Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия
Рассмотрена Утверждена
на заседании МК приказом директора
(протокол № 1 от № 307 от « 30 » августа 2013 г.
от « 30» августа 2013 г.)
Рабочая программа
по математике
для учащихся 10 класса
(углубленный уровень)
на 2013-2014 учебный год
Учитель: Журавлева Т.А.
г.Урай, 2013 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре и математическому анализу для 10 класса (углубленный уровень) разработана на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике. –М.2004.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике на профильном уровне.-М.2008.
Авторская программа по алгебре и началам математического анализа 10 класс (профильный уровень и углубленное изучение ) / авт.- сост.М.Я. Пратусевич, А. Н. Головин– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2009. – 63 с.
Общая характеристика учебного предмета
Алгебра и начала анализа.
В углубленном курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;
развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
расширение системы сведений о свойствах плоских фигур, систематическое изучение свойств пространственных тел, развитие представлений о геометрических измерениях;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
Геометрия.
Углубленному курсу присущи систематизирующий и обобщающий характер изложений, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в неполной средней школе. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур, применяются геометрические преобразования, векторы и координаты. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяются с привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса и постоянным обращением к опыту учащихся. Умения изображать важнейшие геометрические тела, вычислять их объёмы и площади поверхностей имеют большую практическую значимость.
Задачи III ступени образования:
Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.
Углубленное изучение математики на данном этапе предполагает наличие у учащихся более или менее устойчивого интереса к математике и намерение выбрать после окончания школы связанную с ней профессию. Обучение на этом этапе должно обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования, а также к профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.
Цель курса:
Способствовать формированию математической культуры, формированию интелектуально-грамотной личности, способной самостоятельно получать знания, осмысленно выбирать профессию и специальность в соответствии с заявленным профилем образования в условиях модернизации системы образования РФ.
Изучение математики в 10 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
В данном курсе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением компетентностно-ориентированных заданий, дифференцированное обучение, ИКТ.
Программа предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательного учреждения гимназия. Рассчитана на 280 учебных часов (175 учебных часов на алгебру и 105 часов на геометрию). В учебном плане для изучения алгебры и математического анализа отводится 5 часов в неделю, для изучения геометрии 3 часа в неделю. Для обучения алгебре и началам математического анализа в 10 классе выбрана содержательная линия М. Я. Пратусевича. Данное количество часов соответствует второму варианту авторской программы. Для обучения геометрии выбрана линия Атанасяна Л. С..
В рабочей программе увеличено количество часов, отводимое на изучение математики по сравнению с примерной программой по предмету за счет школьного компонента в связи с целесообразностью более детального изучения отдельных разделов. Добавлены часы на изучение раздела «Тригонометрия», «Функции и их свойства». Считаю целесообразным изучение темы «Тригонометрия» в начале учебного курса в связи с использованием знаний по данной теме при решении геометрических и физических задач.
Требования к уровню подготовки учащихся
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Третий этап углубленного изучения математики строится с учетом того, что у учащихся сформирован устойчивый интерес к математике и они намерены выбрать после окончания школы профессию, связанную с математикой. Обучение на этом этапе должно обеспечить подготовку к поступлению в ВУЗ и продолжению образования, а также к профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.
В связи с этим возрастает роль теоретических знаний, необходимость их систематизации и обобщения.
Большое внимание уделяется решению поисковых и исследовательских задач, а также достаточно трудных и сложных задач, отвечающих требованиям для поступающих в ВУЗы, где математика является профилирующим предметом.
Для успешного решения поставленных задач необходимо, чтобы учащиеся умели самостоятельно ставить и решать проблемные задачи, работать с учебной и научной литературой.
На этом этапе возрастает роль творческих самостоятельных работ.
В результате изучения алгебры и начал анализа ученик должен
Знать/понимать1
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики
вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Числовые и буквенные выражения
Уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Начала математического анализа
Уметь
находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;
исследовать функции и строить их графики с помощью производной,;
решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
вычислять площадь криволинейной трапеции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.
Уравнения и неравенства
Уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
доказывать несложные неравенства;
решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь:
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
вычислять, в простейших случаях, вероятности событий на основе подсчета числа исходов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера.
Геометрия
Уметь
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
⋅ понимать стереометрические чертежи;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппараты;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Учебно-тематический план
Алгебра
№
Тема урока
Количество часов
В том числе
Контрольные работы
Проекты
I
Повторение
3
1
II
Тригонометрические функции
45
3
1
III
Множества, логика, начала комбинаторики
37
3
IV
Целые числа.
10
1
V
Многочлены
16
1
VI
Функции и их свойства
19
1
1
VII
Степень, корень, логарифм.
16
1
VIII
Предел последовательности
17
1
Итоговое повторение
12
2
Всего
175
14
2
Геометрия
№
Тема урока
Количество часов
В том числе
Зачеты
Контрольные работы
Самостоятельные работы
Проекты
I
Повторение
4
1
II
Аксиомы стереометрии
6
1
1
1
III
Параллельность прямых и плоскостей
24
1
1
2
IV
Перпендикулярность прямых и плоскостей
26
1
1
2
V
Многогранники
27
1
1
3
1
VI
Векторы в пространстве
12
1
1
2
VII
Итоговое повторение
6
1
Всего
105
4
6
11
2
Содержание тем учебного курса
Алгебра
Тема 1. «Повторение» (3 часа)
Преобразования многочленов, алгебраических дробей. Свойства степени с натуральным показателем. Прогрессии.
Уравнение с одной переменной. Системы уравнений. Неравенства с одной переменной и их системы.
Тема 2. «Тригонометрические функции » (45 часов)
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат.
Определение синуса, косинуса и тангенса угла.
Знаки синуса, косинуса и тангенса углов.
Основные тригонометрические формулы.
Тригонометрические тождества.
Тригонометрические функции, их свойства и графики.
Тригонометрические уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств.
Тема 3 «Множества, логика, начала комбинаторики» (37 часов)
Понятия высказывания и предиката, операции над ними.
Множества: способы задания, операции над множествами.
Метод математической индукции и его применение.
Начала комбинаторики. Перестановки, размещения, сочетания.
Бином Ньютона.
Понятие о множестве вещественных чисел.
Общие свойства уравнений и неравенств.
Уравнения с модулем.
Метод интервалов.
Тема 4 «Целые числа» (10 часов)
Деление с остатком целых чисел.
Сравнения.
Перебор остатков.
Делимость.
Простые числа.
Основная теорема арифметики.
НОД и НОК целых чисел.
Алгоритм Евклида.
Тема 5 «Многочлены» (16 часов)
Многочлены. Корни многочлена. Теорема Безу, теорема Виета.
Методы разложения на множители.
Метод неопределенных коэффициентов
Симметрические многочлены
Многочлены от нескольких переменных.
Целые уравнения. Методы решения целых уравнений.
Тема 6 «Функции и их свойства» (19 часов)
Функции. Область определения и множество значений.
График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами.
Свойства функций: четность и нечетность, периодичность.
Промежутки возрастания и убывания.
Наибольшее и наименьшее значения функции, точки экстремума.
Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
Тема 7 «Степень, корень, логарифм» (16 часов)
Определение и свойства степени с рациональным показателем
Представление о степени с вещественным показателем
Степенная и показательная функции
Логарифм числа
Логарифмическая функция
Тема 8. «Предел последовательности» ( 17часов)
Определение последовательности
Свойства последовательностей (монотонность и ограниченность)
Понятие предела последовательности
Существование пределов монотонных и ограниченных последовательностей.
1 и 2 замечательные пределы.
Тема 7. «Итоговое повторение» (12 часов)
Основные тригонометрические формулы.
Тригонометрические функции
Основные свойства функций.
Решение тригонометрических уравнений.
Простейшие тригонометрические неравенства.
Геометрия
Тема 1 «Повторение» (4 часа)
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.
Треугольники. Четырехугольники. Площади.
Окружность.
Векторы.
Тема 2 «Аксиомы стереометрии» (6 часов)
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.
Предмет стереометрия.
Аксиомы стереометрии.
Следствия из аксиом.
Тема 3 «Параллельность прямых и плоскостей» (24часов)
Геометрические тела и их свойства. Измерение геометрических величин
Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.
Угол между двумя прямыми.
Параллельность прямых и плоскостей.
Признаки параллельности прямых и плоскостей.
Тема 4 «Перпендикулярность прямых и плоскостей» (26 часов)
Геометрические тела и их свойства.
Измерение геометрических величин
Перпендикулярность прямых в пространстве.
Углы между прямыми и плоскостями, между плоскостями
Признак перпендикулярности прямой и плоскости.
Тема 5 «Многогранники» (27 часов).
Понятие многогранника.
Призма. Пирамида. Усеченная пирамида.
Правильные многогранники.
Тема 6 «Векторы в пространстве» (12 часов)
Геометрические тела и их свойства. Измерение геометрических величин.
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
Компланарные векторы.
Тема 7 «Итоговое повторение» (6 часов)
Геометрические тела и их свойства. Измерение геометрических величин.
Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Векторы в пространстве. Многогранники.
Контроль уровня обученности
№
Дата
Тема контрольной работы
Вид контроля
1
1 неделя
Входная контрольная работа «Нулевой срез»
Входной административный контроль
2
4 неделя
Контрольная работа №1
«Тригонометрические преобразования»
Текущий контроль
3
5 неделя
Контрольная работа №2
«Тригонометрические функции»
Текущий контроль
4
10 неделя
Контрольная работа №3
«Решение тригонометрических уравнений»
Текущий контроль
5
12 неделя
Контрольная работа №4
«Высказывания. Множества»
Текущий контроль
6
14 неделя
Контрольная работа №5
«Метод математической индукции»
Текущий контроль
7
15 неделя
Промежуточная административная контрольная работа
Промежуточный административный контроль
8
17 неделя
Контрольная работа №6
«Общие свойства уравнений и неравенств»
Текущий контроль
9
19 неделя
Контрольная работа №7
«Целые числа»
Текущий контроль
10
22 неделя
Контрольная работа №8
«Многочлены»
Текущий контроль
11
26 неделя
Контрольная работа №9
«Функции и их свойства»
Текущий контроль
12
29 неделя
Контрольная работа №10
«Степень, корень, логарифм»
Текущий контроль
13
32 неделя
Контрольная работа №11
«Предел последовательности»
Текущий контроль
14
35 неделя
Итоговая административная контрольная работа (2 часа)
Итоговый контроль
№
Дата
Тема контрольной работы
Вид контроля
1
3 неделя
Контрольная работа №1
«Аксиомы стереометрии»
Текущий контроль
2
11 неделя
Зачет №1 «Параллельность прямых и плоскостей»
3
11 неделя
Контрольная работа №2
«Параллельность прямых и плоскостей»
Текущий контроль
4
20 неделя
Зачет №2 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
5
20 неделя
Контрольная работа №3
«Перпендикулярность прямых и плоскостей»
Текущий контроль
6
28 неделя
Зачет №3 «Многогранники»
7
29 неделя
Контрольная работа №4
«Многогранники»
Текущий контроль
8
33 неделя
Зачет №4 «Векторы в пространстве»
9
33 неделя
Контрольная работа №5
«Векторы в пространстве»
Текущий контроль
10
34 неделя
Итоговая контрольная работа № 6
Формы контроля
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме математических диктантов, контрольных и самостоятельных работ.
Текущий: самостоятельная работа, проверочная работа, математический диктант, тест, опрос;
тематический: зачет, контрольная работа.
Контроль уровня знаний
Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники тестовых и текстовых заданий
Алгебра и начала анализа. Контрольные работы для 10 класса общеобразовательных учреждений (с углубленным изучением математики) / Л.И. Звавич;. – М.: Дрофа, 2007.
Алгебра и начала анализа. 10 кл.: Дидактические материалы: Учеб. Пособие для общеобразоват. Учреждений (профильный уровень) / В.Н. Соломин;– М.: Просвещение, 2010.
Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Самостоятельные и контрольные работы. Ершова А. П. М.: Илекса, 2002.
Геометрия. 10 кл.: Самостоятельные и контрольные работы. Ершова А. П. М.: Илекса, 2002.
Контрольные работы по алгебре и геометрии являются избыточными и рассчитаны на 80 минут. Уровень пятерки - это верно и полностью решенные все задания контрольной работы, кроме одного, двух в зависимости от сложности работы.
Система зачетов разработана в основном для геометрии. Зачет проводится в устной форме. Каждый билет содержит два теоретических вопроса по данной теме и один практический. Уровень тройки-верный ответ на оба теоретических вопроса. Уровень четверки- верный ответ на оба теоретических вопроса, решенная задача. При этом могут быть пропущены незначительные моменты в теории или допущена ошибка в задаче при правильном ходе решения. Уровень пятерки – все выполнено верно.
Литература и средства обучения
Основная литература для учащихся
Пратусевич М.Я. и др. Алгебра и начала математического анализа 10 – М.: Просвещение, 2009.
Гладков Ю. А. Тесты. Алгебра 10 класс (с углубленным изучением) – М.: Век книги, 2001.
Атанасян Л. С. Геометрия 10-11.- М.: Просвещение, 1992.
Зив Б. Г. Дидактические материалы по геометрии. 10 класс. М.: Просвещение, 1993.
Дополнительная литература для учащихся
Виленкин и др. Алгебра и математический анализ 10 – М., «Мнемозина», 2002.
Мордкович А. Г. И др. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Мнемозина, 2000.
Мордкович А. Г. И др. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. Задачник для общеобразовательных учреждений. М., Мнемозина, 2000.
Егерев В. К., Зайцев В. В. и др.; Под ред. Сканави М. И. 2500 задач по математике для поступающих в вузы. – М: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2005.
Александров А. Д. Геометрия 8-11. М.: Просвещение, 1992.
Гусев В. А. Дидактические материалы по геометрии. 10 класс. М.: Просвещение, 1993.
Гусев В. А. Задачи по геометрии для 10 класса. М.: Просвещение, 1990.
Гордин Р. К. Это должен знать каждый матшкольник. М.: МЦМНО, 2003.
Звавич Л. И. Геометрия в таблицах 7-11 классы. М.: Дрофа, 2002.
Погорелов А. В. Геометрия 7-11. М.: Просвещение, 1990.
Рабинович Е. М. Геометрия. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. М.: Илекса, 2003.
Рыжик В. И. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 2000.
Шарыгин И. Ф. Задачник по геометрии для 9-11 классов. - М.: Дрофа, 2000.
Основная литература для учителя
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.
Примерная программасреднего(полного) общего образования по математике / Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.
Государственный образовательный стандарт общего образования / Официальные документы в образовании. – 2004. №24-25.
Закон Российской Федерации «Об образовании» / Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. – 2005. 64 с.
Методические рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных дисциплин базисного учебного плана образовательного учреждения / – Издательство: Учебно-методический центр, г. Серпухов, 2008. – 10 с.
Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5 – 11 классы. М., «Дрофа», 2008.
Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений 10-11 класс. М., Просвещение 2009.
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне.
Пратусевич М.Я. и др. Алгебра и начала математического анализа 10 – М.: Просвещение, 2009.
Виленкин и др. Алгебра и математический анализ 10 – М., «Мнемозина», 2002.
Галицкий М. А., Мошкович М. М. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа – М.: Просвещение 2000.
Звавич Л. И. Алгебра и начала анализа. 8-11 кл. Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики. М., Дрофа, 1999.
Звавич Л. И. и др. Алгебра в таблицах. 7-11 классы. М., 2002
Атанасян Л. С. Геометрия 10-11.- М.: Просвещение, 1992.
Александров А. Д. Геометрия 8-11. М.: Просвещение, 1992.
Атанасян Л. С. Изучение геометрии в 10-11 классах. М.: Просвещение, 2004.
Паповский В. М. Углубленное изучение геометрии в 10 классе. – М.: Просвещение, 1992.
Погорелов А. В. Геометрия 7-11. М.: Просвещение, 1990.
Рязановский А. Р., Фролова О. В. Дидактические материалы по геометрии 10-11 классы. – М.: Дрофа, 1999.
Дополнительная литература для учителя
Амелькин В. В. Задачи с параметрами. Минск, Асар, 2002.
Бакаев Д. С., Симонов А. Я. и др. Система тренировочных задач и упражнений по математике. – М: Просвещение, 1991.
Бродский И. Л. Решение экзаменационных заданий повышенной трудности по алгебре и началам анализа за курс средней школы. М: АРКТИ, 2001.
Высоцкий И. Р., Звавич Л. И. и др. Алгебра и начала анализа: сборник для подготовки и проведения итоговой аттестации за курс средней школы. – М: Внешсигма – М, 2003.
Денищева Л. О., Глазков Ю. А. и др. Учебно – тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Математика. – М: Интеллект – Центр, 2005.
Егерев В. К., Зайцев В. В. и др.; Под ред. Сканави М. И. 2500 задач по математике для поступающих в вузы. – М: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2005.
Звавич Л. И. и др. Алгебра в таблицах. 7-11 классы. М., 2002
Карп А. П. Сборник задач по алгебре и началам анализа – М.: Просвещение, 2002.
Мордкович А. Г. Решаем уравнения. – М: Школа – Пресс, 1995.
Мордкович А. Г. Задачник по введению в математический анализ. М., Мнемозина, 2008.
Олехник С. Н., Потапов М. К., Пасиченко П. И. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств. – М: издательство МГУ, 1991.
Шабунин М. И. Неравенства и системы неравенств. – М: Аквариум, 1997.
Шарыгин И. Ф., Голубев В. И. Факультативный курс по математике : Решение задач 10 класс- М.: Просвещение, 1991.
Шахмейстер А. Х. Построение графиков функций элементарными методами. – С. – Петербург: ЧеРо на Неве, 2003
Ершова А. П. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии. 9 класс. М.: Илекса, 2002.
Звавич Л. И. Геометрия в таблицах 7-11 классы. М.: Дрофа, 2002 .
Зив Б. Г. Задачи к урокам геометрии 7-11 классы. С-П.: Раритет М, 1998.
Кованная Н. Г. Тесты. Геометрия 10 класс. М.: Век книги, 2001.
Медяник А. И. Контрольные и проверочные работы по геометрии 7-11 классы. М.: Дрофа, 1997.
Рабинович Е. М. Геометрия. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. М.: Илекса, 2003.
Рыжик В. И. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 2000.
Шарыгин И. Ф. Наглядная геометрия М.: Просвещение, 1992.
Шарыгин И. Ф. Задачник по геометрии для 9-11 классов. - М.: Дрофа, 2000.
Шклярский Д. О. Избранные задачи и теоремы элементарной математики. Геометрия (стереометрия). – М.: Физматлит, 2000.
Электронные учебные пособия
Интерактивная математика. 10-11 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
Алгебра 7-11. Электронное учебное издание. М., ООО «1С - Паблишинг», 2005.
Открытая математика. . Электронное учебное издание. М., ООО «Физикон», 2005.
Открытая математика. Функции и графики. Электронное учебное издание. М., ООО «Физикон», 2005.
7.Календарно- тематическое планирование
а) Алгебра
№ п\п
Тема урока
Кол.
часов
Сроки план
Сроки факт
ДЗ
Надпредметные умения и навыки
Дидактическое сопровождение урока
I
Повторение
3
3,3.09
Нулевой срез
1
6
II
Тригонометрические функции
45
Глава 6.
Ершова А.П. ДМ
4
Измерение углов. Радианная мера
1
6
§1, п. 1,2,3
Развитие умений работать со справочной литературой, логического и аналитического мышления, вычислительных навыков, умения грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Формирование коммуникативных навыков, навыков работы в парах и группах.
5
Тригонометрические функции числового аргумента
1
7
§2,
П.1,2
С-1
6-7
Основные тригонометрические тождества
2
10,10
§2,
П. 3,4
С-2
8
Формулы сложения
1
13
§3,
П.1,2,3
С-3
9-10
Формулы двойного,тройного и половинного углов.
2
13,14
§3,
П. 4
С-4
11-12
Преобразование суммы в произведение
2
17,17
§3,
П.5,6
С-5
13-15
Тождественные преобразования тригонометрических выражений
3
20,20,21
§3,
П.7
С-6
16
Контрольная работа №1
1
24
17
Свойство периодичности функций
1
24
§2,
П.5,6
Развитие умений читать графики, информационных навыков,
развитие логического и аналитического мышления.
С-7
18-19
Периодичность тригонометрических функций
2
27,27
20-23
Графики тригонометрических функций
4
28,1,1,4.10
§2,
П.7
С-8
24-25
Графики обратных тригонометрических функций
2
4,5
26-27
Контрольная работа №2
2
8,8
28
Преобразование выражений, содержащих обратные тригонометрические функции
1
11
§6,п.3,4
Развитие умений работать с учебником, с таблицами, графиками, развитие логического мышления. Развитие умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
Развитие навыков самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля, исследовательских навыков, анализа и синтеза.
навыков работы с информацией,
с литературой, умений готовить и выступать с сообщением.
С-12
29-30
Решение уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции
2
11,12
§6,
П.5
31-32
Виды тригонометрических уравнений
2
15,15
§5,
1,2,3
С-13
33-36
Методы решения тригонометрических уравнений
4
18,!8,19,22
§5,
С-14
37-38
Решение уравнений различными способами
2
22,25
П.4-6
С-16
39-41
Отбор корней в тригонометрических уравнениях
3
25,26,29
П.4-6
42-43
Решение тригонометрических неравенств
2
29,1.11
П.7
С-17
44-46
Решение систем тригонометрических уравнений
3
1,2,12
§5,
П.8,9,10
С-18
47-48
Контрольная работа № 3
2
15,15
III
Множества
37
Гл.1
Соломин В.Н. ДМ 10
49-51
Высказывания, предикаты
3
16,19,19
§1 п.1,2
Развитие умений работать со справочной литературой, развитие логического и аналитического мышления, развитие вычислительных навыков, умения грамотно излагать свои мысли.
52-53
Множества
2
22,22
§2, п.1-3
54-55
Множества и операции над ними
2
23,26
§2, п.1-5
С1.2
56-57
Контрольная работа 4
2
29,29
58-63
Метод математической индукции
6
26,30,3,3,6,6.12
§4, п.1
С1.4
64
Контрольная работа 5 .
1
7
65
Начала комбинаторики
1
10
§5, п.1
Развитие навыков обобщения, сопоставления и систематизации материала, развитие памяти, грамотной речи, логического и аналитического мышления.
66
Правила умножения и сложения
1
10
§5,п.2
С1.8
67-68
Размещения и перестановки
2
13,13
§5, п.3
С1.9
69-71
Сочетания
3
14,17,17
§5,п.4
72-73
Бином Ньютона
2
20,20
§5,п.5
74-75
Множество вещественных чисел
2
21,27
§6, п.1
76
Точные границы
1
27
§6, п.2,3
С1.10
77-78
Область определения уравнения
2
28,14
§8,п.2
С-1.13
79
Равносильность и следование
1
14
§5, п.3
80-81
Уравнения и неравенства с модулем
2
17,17
§8, п.4
С-1.14
82-83
Контрольная работа 6.
2
21,21
84-85
Экзамен
2
24,24
IV
Целые числа
10
Гл.2
86-87
Деление с остатком
2
18,24
§11, п.1,2
Развитие навыки обобщения и систематизации материала, развитие памяти, грамотной речи, логического и аналитического мышления
С2.1
88-90
Сравнения
3
24,25,28
§12, п.1,2
91
Алгоритм Евклида
1
28
§13
С2.5
92-93
НОД и НОК
2
31,31
§14,15
94-95
Контрольная работа 7
2
4,4.02
V
Многочлены
16
Глава 3
ДМ Ершова
96
Определение многочлена.
1
1.02
§1,
П.1,2,3
Развитие умений работать с учебником, справочными материалами, развитие памяти, логического и аналитического мышления, умение выделять главное и систематизировать материал, планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность.
Развитие навыков постановки цели, задачи, планирования деятельности, нахождения способов достижения целей, осуществления познавательной рефлексии.
С-21
97
Метод неопределенных коэффициентов
1
7
§2,3,
П.1,2
С-22
98-99
Деление многочленов с остатком
2
7,8
§2,3,
П.1,2
100-101
Корни многочлена. Теорема Безу.
2
11,11
§3,
П.3,4
С-23
102-103
Интерполяционный многочлен Лагранжа
2
14,14
§4,п.5
С-27
104-105
Теорема Виета
2
15,18
§4,п.5
106-107
Симметрические многочлены
2
18,21
§4,п.5
108-109
Уравнения с параметрами
2
21,22
§3,п.6,7
С-29
110-111
Контрольная работа № 8
2
25,25
VI
Функции и их свойства.
19
Глава 3
112
Определение функции
1
28
§1,п.5
Развитие умений решать проблемы, анализировать, проявлять инициативу, развивать логическое мышление, интерес к учению, воспитывать готовность к самообразованию
С-32
113-114
Сложная функция. Композиция функций.
2
28,1.03
§1,п.5
С-32
115-119
Монотонность и экстремумы функции
5
4,4,7,7,11
§2,
П.1-4
С33
120-123
Четность и периодичность
4
11,14,14,15
§2,п.5
Развитие умений читать графики, информационных навыков,
развитие логического и аналитического мышления,
обобщение,
умение выделять главное.
С-34
124-126
Преобразования графиков. Асимптоты
3
18,18,21
§2,п.6
127-128
Взаимно-обратные функции и их графики.
2
21,22
§3,п.1,2
129-130
Контрольная работа № 9
2
1,1.04
VII
Корень, степень, логарифм.
16
Гл.5
Соломин В.Н. ДМ
131-134
Степени и корни
4
4,4,5,8
§29,30
Умения работать с учебником, с таблицами, графиками, организация самостоятельной. работы, развитие логического мышления.
С-5.3
135-140
Логарифмы
6
8,11,11,12,15,15
§31
С-5.9
141-144
Логарифмическая и показательная функции
4
18,18,19,22
§30,31
С-5.12
145-146
Контрольная работа №10
2
25,25
V11I
Предел последовательности
17
Гл. 7
147-148
Числовые последовательности. Рекуррентные соотношения.
2
22,26
§1,п.6
Умение работать с учебником, справочными материалами, развитие памяти, логического и аналитического мышления, умение выделять главное и систематизировать материал, планирование и осуществление алгоритмической деятельности
149
Предел числовой последовательности.
1
29
§1п.9
С-7.5
150-151
Вычисление пределов.
2
29,2.05
152-154
Арифметические действия над сходящимися последовательностями
3
2,3,6.
§1п.10
155-158
Предел монотонной последовательности.
4
6,10,13,13
С-7.8
159-161
Теорема Больцано-Вейерштрасса и ее применение
3
16,16,17
§1п.12
162-163
Контрольная работа № 11
2
20,20
IX
Итоговое повторение
12
164-166
Тригонометрические преобразования
3
23,23,24
Развитие умения анализировать, систематизировать и обобщать. Грамотно излагать и оформлять мысли.
167-168
Тригонометрические уравнения
2
27,27
169-171
Экзаменационная работа
3
30,30,30
172-174
Функции
3
31
175
Степени
1
Итого часов
175
б)Геометрия
№ урока
Тема урока
Кол. часов
Дата
план
Дата
факт
ДЗ
Надпредметные умения и навыки
Дидактическое сопровождение урока
I
Повторение.
4
Ершова А.П.
1
Повторение. Треугольники
1
2.09
Развитие умения систематизировать, анализировать и обобщать,
умения грамотно излагать мысли в устной и письменной речи.
2
Повторение. Многоугольники
1
2
3
Повторение. Окружности
1
4
4
Повторение. Площади
1
9
II
Аксиомы стереометрии
6
5
Аксиомы планиметрии
1
9
Введение
Развитие аналитического мышления, навыков построения чертежей, умение грамотно оформлять решение, развитие монологической речи, метапредметных умений.
6
Аксиомы стереометрии
1
11
Введение
УД
7
Понятие фигуры в пространстве
1
16
Введение
С-1
8-9
Построения в пространстве
2
16,18
Введение
10
Контрольная работа 1
1
23
III
Параллельные прямые и плоскости
24
Глава 1
11-12
Взаимное расположение двух прямых.
2
23,25
§1, п.4,5
Развитие аналитического мышления, метапредметных умений, умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач. Развитие навыков использования современных технологии обучения, навыков ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой. Навыки проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.
С-2
13-14
Параллельность прямой и плоскости
2
30,30
§1,п.6
С-3
15
Параллельность плоскостей
1
2.10
§3,п.10,11
С-5
16-18
Скрещивающиеся прямые
3
7,7,9
19
Параллельные плоскости
1
14
§4,п.12,13
20
Признак параллельности плоскостей
1
14
§4,п.12,13
21-22
Свойства параллельных плоскостей
2
16,21
§4,п.12,13
23
Решение задач
1
21
§4,п.12,13
С-6
24
Параллельное проектирование
1
23
Приложеия
25-26
Изображение пространственных фигур
2
28,28
§4,п.12,13
С-7
27
Тетраэдр и параллелепипед
1
30
§4,п.12,13
28-30
Построение сечений
3
11,11,13.11
§4,п.14
С-9,10
31
Решение задач
1
18
§4,п.12,13
32
Зачет 1
1
18
33-34
Контрольная работа 2
2
25,25
III
Перпендикулярность прямых и плоскостей
26
Глава 2
35-36
Перпендикулярные прямые
2
20,27
§1,п.15,16
Развитие аналитического мышления, навыков построения чертежей, умение грамотно оформлять решение, развитие монологической речи, метапредметных умений
С-12
37
Перпендикулярные прямая и плоскость
1
2.12
§1,п.17
38-39
Признак перпендикулярности прямой и плоскости
2
2,4
§1,п.18
40
Перпендикуляр и наклонная
1
9
§2,п.19
Развитие навыков планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов, решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения.
Развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Выработать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач
С-13
41-42
Зависимость между перпендикулярностью и параллельностью
2
9,11
§2,п.19
43-44
Расстояние от прямой до плоскости
2
16,16
§2,п.19
45-46
Теорема о трех перпендикулярах.
2
18,23
§2,п.20,21
С-14
47-48
Угол между прямой и плоскостью
2
23,25
§3,п.22,23
С-15
49
Перпендикулярность плоскостей
1
13.01
§3,п.22,23
50
Двугранный угол
1
13
§3,п.22,23
51-52
Признак перпендикулярности
2
20,20
§3,п.22,23
С-16
53-54
Расстояние между скрещивающимися прямыми
2
15,22
§3,п.22,23
55-57
Ортогональное проектирование
3
27,27,29
§3,п.24
58
Зачет 2
1
5.02
С-18
59-60
Контрольная работа 3
2
3,3
IV
Многогранники
27
Глава 3
61
Понятие многогранника.
1
10
§1,п.25-27
Развитие навыков планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов, решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения.
С-19
62-63
Развертка многогранника.
2
10,12
64-66
Призма.
3
17,17,19
67
Г.К. Многогранные углы.
1
24
§1,
68-69
Теорема Эйлера.
2
24,26
§1,
70-75
Пирамида.
6
3,3,5,10,10,12.03
§2,п.28-30
С-20
76-81
Правильные многогранники.
6
17,17,19,31,31,2.04
§3,п.31-33
С-24
82-84
Г.К. Комбинации простых многогранников
3
7,7,9
Вопросы к главе 3
85
Зачет 3
1
16
С-25
86-87
Контрольная работа 4
2
14,14
V
Векторы в пространстве
12
Глава 4
88
Понятие вектора в пространстве
1
16
§1,п.34-35
Развитие аналитического мышления, метапредметных умений. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач. Умение использовать современные технологии обучения.
С-26
89-91
Действия с векторами
3
21,21,23
§2,п.36-37
С-27
92-93
Компланарные векторы.
2
28,28
§3,п.39-41
С-28
94-96
Г.К. Применение векторов к решению задач.
3
30,5,5.05
Вопросы к главе 4
97
Зачет 4
1
7
С-29
98-99
Контрольная работа 5
2
12,12
VI
Итоговое повторение
6
Развитие умений понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.
100
Параллельность
1
14
101
Перпендикулярность
1
19
102-103
Многогранники
2
19,21
104-105
Экзаменационная работа
2
26,26
Итого часов
105
1