внешнего регулирования, т.е. внедрение правил обязательных для всех или большинства участников фондового рынка.

Наряду существует конкретный аспект регулирования - конкретные нормативные документы, которые упорядочивает отдельные аспекты деятельности на рынке, например, котировки ценных бумаг, регистрация эмиссии ценных бумаг, лицензирование деятельности. Котировки ценных бумаг на фондовой бирже является показателем солидности эмитента, подтверждает его репутацию и характеризует его как надежного партнера. Отсюда фондовые биржи традиционно устанавливают гораздо более строгие и более совершенные процедуры допуска ценных бумаг к котировкам, которые заключаются в проверке хозяйственного и финансового состояния эмитентов, а также повышенные требования к контролю за соглашениями, которые заключаются на 6иpжевых торгах. Например, для того, чтобы Украинская фондовая биржа допустила ценные бумаги к торгам, эмитент должен соответствовать следующим требованиям:

• существования эмитента с момента его государственной регистрации - не менее 3 лет;

• минимальная величина активов эмитента должна составлять сумму, эквивалентную 400000 ЕВРО;

• минимальный доход эмитента за последний балансовый год должен составлять сумму, эквивалентную 80000 ЕВРО, или минимальный суммарный доход за последние три года должен составлять сумму, эквивалентную 220000 ЕВРО (при условии, что каждый год был прибыльным);

• количество выпущенных эмитентом - акционерным обществом в обращение акций - не менее 1000000 штук;

• количество акционеров эмитента - акционерного общества, владеющие не менее чем 100 акциями, - не менее 2000 лиц или общее количество акционеров эмитента - акционерного общества - не менее 2200 лиц;

• показатели финансового состояния эмитента - некредитного учреждения отвечают определенным УФБ требованиям;

• показатели деятельности эмитента - кредитного учреждения отвечают определенным УФБ требованиям;

• минимальный объем эмиссии корпоративных долговых ценных бумаг, должен составлять сумму, эквивалентную 100000 ЕВРО.

Также эмитент должен предоставить следующий пакет документов для рассмотрения УФБ и решения вопроса о допуске ценных бумаг к официальной котировке:

- Заявление на допуск ценных бумаг к официальной котировке на УФБ;

- Нотариально заверенная копия устава эмитента;

- Копия свидетельства (решения) о государственной регистрации эмитента;

- Копии документов, удостоверяющих присвоение ценным бумагам:

1) государственного регистрационного номера;

2) код выпуска ценных бумаг в соответствии с законодательством о Национальной депозитарной системе;

- Копия информации о последнем выпуске, зарегистрированной в соответствии с действующим законодательством Украины;

- Балансы и финансовая отчетность;

- Для эмитентов – не кредитных учреждений: копии бухгалтерских балансов и отчетов по установленным формам (отчет по результатам хозяйственной деятельности и имущественному положению эмитента по формам № 1 "Баланс", № 2 "Отчет о финансовых результатах") за последние три года, а также за последний квартал, предшествующий подаче заявления;

- Для эмитентов - кредитных учреждений: копии балансов и отчетов (утвержденных НБУ форм отчетности), а именно:

- Форма № 1-КБ "Баланс коммерческого банка";

- Форма № 2-КБ "Отчет о прибылях и убытках коммерческих банков";

- Форма № 611 "Отчет о соблюдении экономических нормативов" за последние три года, а также за последний квартал, предшествующий подаче заявления;

- В случаях, когда эмитент является правопреемником одного или нескольких учредителей, а также если эмитент основан путем реорганизации государственных, коммунальных и других предприятий в соответствии с законодательством о приватизации, он обязан предоставить бухгалтерские балансы и отчеты учредителей (учредителя) или реорганизованного предприятия за последние три года, предшествующих подаче заявления, для прохождения допуска на УФБ, а также ликвидации (передаточные) балансы;

- Копия аудиторского заключения к отчету за последний год работы;

- Копия принятого ГКЦБФР отчета эмитента за последний отчетный период, структура и форма которого предусмотренные Положением о предоставлении регулярной информации открытыми акционерными обществами и предприятиями-эмитентами облигаций, утвержденным ГКЦБФР;

- Отчет, содержащий данные о структуре акционерного капитала эмитентов -акционерных обществ, список всех филиалов, представительств и других самостоятельных подразделений эмитента, имеющих отдельные текущие и другие счета, и сведения об административных и экономических санкциях, которые накладывались на эмитента:

- Анкета ценной бумаги;

- Подписанный со стороны заявителя договор о поддержания листинга в двух экземплярах ;

- Копия платежного поручения о внесении на счет УФБ платы за оценку соответствия состояния эмитента листинговым требованиям.

Мы видим, что требования к эмитентам весьма значительные и определенная часть акционерных компаний объективно не удовлетворяет требованиям фондовой бирже. В этом случае акционерные общества котирует свои ценные бумаги на внебиржевом рынке. Такие котировки могут означать, что объемы уставных фондов и хозяйственных оборотов компаний-эмитентов есть несколько меньшими.

Таким образом, институты-регуляторы биржевого и внебиржевого секторов фондового рынка должны выполнять похожие задачи правового регулирования, хотя каждый действует в своей сфере. В то же время регулирующие меры в каждой из этих сфер фондового рынка должны дополнять друг друга, поскольку общее состояние институционального правового регулирования зависит от состояния соответствующего регулирования в секторах фондового рынка. Но следует отметить, что в большинстве стран мира в связи с высоким уровнем организованности именно фондовая биржа выступает стабилизирующим фактором рынка ценных бумаг.

2.2 Обращения ценных бумаг на РЦБ Украины

Согласно Закону Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" под ценными бумагами понимают "денежные документы, удостоверяющие право владения или отношения займа, определяют взаимоотношения между лицом, которое иx выпустила и иx владельцем и предусматривают, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и других прав, вытекающих из этих документов, другим лицам ".

В Украине могут выпускаться и обращаются следующие виды ценных бумаг:

- Акции;

- Облигации внутренне и внешне государственные;

- Облигации местных займов;

- Облигации предприятий;

- Казначейские обязательства;

- Сберегательные сертификаты;

- Инвестиционные сертификаты;

- Векселя;

- Приватизационные бумаги.

Выпуск акции и их приобретения представляют экономический интерес как для эмитента, так и для инвестора. Для эмитента выпуск акций является источником капитала для создания акционерного общества или для его развития. Для инвестора приобретение акций - это возможность получения дохода. Для того чтобы владелец акции получил прибыль - дивиденд - нужен доход, а он будет, если акционерным обществом хорошо управлять.

Проследим динамику эмиссии акций за 2003-2006 годы по данным ГКЦБФР. Объемы сделок с акциями показано на рис. 4.

На основании полученной информации можно сделать вывод, что объем сделок по акциям наращивает удельный вес в общем объеме выполненных соглашений. В 2005 году удельный вес составил почти 1 / 3 всех выполненных соглашений. Однако это увеличение происходит за счет торговли акциями различных эмитентов. Акции пользуются периодическим спросом, ведь процесс приватизации продолжается. Как только определенное лицо или группа лиц приобретает контроль над 70% уставного капитала эмитента, спрос на акции этого эмитента мгновенно исчезает. Вместе с тем анализ данных показывает, что процесс приватизации в Украине еще незавершенный, ведь в течение года торговцы ценными бумагами выполнили 357,14 тыс. сделок с акциями, причем 87,3% их количества приходится на соглашения торговцев с физическими лицами, то есть продолжается процесс концентрации пакетов.

Другим распространенным финансовым инструментом выступает облигация. Согласно Закону Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" облигация - ценная бумага, которая удостоверяет внесение ее владельцем денежных средств и подтверждает обязательство возместить ему номинальную стоимость этого ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с выплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации вcеx видов распространяются среди предприятий и граждан на добровольных началах.

В Украине выпускаются облигации следующих видов:

а) облигации внутренних республиканских и местных займов;

б) облигации предприятий.

Облигации предприятий выпускаются предприятиями всех предусмотренных законом форм собственности, объединениями предприятий, акционерными и другими обществами и не дают иx владельцам права на участие в управлении.

Условия выпуска и распространения облигаций предприятий определяются Законом "О ценных бумагах и фондовой бирже", другими актами законодательства Украины и уставом эмитента.

Облигации могут выпускаться именными и на предъявителя, процентными и беспроцентных (целевых), свободно обращающиеся или с ограниченным кругом o6iry. Облигации внутренних республиканских и местных займов выпускаются на предъявителя.

На фондовом рынке Украины наиболее распространены следующие виды облигаций: государственные внутренние облигации, государственные внешние облигации, облигации местных займов и облигации предприятий. В 2006 году наиболее динамично развивался такой сегмент фондового рынка как корпоративные облигации. Именно корпоративные облигации были восприняты отечественными инвесторами как возможность вложения свободных средств. Общий объем торгов облигациями составил свыше 2 млрд. грн., причем 79 млн. грн .. из них - ПФТС. Динамика развития рынка облигаций за 2003-2006 годы изображена на рис.5.

Главная проблема рынка облигаций заключается в законодательном ограничении объема эмиссии облигаций для АО 25% уставного капитала. Существует потребность в регулировании этого вопроса и присутствия на этом рынке физических лиц. Пока что их доходы облагаются налогами дважды: впервые налог удерживается предприятием при выплате дохода по облигациям, а второй раз граждане платят подоходный налог при декларировании своих доходов. Доходность облигаций традиционно зависит от текущих ставок кредитов и депозитов. Однако на протяжении года наблюдалась тенденция к снижению купонных ставок с 18-19% годовых до 16%.

Казначейские обязательства - вид ценных бумаг на предъявителя, размещаемых исключительно на добровольных началах среди населения, удостоверяют внесение их владельцами денежных средств в бюджет и дают право на получение фиксированного дохода.

Выпускаются следующие виды казначейских обязательств:

а) долгосрочные - от 5 до 10 лет;

б) среднесрочные - от 1 до 5 лет;

в) краткосрочные - до одного года.

Решение о выпуске долгосрочных и среднесрочных казначейских обязательств принимается КМУ. Решение о выпуске краткосрочных казначейских обязательств принимается МФУ. В решении о выпуске казначейских обязательств определяются условия их выпуска.

Порядок определения продажной стоимости казначейских обязательств устанавливается МФУ, исходя из времени их приобретения.

Выплата дохода по казначейским обязательствам и их погашение осуществляются в соответствии с условиями их выпуска, утвержденных: за долгосрочными и среднесрочными обязательствами - КМУ, краткосрочным - МФУ.

Казначейские обязательства были выпущены в соответствии с Постановлением КМУ от 10.01.02 № 15. Но они не являются инструментом для фондового рынка, поскольку размещаются исключительно среди физических лиц. В 2002 году этот финансовый инструмент впервые вышел на фондовый рынок. Общее количество сделок по ним составила 556,13 млн. грн. Этот объем превышает объем за внешними государственными облигациями и инвестиционными сертификатами. Это связано с тем, что генеральным агентом по их размещению, обслуживанию и погашению избран Сбербанк, как государственный банк с наиболее разветвленную сеть филиалов в стране. Минфин по поручению правительства выбрал в советники по коммуникационной политики для образовательно-информационной поддержки размещение казначейских обязательств известную в рекламном бизнесе агентство Adell Saatchi & Saatchi.

Сберегательный сертификат - письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которое удостоверяет право вкладчика на получение по истечении установленного срока депозита и процентов по ним. Существуют следующие виды сберегательных сертификатов: срочные (под определенный договорный процент на определенный срок) или до востребования, именные и на предъявителя. Именные сертификаты обращению не подлежат, а их продажа (отчуждение) другим лицам является действительным.

С каждым годом удельный вес этого инструмента на фондовом рынке Украины растет и в 2006 году этот показатель превысил 10% общего объема выполненных соглашений. Проследим эту динамику с помощью рис. 6.

Вексель - ценная бумага, который удостоверяет безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить после наступления определенного срока определенную сумму денег владельцу векселя (векселедержателя).

Выпускаются следующие виды векселей: простой, переводной.

На фондовом рынке вексель продолжает занимать значительное место на фондовом рынке продолжает занимать вексель, но если в 20032 году его удельный вес в общем объеме выполненных соглашений занимала до 70%, то в течение последних лет она стала меньше 50%. Динамика сделок с векселем изображена на рис 7.

По данным отчетности торговцев ценными бумагами, в течение 2006 года на рынке ценных бумаг Украины было выполнено 542 454 договора купли-продажи общим объемом 108607,9 млн. грн. По сравнению с предыдущим годом количество сделок уменьшилось на 29 тыс. грн. с одновременным увеличением общего объема в 1,5 раза, что свидетельствует об увеличении средней цены сделки с ценными бумагами, которое наблюдается в течение 2 последних лет.

Также прогнозируется увеличение удельного веса организованного рынка. Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины", который предусматривает, что сделки по купле-продаже ценных бумаг будут заключаться исключительно на организационно оформленном рынке.

Политическая ситуация – тот фактор, который наиболее отрицательно влияет на развитие фондового рынка Украины. Постоянная нестабильность и смена то тех, то других частей правительства, вытекающая отсюда непоследовательность как внешней, так и внутренней политики, заставляет инвесторов лишний раз задуматься, несмотря на достаточно позитивные экономические показатели.

Тем не менее, несмотря на политическую нестабильность, согласно отчёту за 2005 г. Государственной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), выпуск ценных бумаг, зарегистрированный в 2005 г. и равняющийся 61.99 миллиардам гривен, является самым высоким показателем с начала регистрации украинских ценных бумаг (рис. 2.2.4). Объём выпущенных бумаг в 2005 г превышает тот же показатель 2004 г. на 78 %, что является наибольшим темпом роста за всё время существования фондового рынка на Украине.

Среди выпущенных финансовых инструментов наибольший объём занимают акции (40,03 %), инвестиционные сертификаты институтов совместного инвестирования (37,19%). Остальные виды выпущенных ценных бумаг представлены на рисунке 8.

Рис. 8 Объём выпуска ценных бумаг, зарегистрированных ГКЦБФР в 1996-2005 г., млрд. грн.

Рис. 9. Объём различных видов ценных бумаг, выпущенных в 2005 г.

В 2005 объем заключённых соглашений на рынке ценных бумаг равнялся 403,8 миллиардов гривен, что на 82,53 миллиарда ГРН больше объема заключённых соглашений в 2004 году.

При этом на фондовом рынке Украины с нерезидентами было заключено 25% сделок, что говорит об увеличении активности отечественных инвесторов.

Деятельность по организации торговли на фондовом рынке осуществляют фондовые биржи и торгово-информационные системы. В Украине существует восемь бирж и две торгово-информационные системы:

- Донецкая Фондовая Биржа (DSE );

- Киевская Международная Фондовая Биржа (KISE|);

- Крымская Фондовая Биржа (CSE );

- Приднепровская Фондовая Биржа | (PSE);

- Украинский Межбанковская Валютная Биржа (UICE|);

- Украинская Международная Фондовая Биржа (UISE|);

- Украинская Фондовая Биржа (USE );

- Луганская Фондовая Биржа (LSE|);

Кроме того, две торгово-информационные системы: - “Первая Фондовая Торговая Система” , “PFTS|”;

- Дочернее предприятие Ассоциации “Южно-Украинская Коммерческая и Информационная Система” – “Юг-сервер”.

На организаторах торговли ценными бумагами в 2005 г. было заключено сделок по купле-продаже ценных бумаг на сумму 16,4 миллиардов гривен. Это - самый большой объём сделок, заключённых на торговых организаторах в течение предыдущих лет.

При этом объём сделок, заключённых на ПФТС в 2005 г. составляет 88,22% от всего объёма заключённых сделок на фондовом рынке. Для сравнения, в 2004 г. этот показатель равнялся 74,66 %. Именно поэтому для технического анализа фондового рынка Украины нами будет использоваться индекс ПФТС.

Среди существующих в Украине бирж наибольшее количество сделок было заключено в 2005 г. на Украинской Фондовой Бирже (40,73%).

Следует учитывать, что подавляющее большинство сделок с ценными бумагами на первичном рынке заключается на УФБ, а на вторичном рынке – на ПФТС.

Таким образом, анализ состояния экономики Украины говорит о стабильном и значительном росте всех показателей. Украина развивается достаточно быстрыми темпами. И хотя существует значительное количество неблагоприятных факторов (таких как показатели инфляции и политическая нестабильность), это не останавливает, в свою очередь, рост фондового рынка Украины, о чём говорят показатели объёма выпуска и оборота ценных бумаг. Эксперты, как отечественные, так и зарубежные, оценивают фондовый рынок Украины как перспективный и привлекательный, хотя он находится на одной из начальных стадий развития и оценивается как недостаточно активный.

3. Перспективы развития фондового рынка Украины

Глобализация экономического развития всех сторон современной хозяйственной деятельности диктует соответствующие требования, количественные и качественные параметры для украинской экономики. Соответствие украинской экономики мировым стандартам требует создания благоприятного инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. Создание такого инвестиционного климата предполагает политическую и законодательную стабильность, формирование экономически обоснованной налоговой политики, включения экономики в мировые хозяйственные связи, развитие в Украине полного комплекса инфраструктуры фондового рынка. Формирование соответствующих условий для инвестиционной деятельности является важным направлением государственной политики.

К сожалению, Украина все еще находится далеко от основных потоков капитала. Попытки рыночных преобразований отдельных сторон хозяйственной деятельности, к сожалению, не приводят к желаемому результату. Отсутствие эффективно действующей инфраструктуры, которая обеспечивает аккумулирование капитала для инвестиций в производственную и социальную сферы и способствует рациональному размещению финансовых ресурсов, не дает возможности эффективно управлять хозяйственной деятельностью и конкурентно оценивать стоимость производственных ресурсов. Несовершенная система учета прав собственности на имущество в сочетании с отсутствием общенациональных рынков основных ресурсов производства делает украинскую продукцию неконкурентной, а украинские предприятия - убыточными.

Процессы реформирования собственности в Украине сопровождались структурной перестройкой экономики и обусловили создание рынка ценных бумаг, как составной части рыночных отношений. Проведения приватизации в Украине, к сожалению, осуществлялось почти при полном отсутствии законодательства, которое бы решало весь комплекс проблем по обращению ценных бумаг и учитывало хоть часть опыта других государств. Государство предложила подавляющем большинстве предприятий единственный путь к "нового управления - акционирование. Большинство эмитентов в Украине использовали эмиссию финансовых инструментов не с целью привлечения инвестиций, а для преобразования из государственной формы собственности в частную с изменением формы хозяйствования. Это привело к обращению большого количества неликвидных ценных бумаг (35 тысяч эмиссий ценных бумаг акционерных обществ). Путем обмена приватизационных сертификатов и льготной подписки была сформирована большое количество (30 млн) владельцев ценных бумаг, которые по своей сути не являются собственниками и не имеют возможности (а иногда желания) управлять надлежащей им собственностью. В Послании Президента Украины к Верховной Раде Украины относительно стратегии экономической и социальной политики на 2000 -2004 гг указано: "неэффективным и логически незавершенным оказался процесс приватизации. Ее осуществление не обеспечило формирование ответственного хозяина, который был бы заинтересован в инвестиционной деятельности, ускоренном обновлении производства, его реальном оздоровлении. Не достигнуто оптимальной глубины приватизационного процесса. Как следствие, в ходе реформирования экономики не удалось обеспечить глубокой структуризации отношений собственности, ввести полноценные правовые и организационные механизмы реализации преимуществ частной собственности, всестороннего укрепления позиций национального капитала ".

Показатели рентабельности инвестиций в ценные бумаги в реальных секторах экономики привели к стагнации рынка ценных бумаг. Невысокая рентабельность капиталовложений в ценные бумаги украинских корпораций - одна из причин оттока капитала с рынка ценных бумаг, а налоги - причина, которая снижает эту рентабельность еще больше. Этот процесс связан также с наличием более рентабельных и менее рискованных сфер капиталовложений.

Стагнация украинского рынка корпоративных ценных бумаг имеет негативные последствия для Украины не только снижением объема инвестиций, но и для крупнейшего собственника корпоративных ценных бумаг - государства. Сложность определения справедливой цены на ценные бумаги вне функционирующего рынка ценных бумаг может привести к убыткам государства в случае продажи пакетов ценных бумаг. Отмечается угрожающая тенденция роста количества правонарушений по учету прав собственности. Так за 1997 год на рынке ценных бумаг ГКЦБФР зарегистрировала 2200 правонарушений, а за 1998 год в три раза больше. Положение, которое сложилось в настоящее время по отношению к фиксации прав собственности на ценные бумаги, приближается к критическому состоянию. Отсутствуют отдельные службы надзора и контроля по определенным сегментам рынка, почти все функции возложены на ГКЦБФР. Также отчетность и бухгалтерские документы участников рынка не являются доступными и требование о публикации информации о деятельности иногда просто игнорируется.

Отсутствие в Украине практики формирования депозитарного учета обуславливает необходимость концентрации интеллектуальных и финансовых усилий вокруг Национального депозитария, к компетенции которого относится стандартизация депозитарного учета и стандартизация документооборота. Помощь в создании депозитарного учета в Украине могут сделать практические разработки в этом направлении других странах. Наибольшей проблемой в этом направлении является ограниченный доступ украинских специалистов к наилучшему практического опыта иностранных депозитарных систем, который является "ноу-хау" и не подлежит распространению. Практическое изучение работы конкретных депозитарных систем может стать залогом НЕ допущения ошибок и основой для адаптации и интеграции украинского рынка ценных бумаг в международные рынки. Такие практические разработки должны быть изучены и адаптированы с учетом всего комплекса законодательных и нормативных актов Украины. К тому же анализ данных показал, что большинство регистраторов ценных бумаг сконцентрированы в г. Киеве и Киевской области, подавляющее количество областей и регионов не имеют собственных хранителей ценных бумаг.

Еще одной проблемой современного финансового рынка Украины можно назвать отсутствие единого фондового центра. Это усложняет сделать рынок прозрачным, целостным и не дает инвесторам уверенности в правильности своего выбора. Инвестор не отдаст своих денег туда, где от него не скрывают информацию. Указанные недостатки существенно влияют на финансовую доверие мелких инвесторов и размеры средств, которые привлекаются.

Принцип целостности рынка требует внедрения единых подходов к функционированию организованных рынков на всей территории Украины. Мировая практика свидетельствует, что рынок неизбежно эволюционирует от хаотичности и раздробленности к целостности, централизации. Это характерно для всей финансовой системы рыночных отношений - как в пределах одной страны, так и в международных финансово-экономических отношениях.

Адекватное функционирование и взаимодействие информационной, учетной системы и системы исполнения сделок создает условия для появления целостного, высоколиквидного, эффективного и справедливого фондового рынка в Украине. Этот фундамент должен обеспечить эффективность государственного регулирования, необходимый уровень защиты прав собственности инвесторов и будет способствовать поступлению инвестиций в экономику Украины.

Важно заметить, что в настоящее время заключения и выполнения соглашений относительно ценных бумаг регулируется множеством законодательных и подзаконных актов, регулирующих имущественные отношения. С одной стороны, это общее законодательство (Гражданский кодекс Украины, Закон "О собственности", "О нотариате" и т.п.) с рядом подзаконных актов, а с другой - специальное законодательство. Отсутствие четкой определенности относительно порядка применения общих и / или специальных нормативно-правовых актов дает возможность решать судьбу участников рынка ценных бумаг субъективно. Создание четко понятной и прозрачной системы законодательного регулирования предоставит инвестору уверенность, что в Украине его права собственности защищены. В случае избрания этого пути решения проблем учета прав, закрепленных ценными бумагами, можно регулировать четко определенным специальным законодательством.

Таким образом, можно сделать выводы, что для эффективной работы фондового рынка в Украине необходимо:

• проведение широкомасштабных реформ для создания прозрачного, справедливого и надежного рынка;

• создание механизмов надежной защиты прав инвесторов и потребителей финансовых услуг;

• расширение спектра возможностей инвесторов и потребителей финансовых услуг по выбору финансовых услуг;

• создание равных возможностей инвесторов и потребителей финансовых услуг относительно доступа к рынку и получению финансовых услуг;

• повышение качества работы финансовых учреждений и стимулирования конкуренции между ними;

• создание законодательной базы для формирования справедливого и прозрачного среды заключения и исполнения договоров на финансовом рынке;

• адаптация национального финансового рынка до международных финансовых рынков;

• обеспечение стабильности финансовой системы государства;

• введение системы электронного учета ценных бумаг;

• создание условий для адекватного функционирования и взаимодействия информационной, учетной системы и системы исполнения сделок путем приведения общих принципов к стандартизации и унификации;

• ознакомление специалистов с мировым опытом организации фондового рынка путем международного обмена и стажировки.

Выводы

Финансовый рынок является жизненно важным фундаментом для роста, развития и стабильности национальной рыночной экономики. Становление и развитие финансового рынка должна стать ключевым элементом сильного экономического среды, который будет поддерживать корпоративные инициативы, обеспечивать финансирование реального сектора экономики через привлечение инвестиций, осуществление платежей и перераспределения капиталов. Как катализатор экономического роста - финансовый рынок будет существенно влиять на обеспечение суверенитета государства и реализацию ее национальных интересов в условиях глобализационных процессов.

Основным сегментов финансового рынка является фондовый рынок, который способствует обращения и рациональному размещению финансовых ресурсов, дает возможность самостоятельно оценивать эффективность управления предприятием, создает условия для добросовестной конкуренции и ограничивает монополизм.

Главная цель фондового рынка Украины в будущем - это создание целостного, высоколиквидного, эффективного и справедливого рынка ценных бумаг, который будет регулируемый государством и интегрирован в мировые фондовые рынки.

На сегодня существуют определенные проблемы формирования и развития украинского фондового рынка, среди которых наиболее весомые такие:

- Отсутствие эффективно действующей инфраструктуры, которая обеспечивает аккумулирование капитала для инвестиций и не способствует рациональному размещению финансовых ресурсов;

- Отсутствие опыта использования систем сделок и учета прав собственности;

- Отсутствие единой платежной и фондовой системы, что приводит к снижению поступлений иностранных портфельных инвестиций;

- Стагнация рынка ценных бумаг вследствие невысокой рентабельности капиталовложений в ценные бумаги украинских корпораций и высокие налоги;

- Отсутствие в Украине практики формирования депозитарного учета;

- Наличие большого количества законодательных и нормативных документов, регулирующих вопросы ценных бумаг и прав собственности, и отсутствие порядка их применения.

Для повышения эффективности функционирования фондового рынка в Украине необходимо провести следующие мероприятия:

• провести широкомасштабные реформы для создания прозрачного, справедливого и надежного рынка;

• создать механизмы надежной защиты прав инвесторов и потребителей;

• расширить спектр возможностей инвесторов и потребителей фондового рынка;

• повысить качество работы финансовых учреждений и стимулировать конкуренцию между ними;

• создать законодательную базу для формирования справедливого и прозрачного среды заключения и исполнения договоров на фондовом рынке;

• провести адаптацию национального фондового рынка к международным стандартам фондовых рынков развитых стран;

• создать условия для адекватного функционирования и взаимодействия информационной, учетной системы и системы исполнения сделок путем приведения общих принципов к стандартизации и унификации;

• знакомить специалистов с мировым опытом организации фондового рынка путем международного обмена и стажировки.

Решение проблем фондового рынка с помощью выше приведенных рекомендаций поможет сделать функционирования рынка более эффективным и обеспечить гарантии инвестиционной деятельности в экономике Украины.

Список используемой литературы

  1. Конституция Украины

  2. Закон України “Про державне регулювання ринку цінних паперів в Україні” від 30.10.1996 // Голос України,-1996-26лист.

  3. Закон України “Про цінні папери та фондову біржу” від 18.06.1991// ВВР – 1991-№38

  4. Указ Президента “Про стимулювання розвитку фондового ринку в Україні” від 04.06.1999р.№615/99//Уряд. кур’єр.-1999-17черв.

  5. Постанова КМУ “Про невідкладні заходи стабілізації фінансового ринку України” від 03.12.1997 № 1354// Уряд. кур’єр.-1999-18 груд.

  6. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие – М.: Фед. Книготорговая компания, 1998. –352с.

  7. Бурмака М.О. Регулювання фондового рину в Україні //Фінанси україни.-1998-№11.-С.78-84.

  8. Войтов В.О. Особливості українського фондового ринку // Моніторинг інвестиц. діяльності в Україні.-1998.№1.-С.48-51.

  9. Головко А.Т. Інфраструктура фондового ринку і тенденції її розвитку // Фінанси України.-1996.-№10. –С.82-86.

  10. Гроші та кредит: Підручник / За ред. проф.. Б.С. Івасіва.- КНЕУ.-1999

  11. Давидов О. Питання розвитку фондового ринку // Економіка України.-1996.-№4-С.81-83.

  12. Задоя А.О., Ткаченко І. П. Структура та функції сучасного фінансового ринку // Фінанси України.-1999.-№5.

  13. Иванов В. М. Финансовый рынок: Конспект лекций.- К.:МАУП, 1999.-112с.: ил.

  14. Концепція фунціоювання та розвитку фондового ринку України // Голос України. –1995.-31 жовт.-С.8-9.

  15. Костіна Н.І., Марахов К.С. Проблеми формування фондового ринку в Україні // Фінанси України.-2000.-№2.-С.30-36.

  16. Липилина С. Возникновение и развитие рынка ценных бумаг // Бізнес Информ.-1998.- №2.-С. 57-59.

  17. Лінніков В., Мізецька О. Становлення ринку цінних паперів в Україні// Банківська справа.-1997.-№3.-С.35-46.

  18. Оскольський В.В. Ринок цінних паперів України: проблеми функціонування і розвиту.-К.: КСУ, 1996.-146с.

  19. Януль І.Є., Шелудько В.М. Шляхи розвитку фондового ринку в Україні // Фінанси України.-1998. - №6.-С.96-100.

  20. http://www.ssmsc.gov.ua

  21. http://www.sta.gov.ua

  22. http://www.uaib.com.ua

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: