Разработка урока по математике в 6 классе «Пропорции»

МБОУ «Мало-Лызинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района

Республики Татарстан

Разработка урока по математике в 6 классе

«Пропорции»

Урок разработала учитель

математики

МБОУ «Мало-Лызинская СОШ» Балтасинского муниципального района РТ

Медведева Н.П.

2013 год

Тема урока: Пропорции

Цели урока:

1.Образовательные:

- ввести понятие пропорции и ее членов;

- сформировать основное свойство пропорции;

-способствовать выработке навыков применения основного свойства пропорций при решении задач, уравнений;

-познакомить учащихся с элементами геометрии

2. Развивающие:

-способствовать развитию математической интуиции и мышления;

-развивать навыки устного и письменного вычислений, умения делать выводы из наблюдений.

3. Воспитательные:

-способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности, правильной речи;

-прививать интерес к изучению математики.

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: таблица с рисунками геометрических фигур, «умики»,

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие. Определение настроения учащихся к началу урока. (можно использовать «смалики»). Ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. А теперь начнем наш урок.

  1. Актуализация опорных знаний.

1 Устная работа.

а) Отношение двух чисел называется…

б) 1:10=0,1 Верно ли отношение?

в) 5:2= 0,4 Верно ли отношение?

г) 3; 4; Можно ли составить отношения с этими числами?

д) 8 см составляет …часть метра.

е) 125г составляет … часть 1кг

ж) Как можно назвать частное чисел 7 и 24 …

з) Прямой угол составляет … часть развернутого угла.

и) Найдите отношение 15 к 9

к) Отношение а к d равно3/7.Найдите обратное отношение.

( за правильный ответ ученики получают «умики»

2. Найдите отношение чисел (работа в тетрадях , один ученик у доски):

7 к 35; 0,48 к 0.0008; 1 к 2,5; 250г к 3 кг; 2м к 20 см; 600 к 200. (Ученик получает за правильные задания «умики»)

III Постановка целей урока.

IV. Формирование новых знаний учащихся.

1. Однажды ученые нашли в Индии древнюю рукопись. Они нашли такую запись:

10

3

40

12

. Посмотрите очень внимательно на эти цифры. Что-нибудь вы заметили ? Можно эти числа…

- частное 10 и 40 равно частному чисел 3 и 12;( ¼ )

- частное 40 и10 равно частному 12 и 3.(4). Молодцы!

Значит, мы можем сделать вывод, что два отношения можно приравнивать, если их ответы одинаковы. Получаем равенства 10:40=3:12 или 40:10 = 12:3. Такие равенства называются пропорцией. Оказывается, так в Индии записывали пропорции.

Учитель вводит определение:

Равенство двух отношений называют пропорцией.

Самостоятельно прочитать правило из учебника на странице 123. (Вслух прочитает 1 ученик.)

В общем виде пропорцию записывают так: a:b = c:d или a/b = c/d ,где a и d – крайние члены, b и с- средние члены пропорции.(Объяснить правильное чтение пропорций)

2. Запишем пропорции №760. Работа совместно с учителем.

3.Являются ли данные равенства пропорциями? (на доске) Устно.

18/6=24/8; 0,5/0,3 = 5/3; 4/5 : 2,6 = 4,5:2/3; ( Первое и второе выражение являются пропорцией, а третье –нет).

4. Составьте верную пропорцию из чисел 5; 15;12;.36. (5:15 = 12:36). Назовите крайние члены пропорции, средние члены пропорции, наибольший крайний член, наименьший средний член пропорции. За правильные ответы дети получают «умики».

5. Дана пропорция 2,4:8 = 3:10. Найдите произведение крайних членов и средних членов. Какие числа у вас получились? 24 = 24. Что можете про это сказать? Давайте составим правило.

Произведение крайних членов равно произведению средних членов. Это правило называют основным свойством пропорции. Теперь прочитаем это свойство в учебнике на страницах 123- 124. С помощью этого свойства можно проверить, верно ли составлена пропорция.

6.Проверьте, верны ли данные пропорции. Работа по четырем вариантам с использованием основного свойства пропорции.

2:9=13:7;

4:5=5:4;

11:2 = 1/11:1/2;

3:2=1/4:1/6 (верная)

8.Найдите неизвестный член пропорции № 763(а,б,в,г) Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь.

V.Физкультминутка. Упражнения для глаз и на осанку.

1.Логическая задача: Выберите фигуры , площади которых находятся в отношении 4:1. (За правильные ответы –«умики»)

Равнобедренный треугольник 1Группа 40Группа 39

Прямоугольник 43

Прямоугольный треугольник 25Блок-схема: ИЛИ 30Группа 42

Группа 50

VI. Закрепление изученного

Решение задачи из учебника №772. Составлением пропорции.

VII. Подведение итога урока.

Ребята, скажите ,пожалуйста, что называется пропорцией?

Сформулируйте основное свойство пропорции.

Для чего нужно уметь составлять пропорцию? Знать свойство пропорции? А в жизни мы пользуемся пропорциями?

VIII. Задание на дом

§4,п21, определения выучить, №№776,777(а ,б),778

Оценки. Сосчитайте «умики». У кого их сколько собралось?

Литература:

  1. Виленкин, Н.Я. Математика, 6 класс, учебник /Виленкин Н.Я. и др.- М.: Просвещение, 2008.

  2. Гусева, И.Л. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля / И.Л. Гусева. –М.: «Интеллект-Центр»,2007

  3. Лысенко, Ф.Ф., Кулабухова, С.Ю. Тематические тесты. Математика. 6 класс. /Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - Издательство Легион-М, Ростов-на-Дону, 2011.

  4. Айвазян, Д.Ф. Математика 6 класс. Поурочные планы по учебнику Виленкина Н.Я. / Д.Ф. Айвазян. - Издательство «Учитель-АСТ»,2005.Прямая соединительная линия 19

  5. Ершова, А.П, Голобородько, В.В. Устная математика. 5-6 класс / А.П. Ершова, В.В. Голобородько. – М.:Илекса, 2006.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: