НОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов имени В.Д.Чурсина»
Тема урока
«Положительные и отрицательные числа»
6 класс
Учитель Лаврушова Ю.Е.
Тип урока .Урок повторения и обобщения.
Цель урока: отработать умения и навыки применения правил «действия с положительными и отрицательными числами.
Задачи:
Образовательные :
закрепление понятия отрицательного числа ,закрепление понятия модуля, отработать умения и навыки при решении примеров.
Развивающие:
развитие познавательного интереса, развитие логического мышления , памяти , внимания.
Воспитательные:
воспитание активности, формирование навыков самоконтроля.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте ребята. Сегодня мы повторим материал «Действия с положительными и отрицательными числами». А решая примеры вы узнаете некоторые исторические факты .
2.Фронтальная работа.
Учитель.
Что такое координатная прямая?
Какие координаты расположены на координатной прямой? Приведите примеры.
Какое число не является ни положительным , ни отрицательными?
Сравните положительное число с нулем , отрицательное с нулем.
Какое число больше : положительное или отрицательное?
Сравните два отрицательных числа.
3. Учитель. Предлагаю выполнить следующие задания . Сравните числа.
23 и -55
-13 и 5
- 43 и 61
3 и -14
-3 и -2
-5 и -4
-1,3 и - 4,6
-3,5 и - 1,6
-10,5 и 3 ,7
-12,8 и 2,7
-3/4 и – 2/8
-1/5 и –3/10
4.Выполнив следующее задание вы узнаете где , в какой стране появились отрицательные числа. Расставьте в порядке возрастания отрицательные числа.
-12
5
-7
-1
-17
-6,5
8,3
12
И
П
Т
Й
К
А
Р
У
Ключ:
-17
-12
-7
-6,5
-1
К
И
Т
А
Й
5. Учитель.
1) Что называется модулем?
2) Модуль отрицательного числа?
Модуль положительного числа?
Каким знаком обозначается — модуль?
5) Назовите модули чисел
70, -150 , -5, -60, -20, -145, 6, 23, -2,6, 4,1
6. (Работа у доски) Найдите значения выражений и вы узнаете фамилию великого немецкого математика, который в 19 веке предложил использовать две черты для обозначения модуля.
| 3 | + | 5 |
8 В -6 Г 10 П
|-4 | + | 3 |
-1 К 7 Е 12 У
| 2 | + |-7 |
9 Й 5 С 14 Й
| 1,4 | + | - 5,2 |
6.6 Е -7 О 19 М
|-11 | - | -6 |
17 Л 4 Ч 5 Р
|-9 | - | -4 |
5 Ш -13 Ж 36 Ц
|-17,6 | - | 5,4 |
2 Е 12,2 Т 23 С
|-9 | · | 3 |
27 Р -3 Ю 6 В
| 2,7 | : |-3 |
9 К 0,9 А -5,7 Х
|-6,3 | : | 9 |
9 А -6,3 Ь 0,7 С
Ключ :
8
7
9
6,6
5
5
12,2
27
0,9
0,7
0,7
В
Е
Й
Е
Р
Ш
Т
Р
А
С
С
Учитель.
1) Как называются числа 6 и -6 , 3 и -3.
2) Приведите свои примеры.
3) Сформулируйте правило сложения положительного и отрицательного чисел. 4)Сформулируйте правило сложения 2 отрицательных чисел
7.Самостоятельная работа. Решите следующие примеры и узнайте фамилию французского математика 19 века , который первым сформулировал эти правила
- 35 + 35 К
- 12 +(- 30 ) А
6 + ( - 4 ) Т
-15 · 4 Е
-16 · (- 2 ) Д
24 : (- 8 ) Р
Ключ:
Д
Е
К
А
Р
Т
32
-60
0
-42
-3
2
8. Продолжите следующие высказывания :
1.Числа расположенные левее нуля называются...
2.Модуль числа всегда … число
3.Из 2 чисел ,положительного и отрицательного, больше …
5.Сумма чисел равна нулю , если числа …
Учитель . Ребята , а где в жизни мы встречаемся с положительными и с отрицательными числами?
Ученики. термометры, «линия времени»
9. Запишите числа с помощью положительных и отрицательных чисел (по 1 баллу)
1.Сегодня утром было 15 градусов мороза
2.Днем 2 градуса тепла
3.Температура тела курицы 40 градусов
4.Высота горы Казбек 5033 м
5.Высота самого глубокого места Тихого океана 11022 м
6.Менеджер получил премию
7.Мальчик потерял 100 рублей
8.Лед на реке стал тоньше на 8 см
9. 20 век
10.В 3 веке до нашей эры
11.Подведение итогов
Список использованной литературы
Большая научная энциклопедия, 2005.
Вигасин А.А,.Годер Г.И., «История древнего мира», учебник 5 кл.,2001.
Выговская В.В. « Поурочные разработки по Математике:6 класс» - М.:ВАКО, 2008г.
Газета «Математика» №4, 2010г.
Гельфман Э.Г. «Положительные и отрицательные числа», учебное пособие по математике для 6-го класса, 2001.
Глейзер Г.И. «История математики в школе», Москва, «Просвещение»,1981г
Гусев В.А., А.Г.Мордкович «Справочные материалы», «Просвещение», 1986г.
Детская научная энциклопедия «Я познаю мир», Москва, «Просвещение», 1995г.
Малыгин К.А. « Элементы историзма в преподавании математики в средней школе», Москва, «Просвещение», 1982г
10. Нурк Э.Р «Математика 6 класс», Москва, «Просвещение»,1989г
11. Фридман Л.М. «Изучаем математику», учебное издание, 1994