Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Рабочая программа
по предмету «Алгебра» 9 класс
Составитель:
Чижова Е.П., учитель математики
Муром 2012
Содержание программы
Пояснительная записка_______________________________________________________________________________3
Требования к уровню подготовки учащихся_____________________________________________________________5
Тематический план__________________________________________________________________________________9
Календарно-тематический план________________________________________________________________________16
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса_____________________22
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по алгебре для 9 класса и составлена на основе примерной программы основного общего образования (Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9классы. Составитель: Т.А.Бурмистрова. Москва. «Просвещение».2009г.).
Целями и задачами данной программы обучения являются:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.
ввести понятия квадратного трехчлена, корня квадратного трехчлена, изучить формулу разложения квадратного трехчлена на множители;
расширить сведения о свойствах функций, познакомить со свойствами и графиком квадратичной функции и степенной функции;
систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной ;
научить решать квадратичные неравенства;
завершается изучение систем уравнений с двумя переменными;
вводится понятие неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными;
вводится понятие последовательности, изучается арифметическая и геометрическая прогрессии;
ввести элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса алгебры обучающиеся должны:
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов,;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
уметь:
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
понимания статистических утверждений.
Тематический план
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
№
п/п
Разделы и темы
Количество часов
примерная
рабочая
Наличие тем
6
6
Объем часов на прохождение всех тем
102
102
Объем часов на прохождение каждой темы
1.
Свойства функций. Квадратичная функция
22
22
2.
Уравнения и неравенства с одной переменной
14
14
3.
Уравнения и неравенства с двумя переменными
17
17
4.
Прогрессии
15
15
5.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
13
13
6.
Повторение
21
21
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся, подготовиться к ГИА.
Программа соответствует учебнику Алгебра 9. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2008.
На преподавание алгебры в 9 классе отведено 3 часа в неделю, всего 102 часа в год. На итоговое повторение отведен 21 час в конце учебного года, остальные часы распределены по всем темам. В ходе изучения предмета в 9 классе проводится 8 контрольных работ.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Преобладающей формой текущего контроля служат:
- письменные опросы: контрольные, самостоятельные работы, тесты, математические диктанты;
- устные опросы: собеседование, зачеты, фронтальные опросы.
Учебно – тематический план
Содержание учебного материала
Количество часов
Количество контрольных работ
Свойства функций. Квадратичная функция
22
2
Уравнения и неравенства с одной переменной
14
1
Уравнения и неравенства с двумя переменными
17
1
Прогрессии
15
2
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
13
1
Повторение
21
1
Свойства функций. Квадратичная функция (22 часа)
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция y=ax2 + bx + с, её свойства, график. Степенная функция.
Контрольная работа № 1 по теме: «Квадратный трехчлен»
Контрольная работа № 2 по теме: «Квадратичная функция»
Знать:
определение функции;
свойства функций: возрастание, убывание, промежутки знакопостоянства;
определение квадратного трехчлена;
корень квадратного трехчлена;
разложение квадратного трехчлена на множители;
функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график;
степенная функция и ее свойства.
Уметь:
находить корни квадратного трехчлена;
раскладывать квадратный трехчлен на множители;
строить график функции у = ах2 + bх + с, указывать координаты вершины параболы, ось симметрии, направление ветвей;
находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, промежутки, в которых функция сохраняет знак;
находить корни n-й степени.
Уравнения и неравенства с одной переменной (14 часов)
Целые уравнения и его корни. Решение уравнений третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом парабол. Метод интервалов.
Контрольная работа № 3 по теме: «Решение уравнений и неравенств с одной переменной»
Знать:
определение целого уравнения и его корни;
степень уравнения;
определение дробного рационального уравнении и его корни;
определение неравенства второй степени с одной переменной и методы его решения;
метод интервалов
Уметь:
решать целые уравнения с одной переменной с помощью разложения на множители;
решать целые уравнения с одной переменной с помощью введения вспомогательной переменной;
решать дробно рациональные уравнения;
уметь решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 или ах2 + bх + с<0, где а0 с опорой на график квадратичной функции;
уметь решать неравенства методом интервалов.
Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 часов)
Уравнение с двумя переменными и его график. Уравнение окружности. Решение систем, содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение задач методом составления систем. Решение систем двух уравнений второй степени с двумя переменными. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Контрольная работа № 4 по теме: «Решение уравнений и неравенств с двумя переменными»
Знать:
определение уравнения с двумя переменными и его график;
определение системы уравнений второй степени;
решение задач с помощью систем уравнений второй степени;
определение неравенства с двумя переменными и их системы.
Уметь:
решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными способом подстановки;
решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными графически;
решать текстовые задачи с помощью составления систем уравнений второй степени;
решать графически простейшие неравенства с двумя переменными и их системы.
Прогрессии (15 часов)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Контрольная работа № 5 по теме: «Арифметическая прогрессия»
Контрольная работа № 6 по теме: «Геометрическая прогрессия»
Знать:
понятие последовательности;
определение арифметической прогрессии;
формулы n-го члена арифметической прогрессии;
формула суммы первых n членов арифметической прогрессии;
определение геометрической прогрессии;
формулы n-го члена геометрической прогрессии;
формула суммы первых n членов геометрической прогрессии;
определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Уметь:
находить члены последовательности, заданной формулой;
находить члены последовательности, заданной реккурентно;
находить n-й член арифметической прогрессии по формуле;
находить сумму первых n членов арифметической прогрессии по формуле;
находить n-й член геометрической прогрессии по формуле;
находить сумму первых n членов геометрической прогрессии по формуле;
находить сумму членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии
Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов)
Комбинаторные задачи. Перестановки. Размещения. Сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события
Контрольная работа № 7 по теме: «Элементы комбинаторики»
Знать:
комбинаторное правило умножения;
понятия перестановки, размещения, сочетания;
понятия относительная частота и вероятность случайного события.
Уметь:
решать простейшие комбинаторные задачи;
применять комбинаторное правило умножения при решении задач;
находить по формуле число перестановок;
находить по формуле число размещений;
находить по формуле число сочетаний;
уметь определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче;
решать задачи на нахождение вероятности случайного события.
Повторение (21 час)
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.
Итоговая контрольная работа № 8.
Календарно-тематический план
№
Тема урока
Кол-во часов
Форма урока
Оснащение урока
Форма контроля
Домашнее задание
Сроки проведения урока
Примечание
КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ
22
1
Функции и их графики.
1
КУ
ФО
п.1 №3, 8
2-3
Область определения и область изменения.
2
КУ
УПЗУ
ФО, ПР
п.1 №11, 17, 13 (б, г)
4-5
Свойства функций.
2
КУ
УОНМ
ФО, ПР
п.2 №28, 30, 32, 37
6-8
Квадратный трехчлен и его корни.
3
КУ
УПЗУ
Карточки для проверочной работы.
ФО, СР
п.3 №58, 61, 64
9-10
Разложение квадратного трехчлена на множители.
2
УОНМ
УЗИМ
Карточки для самостоятельной работы
ФО, СР
п.4 №79, 81, 83 (б, г, е)
11
Контрольная работа №1
1
КР
12-13
Функция и её свойства.
2
КУ
УОНМ
Шаблоны парабол
ФО, ИРД
п.5 №91, 93, 95
14-15
Графики функций и .
2
КУ
УПЗУ
УОСЗ
Карточки с дополнительными заданиями
ФО, ИРК, СР
п.6 №106, 107, 115
16-18
Построение графика квадратичной функции.
3
УОНМ
КУ
УПЗУ
Карточки для самостоятельной работы
ФО, СР
п.7 №123, 124, 130
19-20
Функция
2
КУ
УЗИМ
Карточки с дополнительными заданиями
ФО, ИРД, ИРК
п.8 №137, 143, 153
21
Корень n-й степени
1
КУ
ФО
п.9 №159 (б, в, г), 163
22
Контрольная работа №2.
1
Карточки с текстом контрольной работы.
КР
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ
14
23-25
Целое уравнение и его корни.
3
КУ
УПЗУ
УЗИМ
ФО, ИРД, СР
п.12 №265, 169, 271, 282
26-28
Дробные рациональные уравнения
3
КУ
УПЗУ
Карточки с дополнительными заданиями
ФО, ИРК, ИРД, СР
п.13 №288, 292, 294
29-30
Решение неравенств второй степени с одной переменной
2
КУ
УПЗУ
Карточки для самостоятельной работы
ФО, СР
п.14 №304, 308
31-35
Решение неравенств методом интервалов
5
КУ
УЗИМ
УПЗУ
УПКЗУ
п.15 №325, 330, 333, 336, 338
36
Контрольная работа №3
1
Карточки с текстом контрольной работы.
КР
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ
17
37-39
Уравнение с двумя переменными и его график
3
КУ
УПЗУ
ФО, ИРД
п.17 №396, 399, 402
40-41
Графический способ решения систем уравнений
2
КУ
УЗИМ
ПК. Презентация.
ФО, ИРД, СР
п.18 №417, 418, 421
42-44
Решение систем уравнений второй степени
3
КУ
УПЗУ
УПКЗУ
Карточки для самостоятельной работы
ФО, ИРД, СР
п.19 №433, 444
45-47
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
3
КУ
УПЗУ
Карточки с дополнительными заданиями
ФО, ИРД, ИРК
п.20 №458, 462, 470
48-50
Неравенства с двумя переменными
3
КУ
УЗИМ
Карточки для самостоятельной работы
ФО, ИРД, СР
п.21 №83, 486, 488
51-52
Системы неравенств с двумя переменными
2
КУ
УПЗУ
ФО, ИРД
П.22 №497, 499, 501
53
Контрольная работа № 4
1
Карточки с текстом контрольной работы.
КР
ПРОГРЕССИИ
15
54-55
Последовательности.
2
КУ
УОНМ
ФО, ИРД, МД
п.24 №563, 566, 570
56-57
Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии.
2
КУ
УОСЗ
ФО, ИРД, ПР
п.25 №575, 577, 582
58-60
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.
3
КУ
УОНМ
УПЗУ
Карточки для самостоятельной работы
ФО, СР
п.26 №603, 606, 609, 611
61
Контрольная работа №5
1
Карточки с текстом контрольной работы.
КР
62-64
Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии.
3
КУ
УЗИМ
УПЗУ
Карточки для самостоятельной работы
ФО, СР, ИРД, МД
п.27 №624, 627, 630, 640
65-67
Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.
3
КУ
УЗИМ
ФО, ИРД, СР
п.28 №648, 650, 654
68
Контрольная работа №6
1
Карточки с текстом контрольной работы.
КР
ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
13
69
Примеры комбинаторных задач.
1
КУ
ФО, ИРД
п.30 №717, 720
70-71
Перестановки,
2
КУ
Карточки с дополнительными заданиями
ФО, ИРК
п.31 №735, 738, 741
72-73
Рзмещения,
2
КУ
ФО
п.32 №755, 760, 764
74-76
Сочетания
3
КУ
Карточки с дополнительными заданиями
ФО, ИРК
п.33 №771, 773, 775
77-78
Относительная частота случайного события
2
КУ
Карточки для самостоятельной работы
ФО, ИРД, СР
п.34 №788, 793
79-80
Вероятность равновозможных событий
2
КУ
ПК. Презентация.
ФО
п.35 №798, 804, 810
81
Контрольная работа № 7
1
Карточки с текстом контрольной работы.
ПОВТОРЕНИЕ
21
82-84
Вычисления. Тождественные преобразования
3
КУ
УПЗУ
Карточки с дополнительными заданиями
ФО, ИРД, ИРК
№877, 882, 910, 913, 921
85-90
Уравнения и системы уравнений
6
КУ
УПЗУ
Карточки с дополнительными заданиями
ФО, ИРД, ИРК
№ 925, 927, 938, 944, 969, 982. 994
91-94
Неравенства
4
КУ
УПЗУ
Карточки с дополнительными заданиями
ФО, ИРД, ИРК
№ 1001, 1003, 1007, 1011, 1015
95-97
Функции
3
КУ
УПЗУ
Карточки с дополнительными заданиями
ФО, ИРД, ИРК
№1019, 1023. 1026, 1030, 1035
98-99
Итоговое тестирование
2
Карточки с текстом теста.
Т
100-102
Анализ тестирования, обобщение курса 9 класса
3
КУ
ФО
Сокращения:
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом
УЗИМ – урок закрепления изученного материала
УПЗУ – урок применения знаний и умений
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УПКЗУ – урок проверки и коррекции знаний и умений
КУ – комбинированный урок
ФО – фронтальный опрос
ИРД – индивидуальная работа у доски
ИРК – индивидуальная работа по карточкам
СР – самостоятельная работа
МД – математический диктант
Т – тестовая работа
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра 9. Под редакцией С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2008.
Рурукин А. Н., Полякова С. А. Поурочные разработки по алгебре: 9 класс. – М.: ВАКО, 2010 .
Ковалева С.П. Алгебра. 9 кл.: поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
Лысенко Ф.Ф., Кулабухов С.Ю. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион – М, 2011.
Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Крайнева Л. Б. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс – М.: Просвещение, 2011.
Таблицы по алгебре для 7-9 классов.
Таблицы и плакаты: «Функция и график», «Неравенства. Решение неравенств», «Теория вероятности и математическая статистика».
Демонстрационные модели:
Демонстрационный транспортир
Демонстрационный циркуль
Демонстрационный треугольник