МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЧУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании методического заместитель директора директор школы
объединения школы по УВР______ /Полева В.П./ ____/Маслова Ю.В. /
27. 08 . 2013 г. 30. 08. 2013 г. 30. 08. 2013 г.
Протокол № 1
Программа курса
«Числа и множества»
7 класс
Составитель:
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ «Качульская СОШ»
Каратузского района
Красноярского края
Кармышева Т.И
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Натуральные числа возникли с появлением у человека потребности в практической деятельности. Числовые представления, как и наша речь, неразрывно связаны с существованием самого человека, так как на всех ступенях своей истории он был связан с процессом счёта окружающих предметов и проведением каких — то измерений.
Натуральные числа, целые, рациональные, действительные в такой последовательности расширяются знания учащихся в школе о числах и множествах. С натуральными и целыми числами учащиеся знакомятся при изучении курса математики 5-6 класса. В частности в этих классах изучаются признаки делимости чисел на 2, 3, 5, 9, 10, некоторые свойства действий над числами. Естественно, что в системе задач школьного курса математики необходимы задачи иллюстративного характера, тренировочные упражнения, задачи, связанные с отработкой того или иного математического навыка. Вместе с тем, необходима постановка учебных математических задач проблемного характера, обучение учащихся общим приёмам решения задач на разнообразном конкретном материале. Задачи указанной целевой направленности могут весьма разнообразны (по форме, в которой они поставлены; по той дидактической цели, которой они служат). Постановка конкретной задачи, возникшей либо в самой математике, либо в других науках или трудовой практике, для решения которой недостаточно известных учащимся знаний, вызовет естественный интерес к новой теме, создание необходимости её изучения. Иными словами, учащиеся в ходе решения таких задач должны провести поиск плана решения задачи, установить, какой теоретический материал даёт ключ к тому или иному решению. Программа курса представлена такими темами, изучение которых сводится к решению нестандартных задач. Они могут использоваться для изучения новой темы, для самостоятельного установления школьниками какого-либо факта, для более глубокого усвоения теоретического материала, для возбуждения и развития интереса к математике. В программу включены как отдельные задачи, так и серии задач, например на установление учащимися:
признаков делимости натуральных чисел на 4; 6; 8; 25;
основных свойств делимости нацело.
Программа данного курса составляет 35 часов.
Рассматриваемые на занятиях данного курса задачи и упражнения могут с успехом быть использованы в проведении внеклассных мероприятий, а также на уроках математики в качестве дифференцированных заданий.
Основное содержание рабочей программы
( 35 часов)
1. Натуральные и целые числа. История их развития.
2. Сложение и вычитание целых чисел.
3.Умножение натуральных и целых чисел, свойства умножения.
4. Применение законов сложения и умножения.
5.Деление целых чисел, свойства деления.
Признаки делимости на 4; 6; 8; 25.
Нестандартные задачи.
Множества. Элементы множества, пересечение и объединение множеств.
Действия над множествами.
Направления и числа.
Равные дроби.
Исторические текстовые задачи.
13. Логические упражнения «Аналогия»
Календарно-тематическое планирование
№
п.п
Тема занятия
Вид занятия
Количество часов
Требования к уровню
подготовки учащихся
Дата проведения
1
Натуральные и целые числа. История развития.
урок - сообщение
1
знать понятия: натуральные и целые числа
3.09
2
Сложение и вычитание
урок решения задач
2
уметь применять законы сложения и вычитания при решении задач
10.09
17.09
3
Умножение и его свойства
урок - сообщение
2
применять свойства умножения натуральных и целых чисел при решении упражнений
24.09
1.10
4
Применение законов сложения и умножения
урок решения задач
2
уметь применять свойства сложения и умножения при решении упражнений
8.10
15.10
5
Деление и его свойства
урок решения задач
3
знать свойства деления
22.10
29.10
12.11
6
Признаки делимости на
4; 6; 8; 25
урок решения задач
3
знать признаки делимости на 4; 6; 8; 25
19.11
26.11
3.12
7
Нестандартные задачи
урок решения задач
5
уметь решать нестандартные задачи
10.12
17.12
24.12
14.01
21.01
8
Множество, элементы множества, пересечение и объединение множеств
урок — сообщение,
1
знать понятия: множество, элементы множества, пересечение и объединение множеств
28.01
9
Действия над множествами
урок решения задач
2
осуществлять действия над множествами
4.02
11.02
10
Направление и числа
урок решения задач
2
уметь решать задачи по теме: «Направления и числа»
18.02
25.02
11
Равные дроби
урок решения задач
2
уметь производить действия с равными дробями
4.03
11.03
12
Исторические текстовые задачи
урок решения задач
урок-игра
4
решать исторические текстовые задачи
18.03
1.04
8.04
15.04
13
Числа в народных пословицах, поговорках, загадках
урок-соревнование
1
знать пословицы и поговорки, где встречаются числа
22.04
14
Логические задачи «Аналогия»
урок решения задач, урок
-соревнование
5
решать логические задачи по теме «Аналогия»
29.04
6.05
13.05
20.05
27.05
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Поисковые задачи по математике. Пособие для учителей.
Москва. Просвещение. 1979г.
2. Практикум по решению задач школьной математики.
Москва. Просвещение. 1981г.
Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
№7 1994г.; №2 1999г.
Старинные задачи с историко-математическими экскурсами.
Абакан. 1990г.
4. И.Н. Антипов и др. Методика факультативных занятий. Избранные вопросы математики. Москва. Просвещение. 1983г.
5. Справочник по методам решения задач по математике. Москва. Наука. 1989г.