Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№10»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании МК заместитель Директор МБОУ СОШ№10
протокол директора по УВР _______Л.М.Моисеева
от _______№____ ______ О.Н.Давыдова приказ от_________ № ___ _______Л.П.Адиева протокол от_______ №___
Согласовано:
руководитель ГМО
_____Г.Г.Гатауллина
протокол от_______ № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АЛГЕБРЕ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
В 9Б КЛАССЕ
количество часов в год — 102
количество часов в неделю —3
Автор-составитель:
учитель математики
первой категории
Ситникова Ольга Владимировна
Составлена в соответствии с программой «Алгебра»
Сборник программ общеобразовательных учреждений
Составитель:Бурмистрова Т.А,М. «Просвещение»,2011г
Учебник: Алгебра 9 класс
Авторы: Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк,К.И.Нешков,
С.Б.Суворова
г.Октябрьский
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Алгебра» для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») на основе Примерной программы основного общего образования по алгебре под руководством А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М. Кондакова (стандарт второго поколения), программы курса «Алгебра» авторов Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др. (Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра, 7-9 классы. «Просвещение»,2011г. Составитель Т.А. Бурмистрова) и учебного плана МБОУ СОШ №10 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.
Общая характеристика предмета
Алгебра как содержательный компонент математического образования в основной школе нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Место предмета в базисном учебном плане
В учебном плане МБОУ СОШ № 10 на 2013-2014 учебный год на изучении предмета «Алгебра» в 9 классе предусмотрено 102 часа , 3 часа в неделю.
Цели и задачи изучения математики
Изучение алгебры в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
-овладение математическими знаниями необходимыми для применения в практической деятельности, для решения задач;
- формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики ученик должен понимать и знать:
понятия математического доказательства; примеры доказательств;
понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
уметь
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах.
Требования к ЗУН представлены и в тематическом планировании.
Основное содержание рабочей программы
Содержание курса алгебры 9 класса включает следующие тематические блоки:
№
Тема
Количество часов
Контрольных работ
1
Квадратичная функция
33
2
2
Уравнения и их системы
19
2
3
Прогрессии
17
2
4
Степень с рациональным показателем
14
1
5
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
10
-
6
Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9
9
1
Итого
102 ч
8
1.Квадратичная функция, 33 ч
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Решение задач путем выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена. Функция у=ах2+вх+с, ее свойства и график. Простейшие преобразования графиков функций. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов.
2.Уравнения и их системы, 19 ч.
Целое уравнение и его корни. Биквадратные уравнения. Дробные рациональные уравнения.
Уравнение с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений. Решение систем содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение текстовых задач методом составления систем. Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными.
3.Прогрессии, 17 ч
Последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии.
4.Степень с рациональным показателем, 14ч
Четные и нечетные функции. Функция у=хn. Определение корня n-й степени. Вычисление корней –й степени.
5.Элементы комбинаторики и теории вероятностей, 10 ч.
Примеры комбинаторных задач. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота случайного события. Равновозможные события и их вероятность.
6.Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9 , 9 ч
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Содержание
Кол-во часов
Дата по плану
Дата факт.
Примечание
Глава 1.Квадратичная функция
33
П.1 Функции и их свойства.
1
Функция.
1
2
Область определения функции.
1
3
Область значений функции.
1
Свойства функций.
4
Нули функции.
1
5
Возрастание и убывание.
1
6
Промежутки знакопостоянства.
1
П.2 Квадратный трехчлен .
7
Квадратный трехчлен и его корни.
1
8
Корни квадратного трехчлена
1
9
Разложение квадратного трехчлена на множители.
1
10
Представление квадратного трехчлена в виде произведения многочленов I степени
1
11
Дроби и квадратный трехчлен
1
12
Сокращение дробей с помощью разложения квадратного трехчлена на множители
1
13
Решение примеров по теме «Функции и их свойства»
1
14
Контрольная работа №1 «Функции и их свойства»
1
П.3 Квадратичная функция и ее график.
15
Функция y=ax2
1
16
График функции y=ax2
1
17
Свойства функции y=ax2
1
18
Графики функций y=ax2 +n.
1
19
Построение графика функции y=ax2+n
1
20
Графики функций y=a(x-m)2
1
21
Построение графика функции
y=a(x-m)2
1
22
Построение графика квадратичной функции
1
23
Исследование свойств квадратичной функции по графику
1
24
Решение задач на тему «Построение графика квадратичной функции».
1
25
Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции
1
26
Контрольная работа №2по теме «Квадратичная функция».
1
П.4 Неравенства с одной переменной.
27
Неравенства второй степени с одной переменной.
1
28
Решение неравенств второй степени с одной переменной
1
29
Решение неравенств с одной переменной
1
30
Неравенства и метод интервалов
1
31
Метод интервалов
1
32
Решение неравенств методом интервалов
1
33
Решение неравенств
1
Глава 2.Уравнение и системы уравнений.
19
П.5 Уравнения с одной переменной.
34
Целое уравнение и его корни.
1
35
Корни целого уравнения
1
Уравнения, приводимые к квадратным.
36
Биквадратные уравнения.
1
37
Рациональные уравнения.
1
38
Решение рациональных уравнений.
1
39
Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства»
1
П.6 Системы уравнений с двумя переменными.
40
Построение графиков уравнений.
1
41
Графический способ решения систем уравнений.
1
42
Решение систем уравнений с помощью графиков.
1
43
Графический способ решения систем уравнений.
1
44
Системы уравнений второй степени.
1
45
Решение систем уравнений второй степени.
1
46
Системы уравнений второй степени и их решение.
1
47
Решение систем уравнений второй степени.
1
48
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
1
49
Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени.
1
50
Решение задач на работу с помощью систем уравнений второй степени.
1
51
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
1
52
Контрольная работа №4 по теме «Системы уравнений».
1
Глава 3. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
17
П.7Определение последовательностей.
53
Определение последовательностей
54
Последовательности.
1
55
Определение арифметической прогрессии.
1
56
Формула n-го члена арифметической прогрессии.
1
57
Вывод формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии.
1
58
Применение формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии.
1
59
Решение задач по теме «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии».
1
60
Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия».
1
П.8 Геометрическая прогрессия.
61
Определение геометрической прогрессии.
1
62
Формула n-го члена геометрической прогрессии.
1
63
Применение формулы n-го члена геометрической прогрессии.
1
64
Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.
1
65
Решение задач по теме «Формула n-го члена геометрической прогрессии».
1
66
Вывод формулы суммы n первых членов геометрической прогрессии.
1
67
Вывод формулы для суммы бесконечной геометрической прогрессии.
1
68
Применение формулы для суммы бесконечной геометрической прогрессии.
1
69
Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия».
1
Глава 4. Степень с рациональным показателем.
14
П.9 Степенная функция.
70
Четные и нечетные функции
1
71
Функция y=xn .
1
72
Свойства Функция y=xn .
1
П.10 Корень n-ой степени.
73
Определение корня n-ой степени.
1
74
Решение задач по теме «Определение корня n-ой степени».
1
75
Свойства арифметического корня n-ой степени.
1
76
Применение свойств арифметического корня n-ой степени.
1
П.11 Степень с рациональным показателем и ее свойства.
77
Определение степени с дробным показателем.
1
78
Решение задач по теме «Определение степени с дробным показателем».
1
79
Свойства степени с рациональным показателем.
1
80
Решение задач по теме «Свойства степени с рациональным показателем».
1
81
Преобразование выражений, содержащих степени с дробным показателем.
1
82
Выражения, содержащие степени с дробным показателем.
1
83
Контрольная работа №7 по теме «Степень с рациональным показателем».
1
Элементы комбинаторики. Вероятность случайного события.
10
84
Примеры комбинаторных задач.
1
85
Перестановки.
1
86
Решение задач на тему «Перестановки»
1
87
Размещения.
1
88
Решение задач на тему «Размещения»
1
89
Сочетания.
1
90
Решение задач на тему «Сочетания»
1
91
Решение комбинаторных задач
1
92
Вероятность случайного события. Относительная частота случайного события.
1
93
Вероятность случайного события. Классическое определение вероятности.
1
Повторение
9
94
Преобразование алгебраических выражений.
1
95
Решение уравнений, приводимых к квадратным
1
96
Решение текстовых задач на движение
1
97
Решение текстовых задач на работу
1
98
Построение графиков функций
1
99
Графическое решение уравнений и неравенств
1
100
Модули. Решение уравнений и неравенств.
1
101
Итоговая контрольная работа (№8)
1
102
Уравнения с параметром
1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по математике
1. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Алгебра, 9 класс.
под редакцией С.А.Теляковского -М.: Просвещение, 2007 г.
2. Ноутбук
Литература
1.Уроки математики в 9-м классе. Поурочные планирование. Ковалева Г.И.
Издательство «Учитель», 2002.
2. Ершова А.П. и др..Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса.-7-е изд., испр.и доп.-М.: Илекса,-2008
3.ГИА по математике: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса 2010/ Едуш О.Ю.-М.:АСТ;СПб.:Астрель-СПб,2010