Образовательное учреждение
Курсовая работа
По дисциплине: «Банки и кредит»
На тему: «Руководители и служащие контор и отделений Государственного Банка Российской Империи»
г. Орел
2010
Содержание
Введение
Раздел 1 Роль личности в управлении организацией
1.1 Требования к руководителю банка
1.2 Структура и руководство Государственного банка Российской Империи
1.3 Понятие лидера и лидерства
Раздел 2 Исследование опыта руководства Государственного банка Российской Империи
2.1 Роль и характеристика деятельности А.Л. Штиглица в создании Государственного банка Российской Империи
2.2 Результаты деятельности Ламанского Е.И., одного из основателей Государственного банка России
Раздел 3 Анализ преемственности функций и методов руководства Государственного банка 1860 года и Центрального банка Российской Федерации
3.1 Эволюция требований к портрету руководителя за 150 летний период существования банка
3.2 Современный портрет руководителя: В.В. Геращенко, С.К. Дубинин и С.М. Игнатьев
Заключение
Библиографический список
Приложение к работе
Введение
Централизованная банковская система во многих странах мира является необходимым элементом государственного регулирования в сфере экономики. Ее основным звеном является один главный государственный банк страны, которому подчиняются все остальные кредитные учреждения. Этот банк в свою очередь подотчетен только государству.1
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, в 2010 году исполняется 150 лет со времени учреждения Государственного Банка, явившегося на смену кредитным установлениям, созданных при Императрице Екатерины II.
Интересно проследить путь изменения требований и функций руководителя, начиная с момента создания Государственного банка и заканчивая современным временем.
Государственный банк (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) – главный банк в дореволюционной России – был учрежден в 1860 г. в соответствии с указом Александра II (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) на основе реорганизации Государственного коммерческого банка. Одновременно с учреждением Государственного банка императором был утвержден его Устав.
Целью данной курсовой работы является исследование опыта руководства Государственного банка Российской Империи в становлении и развитии денежной и кредитной системы России.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
- дать характеристику роли личности в управлении организацией;
- исследовать опыт руководства Государственного банка Российской Империи;
- проанализировать преемственность функций и методов руководства Государственного банка 1860 года и Центрального банка Российской Федерации.
Предметом исследования являются руководители и служащие контор и отделений Государственного банка Российской Империи.
Объект исследования – опыт руководства Государственного банка.
При написании курсовой работы, использовались разные методы исследования:
исторический;
диалектический;
исследовательский;
аналитический;
хронологический.
Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, экономическая статистика, архивные документы.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов работы для подготовки к семинарским занятиям по данной теме.
Цель и задачи курсовой работы определяют ее структуру. Курсовая работа состоит из трех связанных между собой разделов, введения, заключения, библиографического списка, восьми приложений. В состав работы входят одна таблица, одна копия документа и шесть копий фотографий. Общий объем работы – 43 машинописных листа.
В первом разделе курсовой работы были рассмотрены требования к руководителю банка, структура и руководство Государственного банка, а так же были изучены такие понятия как «лидер» и «лидерство».
Во втором разделе были рассмотрены характеристика и результаты деятельности А.Л. Штиглица и Е.И. Ламанского – основателей Государственного банка Российской Империи.
В третьем разделе были рассмотрены современные требования к руководителю банка, а также профессиональный опыт и личные характеристики современных руководителей Банка России.
1 Роль личности в управлении организацией
1.1 Требования к руководителю банка
4 июля 1861 года, было Высочайше утверждено штатное расписание Государственного банка, в котором определялись должности, соответствовавшие им оклады, а также классы и разряды по должностям, мундирам и пенсиям для служащих центрального управления банка.
В Государственный банк, его конторы и отделения разрешалось принимать на службу лиц из всех сословий, в том числе и тех, кто не имел права поступать на государственную службу.
Все Управляющие Государственным банком имели высшее образование. Управляющие конторами, как правило, имели дипломы высших учебных заведений. А среди управляющих отделениями только половина имела высшее образование.
Высшее образование в России можно было получить в университетах, институтах , академиях, высших училищах и на высших курсах. Для детей старинных дворянских родов предназначались имевшие статус высших учебных заведений закрытые привилегированные Императорский Царскосельский лицей и Императорское училище правоведения. Среднее образование можно было получить, окончив гимназии, реальные и коммерческие училища, духовные семинарии и приравненные к ним учебные заведения. Начальное образование давали уездные, городские и духовные училища, прогимназии, а также приравненные к ним учебные заведения.
Четыре Управляющих Государственным банком Е.И. Ламанский, Э.Д. Плеске, С.И. Тимашев, И.П. Шипов окончили Императорский Александровский лицей. Выпускником Императорского училища правоведения был Ю.Г. Жуковский Управляющий банком в 1889-1894 годах. Университетское образование получили трое Управляющих: А.Л. Штиглиц, А.В. Цимсен и А.В. Коншин.
Первый Управляющий Государственным банком А.Л. Штиглиц окончил Дерптский университет. Управляющий Государственным банком в 1881-1889 гг. А.В. Цимсен со степенью кандидата окончил Санкт-Петербургский университет. А.В. Коншин (руководил Государственным банком в 1910-1914 гг.) окончил Московский университет со званием действительного студента. После окончания университета он поступил на службу в Московскую казенную палату сверхштатным чиновником особых поручений и для приготовления к занятию должности. Спустя два года он был утвержден по званию действительного студента со старшинством со дня поступления на службу.
В 1879 г. из восьми управляющих конторами 7 человек имели университетские дипломы, и только один Управляющий Архангельской конторой не окончил высшего учебного заведения.
Среди контор Государственного банка наибольшее количество служащих с высшим и средним образованием было в Московской конторе. В 1879 г. из 111 служащих двое были выпускниками Александровского лицея и 9 окончили университеты. Среднее образование имели 30 служащих, а низшее 36 человек.
В отделениях Государственного банка большинство служащих имели среднее образование. В основном это выпускники гимназий и духовных семинарий. Большинство служащих отделений имело начальное, незаконченное начальное и домашнее образование. Многие служащие, имевшие начальное и незаконченное начальное образование, учились в уездных и духовных училищах.
Домашнее образование имели многие служащие Государственного банка. Больше всего служащих с домашним образованием 29% от общего числа служило в Московской конторе. В первой домашнее образование имели 23% служащих (15 человек). Во второй 20% .
Таким образом, наличие высшего образования у служащих Государственного банка было одним из основных условий быстрой карьеры. Это было обусловлено тем, что Государственный банк являлся важнейшим органом экономической политики правительства и успешное решение проблем, которые перед ним ставились, зависело от компетентности его служащих. В первую очередь это касалось высших служащих Банка и его контор. К ним относились Управляющий Государственным банком, его Товарищ ,управляющие конторами и директора Банка и контор. К высшим служащим относились также главный кассир, главный контролер и главный бухгалтер, правитель канцелярии, инспектор контор и инспекторы в центральном управлении Банка. В конце 80-х гг. в штате Государственного банка состояли 2 товарища управляющего, 6 директоров и 13 инспекторов, а также один директор, заведовавший сберегательными кассами, и два инспектора в контроле сберегательных касс.
1.2 Структура и руководство Государственного банка Российской Империи
Государственный банк Российской империи был основан по Указу императора Александра II от 31 мая 1860 года. Формально он был преобразован из Государственного Коммерческого банка, созданного в 1817 году. Можно сказать, что свою родословную Государственный банк ведет от первых государственных банков в России (1754 г.). При многочисленных преобразованиях банки сохраняли правопреемственность и традиции. Даже “Клятвенное обещание” служащих Государственного банка по тексту практически не отличалось от присяги на верность, которую давали сотрудники государственных банков времен Екатерины II.
Одновременно с подписанием Указа об основании Государственного банка император Александр II утвердил его Устав. Согласно Уставу новое учреждение являлось банком краткосрочного коммерческого кредита, призванным содействовать “упрочению кредитной системы” и “оживлению торговых оборотов” в стране. Главным идеологом нового Государственного банка был известный экономист и географ Е.И. Ламанский (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), сын директора Кредитной канцелярии, автор работ по истории российского денежного обращения. Е.И. Ламанский предполагал организацию Государственного банка Российской империи по образцу Банка Франции, предусматривая его относительную независимость от правительства и предоставление эмиссионного права. Однако высшее бюрократическое чиновничество России скептически отнеслось к его идее “государственно-акционерной компании”, в результате чего права Государственного банка были значительно урезаны. Вплоть до 1897 г. он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о “временных выпусках” небольших объемов кредитных билетов.
Государственный банк оставался в ведении Министерства финансов, и в его задачи входили обслуживание государственного долга и другие функции, связанные с обслуживанием казны.
Основной капитал Государственного банка составлял 15 млн. руб., а запасный — 3 млн. рублей. С резким увеличением объемов банковских операций и принятием нового Устава Государственного банка в 1894 г. размер основного капитала Государственного банка возрос до 50 млн. руб., а запасный капитал — до 5 млн. рублей.
Структура Государственного банка отличалась централизацией. Правление Государственного банка было высшим органом непосредственного управления банком. Правление и отделы Центрального управления образовывали центральный аппарат Государственного банка, которому подчинялись конторы и отделения. Наиболее крупными по объемам проводимых банковских операций оставались Московская контора, преобразованная в 1860 г. из конторы Коммерческого банка, а также учрежденная в 1894 г. Санкт-Петербургская контора (с 1914 г. — Петроградская контора).
Как известно, Государственный банк осуществлял как коммерческие операции, так и операции, возложенные на него Министерством финансов (“за счет Государственного казначейства”). Коммерческие операции проводились и Коммерческим банком, однако в Государственном банке их виды и объемы были значительно расширены. Банк учитывал векселя и срочные обязательства, выдавал ссуды и открывал кредиты, покупал и продавал ценные бумаги, драгоценные металлы и иностранную валюту. Он также переводил суммы, принимал вклады и открывал текущие счета. К числу операций, возложенных на банк Министерством финансов, относились размещение государственных ценных бумаг, обслуживание государственного долга, выдача по распоряжению министра финансов неуставных ссуд стратегически важным отраслям промышленности, снабжение денежными средствами ссудных касс, кредитование Дворянского и Крестьянского банков, обслуживание выкупных платежей и прием казенных сборов, ликвидация упраздненных казенных банков. До 1887 г. Государственный банк осуществлял ликвидацию счетов дореформенных кредитных учреждений.
До конца XIX в. Государственный банк Российской империи оставался банком, кредитовавшим в основном крупную промышленность и торговлю. Особое значение среди активных операций банка приобрели учет векселей и выдача ссуд под государственные ценные бумаги. При этом кредитование землевладельцев, крестьян, ремесленников, мелкой промышленности и учреждений мелкого кредита не получило должного развития.
Поворот в политике Государственного банка был связан с министром финансов С.Ю. Витте, сторонником идеи “народного кредита” — широкого кредитования отечественных производителей. Почти сразу после своего назначения в 1892 г. на пост министра финансов С.Ю. Витте начал подготовку к изданию нового Устава банка. Его соратником стал ученик известного экономиста и государственного деятеля Н.Х. Бунге А.Я. Антонович, настоявший на включении в Устав банка пунктов о кредитовании мелких и средних производителей, прежде всего крестьян и кустарей.
Новый Устав Государственного банка 1894 г. закрепил его право выдавать “промышленные ссуды”, значительная часть которых представляла собой ссуды мелкой и средней промышленности и торговле, крестьянам и ремесленникам. С другой стороны, возросли объемы кредитования отдельных промышленных предприятий, преимущественно тяжелой промышленности. Были расширены также объемы выдач подтоварных ссуд, в основном ссуд под зерно. В конце XIX — начале XX в. размер ссуды промышленному предприятию не мог превышать 500 тыс. руб., а мелкому торговцу — 600 рублей.
Успешная индустриализация в России “по Витте”, повлекшая промышленный подъем и приток в страну иностранных инвестиций, не могла за столь короткое время изменить преимущественно аграрный характер экономики страны. Хлеб оставался основным продуктом русского экспорта. От его реализации зависело состояние экономической конъюнктуры. При успешной реализации зерна в Европу уменьшался дефицит свободного ссудного капитала, оживлялись торговые обороты и кредит.
В связи с этим Государственный банк обращает свое внимание на создание государственной системы элеваторов. Эта система должна была способствовать минимизации потерь зерна при перевозках, которые в России были особенно ощутимыми. В рамках государственного регулирования хлебной кампании Государственный банк с 1910 г. стал возводить сеть зернохранилищ и элеваторов.
Государственный банк способствовал также созданию в стране системы учреждений мелкого кредита по кредитованию кооперации, крестьян и кустарей. При его финансовой поддержке и помощи по всей стране создавались кредитные товарищества. С 1904 г. учреждения мелкого кредита были поставлены под полный контроль Государственного банка. Специально созданное Управление по делам мелкого кредита занималось оказанием им финансовой, консультационной, ревизионной и иной помощи.
Кооперация получала кредиты как через ссудо-сберегательные и кредитные товарищества, так и через кредитование Государственным банком созданного в 1912 г. Московского народного банка.
В результате проведения денежной реформы 1895—1897 гг. Государственный банк получил эмиссионное право. С этого времени денежное обращение империи базировалось на золотом монометаллизме; металлические деньги свободно разменивались на банкноты, которые по традиции сохраняли название кредитных билетов. В советское время сохранились традиционные цвета царских денег: фоном однорублевой купюры был желтый цвет, трехрублевой — зеленый, пятирублевой — синий, десятирублевой — красный, сторублевой — снова желтый. В таких же цветах были выдержаны государственные казначейские билеты СССР и билеты Государственного банка СССР образцов 1961 г. и 1991 г.
Денежно-кредитная политика Государственного банка Российской империи была направлена на поддержание стабильности курса национальной валюты и поступательное развитие народного хозяйства. Для решения этих задач Государственный банк использовал различные инструменты, в том числе создание биржевых синдикатов для поддержки курсов российских ценных бумаг (с 1899 г.) и банковских консорциумов для оказания финансовой помощи отечественным фирмам в годы кризиса (с 1906 г.).
В начале XX в. в Российской империи окончательно сложилась двухуровневая банковская система во главе с Государственным банком, который в больших объемах кредитовал акционерные коммерческие банки. С 1905 г. Государственный банк все чаще отказывался от роли прямого кредитора народного хозяйства, осуществляя кредитование через коммерческие банки, которым выдавал с этой целью крупные кредиты (порядка 80% общего объема учетно-ссудной операции). Нередко крупнейшие акционерные коммерческие банки империи выступали в роли агентов Государственного банка по реализации и конверсии внешних займов или в роли его компаньонов в синдикатах и консорциумах. С 1903 г. через организованные при конторах Государственного банка расчетные отделы проводились операции по взаимозачетам акционерных коммерческих банков и фирм.
На протяжении всего своего существования Государственный банк Российской империи проводил операции в значительных объемах, что видно по цифрам балансов. Так, на 1 января 1914 г. баланс Государственного банка составлял 3 040 503 тыс. рублей. Золото в России и за границей оценивалось в 1 695 234 тыс. рублей; объемы главной активной операции — учетно-ссудной — достигали 1 071 987 тыс. рублей. Кредитные билеты, находившиеся в обращении, составляли в сумме 1 664 652 тыс. рублей. Другими важнейшими счетами пассива были “средства казны” — 951 216 тыс. руб., а также “Вклады и текущие счета” — 263 110 тыс. рублей.
Накануне первой мировой войны Россия была вынуждена отказаться от свободного размена на золото (по закону от 27 июля 1914 г.) и сосредоточить деятельность Государственного банка на финансировании военных действий. Банк в больших объемах кредитовал секторы экономики, связанные с обороной, финансировал полевые учреждения, занимался распространением облигаций внутренних “военных” займов. Большая часть активов Государственного банка состояла из обязательств Государственного казначейства и ссуд под процентные бумаги, которые получали преимущественно акционерные коммерческие банки, обслуживавшие стратегически важные отрасли промышленности.
Крылатая фраза “история хочет видеть людей” на примере Государственного банка Российской империи зримо отражается именами выдающихся российских банкиров. Управляющими Государственным банком Российской империи в разные годы были барон Александр Людвигович Штиглиц (1860—1866) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4); Евгений Иванович Ламанский (1866—1881); Алексей Васильевич Цимсен (1881—1889); Юлий Галактионович Жуковский (1889—1894); Эдуард Дмитриевич Плеске (1894—1903); Сергей Иванович Тимашев (1903—1909); Алексей Владимирович Коншин (1910—1914); Иван Павлович Шипов (1914—1917). Среди них, конечно, выделяется фигура Евгения Ивановича Ламанского, автора первого Устава Государственного банка, инициатора создания системы акционерных коммерческих банков.
После октябрьских событий 1917 г. согласно подписанному В.И. Лениным декрету “О национализации банков” от 27 декабря 1917 г. Государственный банк был преобразован в кредитное учреждение новой власти. В стране была введена государственная монополия банковского дела. Акционерные коммерческие банки подлежали национализации и были слиты с Государственным банком, который месяц спустя стал называться Народным банком Российской Республики.2
Таким образом, к особенностям формирования и функционирования Государственного банка в России с 1861 г. вплоть до октябрьской революции 1917 г. можно отнести следующие:
а) Государственный банк находился в полной зависимости от Министерства финансов, что придавало его деятельности весьма своеобразный характер;
б) Государственный банк являлся крупнейшим коммерческим банком страны. В рассматриваемый период в Государственном банке сосредоточилось более 48% денежных капиталов, привлеченных всей системой коммерческих банков;
в) Государственный банк в течение всего периода своего существования не только усиливал свою политику в области централизации кредитов, но и выступал самым крупным кредитором всей банковской системы России вплоть до своего упразднения;
г) Государственный банк, несмотря на его специфическую деятельность в области денежного регулирования, в то же время являлся центральным эмиссионным банком и одновременно учреждением, осуществляющим аккумуляцию золотовалютного запаса России.
1.3 Понятие лидера и лидерства
Понятие “лидерство” происходит от английского «leader», что означает ведущий, управляющий другими людьми. Смысл данного слова достаточно отражает предназначение человека – лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Если же говорить о данном понятии более конкретно, то следует отметить, что для лидера характерна способность воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей. Лидеры возглавляют, ведут за собой различные человеческие общности – от небольших групп людей до сообществ государственного уровня. Иными словами, лидер – «авторитетный член социальной группы, чья власть и полномочия добровольно признаются другими участниками группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним»3.
Становление и функционирование лидеров – это объективное и универсальное явление. Объективное – потому что любая совместная деятельность нуждается в организации, в выработке наиболее рациональных и приемлемых путей достижения целей. Эти функции выполняют люди, в которых верят, которые пользуются авторитетом, люди высокоактивные и энергичные. Универсальное – потому, что в лидере нуждаются все виды совместной деятельности людей, группы, организации, движения.
Понятие “лидер” очень широкое, емкое, включает множество характеристик. О лидере говорят как о человеке, за которым идут без принуждения; как об авангарде группы, который благодаря энергии и активности пользуется доверием и поддержкой; как о человеке, управляющем другими людьми, добровольно следующими за ним. Данное сообщество признает за лидером право руководить. Лидер, тот, кто решает за других, определяет программу действий группы.
С понятием “лидер” тесно связано другое понятие - “лидерство”. Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Главными составляющими частями этого понятия являются, во-первых, способность лидера точно оценивать ситуацию, найти правильное решение стоящих задач, воздействовать на умы и энергию людей в целях мобилизации их на выполнение какого-либо решения и действия, сознательно и добровольно подчиняются ему. “С проблемой лидерства тесно связан процесс принятия группового решения, потому что принятие решения – одна из важнейших функций руководителя, а организация группы на принятие такого решения – особенно сложная функция”4.
Более полное раскрытие данной категории вызывает необходимость дать еще несколько его характеристик. В частности, важно подчеркнуть, что лидерство отражает объективную необходимость в организации совместной деятельности людей. Общественный характер труда предполагает согласованность, координацию, регулирование индивидуальных трудовых усилий людей в процессе «…опосредования, регулирования и контролирования обмена веществ между собой и природой»5. Эту функцию по упорядочению и управлению общественными процессами и осуществляет институт лидерства. Он управляет межличностными отношениями, объединяет и координирует индивидуальные усилия людей. Поэтому лидерство существует везде, где есть групповая, коллективная деятельность. Лидерство – ведущий признак всех организаций. Не удивительно, что оно столь же древнее явление, как и само человечество. Однако, отмечая универсальный характер лидерства, нельзя не подчеркнуть, что его конкретное содержание и формы правления во многом определяются рядом объективных и субъективных факторов. В их числе: условия конкретной ситуации; социальное положение лидеров и ведомых; их психологические особенности.
Понятие “лидерство” относится к числу широких, комплексных понятий. С одной стороны, оно предполагает генерирование лидером новых идей, активное и действенное влияние на людей, управление ими; с другой стороны, оно основывается на вере в лидера, подчинении ему, на готовность людей следовать за ним, участвовать в выполнении поставленных задач.
Таким образом, сущность понятия «лидер» и «лидерство» не всегда легко определить. На первый взгляд, то, что чаще всего позиционируется как лидерство, на самом деле является маскировкой значимости собственного «Я».
2 Исследование опыта руководства Государственного банка Российской Империи
2.1 Роль и характеристика деятельности А.Л. Штиглица в создании Государственного банка России
Финансовое положение России первой половины XIX в. было неустойчивым. К концу царствования Павла I общий долг государства составлял 408 млн. руб., что превышало четырехлетний доход государственного бюджета. Его общий дефицит еще более возрос в первые годы царствования Александра I: за 1801-1809 гг. он составил 442 млн. руб., или 50 млн. руб. в год, т.е. расходы ежегодно на одну треть превышали доходы.6
Доходная часть бюджета формировалась за счет подушной подати, винных доходов (полученных от винных откупов, за счет акцизных сборов с каждой бутылки или государственной монополии на продажу водки), однопроцентных сборов с купеческих капиталов (вместо подушной подати), соляного налога, таможенных пошлин и др. Основная часть расходов приходилась на содержание армии и флота, полиции, аппарата управления, царского двора. Поскольку русская армия постоянно воевала, большая часть расходов бюджета приходилась на военные нужды: в 1808 г. при его доходах в 127 млн. руб. расходы на армию и флот составили 140 млн.; в 1809 г. суммы доходов бюджета и расходов на армию совпали – те и другие составили по 136 млн. руб. Правительство получало недостающие средства за счет дополнительного выпуска ассигнаций, что в условиях бюджетного дефицита приводило к обесценению бумажных денег (в 1808 г. за один рубль в ассигнациях давали 48 коп. серебром, в 1809 г. – 40, а в 1810 г. – 29 коп.).
Таким образом, страна оказалась на грани банкротства, и только благодаря пересмотру таможенного тарифа и открытию, по предложению М.М. Сперанского и Н.С. Мордвинова, русских гаваней для всех судов под нейтральным флагом, чьи бы товары они ни привозили, удалось остановить дальнейшее обесценение ассигнаций.
В первой половине XIX в. усложнились кредитные отношения, хотя сама кредитно-банковская система почти не менялась со времен Екатерины II и продолжала оставаться в руках государства. Преимущественно государственными были банки. Возможность получения денег из казенных банков под невысокие проценты и на длительные сроки позволяла помещикам сохранять феодальные отношения в сельском хозяйстве и промышленности.
В 1818 г. в Петербурге был открыт Государственный коммерческий банк с отделениями в Архангельске, Астрахани, Нижнем Новгороде, Одессе, Риге и Москве. В Манифесте от 7 мая 1817 г. об его открытии в следующем году указывалась одна из главных задач банка: "открыть купечеству вящие способы к облегчению и расширению оборотов". Банк принимал вклады и выдавал ссуды "под товары российского производства". С первых же дней существования он испытывал сильнейшее давление со стороны "указных" промышленников, владельцев вотчинных предприятий и первостатейных купцов.
Первый коммерческий банк был открыт в Санкт-Петербурге при коммерческом порте еще в середине XVIII в. Банк создавался для поддержки русского купечества, которое привозило свои товары в Петербургский порт для отправки за границу и которому доступный кредит позволил бы более выгодно реализовывать товары заморским гостям. Новое кредитное учреждение находилось в управлении Коммерц-коллегии, отчего получило в делопроизводственной переписке схожее с этим ведомством название – Коммерческий банк.7
В 1820-е гг. в России появились первые банкирские дома. Старейшим из них являлся основанный в 1818 г. в Москве "Юнкер и Ко". До середины столетия придворные банкиры играли решающую роль в экономической жизни страны. Особо выделился имевший европейскую известность банкирский дом Л. Штиглица.
Поселившись в России в начале XIX в., Л. Штиглиц, будучи придворным банкиром Александра I, выполнял связанные с этой должностью традиционные обязанности: был посредником при заключении договоров о внешних займах, осуществлял финансовые операции членов царской семьи и т.д. В августе 1826 г. по случаю коронации Николая I "за оказание правительству услуг и усердие к распространению торговли" Штиглиц был возведен в потомственное баронское достоинство, в 1828 г. причислен к петербургскому первостатейному купечеству, а затем, как крупнейший финансист, пожалован званием придворного банкира, что повышало его авторитет на всемирной бирже. Услугами банкирской конторы "Штиглиц и Ко" пользовались самые влиятельные вельможи империи, кредитовала она и многих крупных петербургских предпринимателей.8
В 1828 г. Штиглиц был избран членом Мануфактурного совета при Министерстве финансов, в 1829 г. – членом Коммерческого совета, а в 1836 г. назначен членом совещательного комитета "по предмету учреждения Российско-Азиатской торговой компании". В 1831 г. "за труды и усердие на пользу Отечества, торговли и промышленности" барон Л. Штиглиц был награжден орденом Анны второй степени, а в 1836 г.– орденом Владимира третьей степени. В 1841 г. Штиглиц заключил договор о русском государственном займе на 50 млн. руб. серебром на постройку железной дороги из Петербурга в Москву. В 1843 г. он скончался, оставив состояние в 18 млн. руб. серебром своему сыну Александру.
А.Л. Штиглиц (1814-1884 гг.) способствовал дальнейшему процветанию созданного его отцом банкирского дома. Штиглицы оказали большие услуги русскому правительству, прежде всего в организации иностранных займов. С 1820 по 1855 г. царское правительство заключило договоры о 13 внешних займах на сумму 346 млн. руб. В конце 40-х гг. А. Штиглиц проявил интерес к финансированию российской промышленности. В 1847 г. он основал в Нарве суконную фабрику, в 1851 г. – льнопрядильную, а в 1857 г. выступил в качестве одного из учредителей Главного общества российских железных дорог. Общество было создано для постройки и эксплуатации железнодорожных линий протяженностью около 4 тыс. верст, которые должны были связать земледельческие районы России с Санкт-Петербургом, Москвой, Варшавой, а также побережья Балтийского и Черного морей. Кроме того, в течение 13 лет А. Штиглиц занимал должность председателя Петербургского биржевого комитета. Однако к концу 1850-х гг. влияние А. Штиглица стало ослабевать, что привело к ликвидации им своих частных дел. Впоследствии он был назначен первым управляющим вновь созданного Государственного банка, в 1862 г. был произведен в тайные советники, а в 1881 г. – в действительные тайные советники.9
В 1830-1840-е гг. стали набирать силу купеческие банки. Их количество постоянно увеличивалось и к 1857 г. достигло 150. Примечательно, что открывались они не только в промышленных центрах, но и на окраинах страны. Так, в Вологде на средства мещан и купцов был организован общественный заемный банк. Успешно развивался созданный еще в 1809 г. крупным купцом К.А. Анфилатовым в г. Слободском Вятской губернии специальный банк для кредитования ремесленников и торговых людей. Банк открыл свои операции на основании Указа Александра I от 29 октября 1809 г. на пожертвованные Ксенофонтом Анфилатовым 25 тыс. руб. и 3 тыс. руб., собранных горожанами. За 25 лет работы капитал банка увеличился в пять раз. В то же время попытка московских именитых купцов организовать частный банк успехом не увенчалась.
Первая половина XIX в. явилась переходным периодом в развитии отечественного предпринимательства. Начало промышленного переворота, доминирование вольнонаемного труда в промышленности, изменение социального состава общества создавали материальные условия для перехода к капитализму и формирования предпринимательства капиталистического типа.
Частные капиталы активно "перетекали" в производственную сферу. Росло число мануфактур, все более приобретавших качества фабрик, особенно в хлопчатобумажной промышленности, изначально основанной на вольнонаемном труде.
Замедление оборота торговых капиталов, недостаток кредитов, шаткость тарифной системы сдерживали развитие купеческого предпринимательства в промышленной сфере. Внешнеполитическая ситуация, военные события (участие в континентальной блокаде Англии, Отечественная война 1812 г., заграничные походы русской армии и, наконец, Крымская война) также отрицательно сказывались на развитии отечественного предпринимательства.
Разорение и упадок старого гильдейского купечества и приток новой генерации предпринимателей, прежде всего из торгующих ("капиталистых") крестьян, – еще одна характерная черта того времени. Одновременно теряли свои позиции дворянские предприниматели, работавшие в основном на нужды государства. В то же время промышленное и торговое предпринимательство продолжало нести на себе отпечатки феодального строя: некоторые предприниматели, даже будучи владельцами фабрик и заводов, продолжали оставаться в крепостной зависимости от помещиков.
Государство в целом осуществляло поддержку отечественной частной торгово-промышленной деятельности (при некоторых временных отступлениях). Она выражалась в проведении тарифной политики, в поощрении достижений отечественного предпринимательства, но зачастую проводилась жесткими административными методами. 'Биржевое и банковское дело еще не играли важной роли в хозяйстве, хотя и продолжали развиваться. Финансовое положение страны практически на протяжении всего рассматриваемого периода оставалось тяжелым, а инфляция – высокой. Главным же препятствием, сдерживающим развитие предпринимательства, оставалось сохранение феодально-крепостнической системы, что вело к отставанию России от ведущих стран Европы.
Это отставание наглядно проявилось в ходе Крымской войны (1853-1855 гг.), поражение в которой ускорило крах государственного сектора экономики, заставив правительство пойти на пересмотр своей экономической политики.
Таким образом, деятельность А.Л. Штиглица, в создании Государственного банка Российской Империи, является неоценимой.
2.2 Результаты деятельности Ламанского Е.И., одного из основателей Государственного банка России
В год назначения Е.И. Ламанского Управляющим Государственным банком (1867 г.) годовые выдачи достигли 214 млн. руб., в середине 1870-х годов они увеличились более чем втрое (в 1876 г. их объем был максимальным — 701,5 млн. руб.), а в 1881 г. закрепились на отметке 503,4 млн. рублей. Таким образом, за первые 20 лет работы Государственного банка, основная часть которых пришлась на управление Ламанского, объем кредитных операций увеличился в 6 раз (в Коммерческом банке за 20 лет — с 1838 по 1858 г. — объемы кредитов возросли всего в 2 раза — с 13,21 до 28,99 млн. руб.).
Столь значительный рост объемов кредитных операций Государственного банка нельзя объяснить только динамичным развитием промышленности и торговли в 1860—1870-е годы. Их развитие было бы невозможным без проводимой государством целенаправленной кредитной политики. В Государственным банке в период управления Е.И. Ламанского принимались все меры для «оживления торговых оборотов» (именно такая цель ставилась перед банком в уставе 1860 г.). Ламанский был активным сторонником развития вексельного обращения. Он считал, что развитию хозяйства способствует прежде всего расширение кредитных операций, а не искусственные меры по ограничению конкуренции, такие как регулирование пошлин10.
Е.И. Ламанский принимал непосредственное участие в обсуждении уставов создававшихся акционерных коммерческих банков. В период его управления Государственным банком последний оказывал частным банкам всемерное покровительство. Ради поддержки нового начинания главный банк империи в 1864 г. приобрел на 1 млн. руб. акций первого частного банка в России — Петербургского частного коммерческого банка (это составляло 20% его акций первого выпуска), отказавшись при этом от причитавшихся ему дивидендов.11
Уже в первые годы своего существования частные коммерческие банки получали в Государственном банке значительные кредиты. Так, крупнейшему в «старой столице» Московскому Купеческому банку в 1868 г. был выдан кредит под переучет и перезалог векселей в размере 1,5 млн. рублей.12 В начале 1869 г. Государственный банк добавил к этому кредиту еще 1 млн. руб., а в 1870 г. довел его до 5 млн. рублей.13 Сохранившиеся документы свидетельствуют, что в принятии решений о столь масштабном кредитовании роль Е.И. Ламанского была значительной, если не первостепенной. Так, в 1868 г. он лично ходатайствовал перед министром финансов М.Х. Рейтерном об увеличении кредита Московскому Купеческому банку до 2 млн. рублей14.
О росте объемов кредитных операций Государственного банка свидетельствует увеличение выдач со специальных текущих счетов частных коммерческих банков, которые в середине 1870-х годов составили примерно половину всего объема кредитов (в 1876 г. — 338,7 из 701,5 млн. руб., то есть 48%, а в 1881 г. — 38%). Именно к этому времени были основаны и начали действовать все известные на начало ХХ в. акционерные коммерческие банки.
По инициативе Е.И. Ламанского помимо крупных кредитных учреждений Государственный банк начал кредитовать и появившиеся с 1865 г. мелкие сельские банки — ссудо-сберегательные товарищества, создававшиеся по большей части просвещенными помещиками. Как правило, эти кредиты были небольшими — в пределах нескольких тысяч рублей15, но они были очень важны для поддержки товариществ. Возникавшие по частной инициативе сельские банки были для Евгения Ивановича ярким проявлением народной предприимчивости. Показательно, что после его ухода с поста Управляющего Государственным банком кредитование ссудо-сберегательных товариществ было прекращено до начала 1890-х годов.
Государственный банк сыграл значительную роль в кредитовании железнодорожного строительства. Эта область была знакома Е.И. Ламанскому еще с 1855 г., когда он участвовал в заседаниях правительственной комиссии по вопросу строительства железных дорог в империи частными компаниями. Тогда же Ламанский познакомился с видными деятелями железнодорожного строительства в России, включая будущего Управляющего Государственным банком А.Л. Штиглица. Как и последний, Ламанский стал акционером Главного общества российских железных дорог.16
Планы по расширению железнодорожного строительства Е.И. Ламанский обсуждал с Ротшильдами во время своего пребывания в Лондоне в сентябре 1862 г., однако прийти к согласию по вопросу о сооружении так называемой «южной линии» (от Москвы до черноморских портов) им не удалось. Евгений Иванович писал об этом М.Х. Рейтерну: «Эти господа желают эксплуатировать Россию; главная цель для них — получить концессию и продать ее в третьи и четвертые руки».17
В опубликованной в 1866 г. брошюре «Откуда взять капиталы для постройки железных дорог в России?»18 Е.И. Ламанский изложил свою концепцию железнодорожного строительства. Он считал, что в этой сфере оптимальным для России было бы «соединение капиталов» — российского частного, российского государственного и инвестиционного западного, которое было бы выгодно как инвесторам, так и потребителям.19
В письме М.Х. Рейтерну в качестве одной из мер государственной поддержки строительства железных дорог в России Е.И. Ламанский называет «операции на срок»20. По-видимому, он имел в виду кредиты под залог железнодорожных бумаг. По уставу Государственного банка кредит под залог этих бумаг мог достигать 75—85% их биржевой цены, в то время как кредиты под акции остальных частных компаний и под товары выдавались в размере не более 50—60% их рыночной стоимости.
Значительные ссуды железнодорожным компаниям выдавались уже в первые годы деятельности Государственного банка. Так, в 1861—1864 гг. он выделил большие суммы Главному обществу российских железных дорог «в счет 28 млн. руб., назначенных... в воспособление обществу от правительства».21
Необходимо отметить, что Е.И. Ламанский не пожелал расширить круг операций банка за счет ипотечного кредитования, поэтому известное положение о соло-векселях было принято только после ухода Евгения Ивановича с поста Управляющего Государственным банком 24 января 1884 года. И даже почти десять лет спустя, в 1893 г., Ламанский, принимавший участие в работе комиссии о пересмотре устава Государственного банка, решительно выступал против соло-векселей.22
Для Е.И. Ламанского наиболее продуктивным периодом его работы в Государственном банке были, пожалуй, 1870-е годы. В это время в России создавались акционерные коммерческие банки, шло строительство железных дорог, намечалось оздоровление финансовой системы. С конца 1860-х годов Государственный банк постепенно наращивал золотой запас: с начала 1867 г. по начало 1881 г. он увеличился почти в 4 раза (с 78,3 до 298,4 млн. руб.)23, что служило гарантией твердого курса кредитного рубля.
Многие служащие Государственного банка считали «время Е.И. Ламанского”» лучшим периодом в истории банка. Так, чиновник Государственного банка Ф.А. Юргенс писал про Ламанского: «Обаятельное его обращение со своими подчиненными как будто с близкими друзьями способствовало тому, что служащие старались наилучшим образом исполнять предначертания выдающегося управляющего банком»24. Манера Евгения Ивановича выражать свои мысли запоминалась — «он выражался кратко, но ясно и содержательно»25.
В этот период Государственный банк был более самостоятельным в рамках Министерства финансов, чем когда-либо еще в своей истории, главным образом за счет личности своего Управляющего. Публицист К.А. Скальковский в книге «Наши государственные и общественные деятели» писал о Е.И. Ламанском следующее: «Е.И. Ламанский долго играл в русских финансах первенствующую роль… распоряжаясь почти бесконтрольно кредитом, Казначейством (кредитные билеты), торговлей и промышленностью. Только вопросы о налогах были вне его компетенции, хотя и при обсуждении их он играл всегда роль в качестве выдающегося члена податной и тарифной комиссий»26.
О влиятельности Ламанского свидетельствует то, что его поддержкой хотели заручиться различные благотворительные общества и купцы. Он был награжден многими орденами, включая пожалованный в 1880 г. орден Св. Александра Невского, второй по значимости в Российской империи27. Е.И. Ламанский имел широкий круг знакомств в петербургском обществе, в научных кругах и среди чиновников. Известно, что 11 марта 1871 г. он приглашал известного химика академика А.М. Бутлерова на совещание по вопросу о подделке банковских чеков, которое состоялось на казенной квартире Ламанского в здании Государственного банка.28 В 1870-е годы Евгений Иванович находился в дружеских отношениях с известным славянофилом И.С. Аксаковым (1823 -1886), сыном писателя С.Т. Аксакова и директором Московского купеческого общества взаимного кредита.29
Еще в юности Е.И. Ламанского считали поклонником «системы Кобдена».30 В Англии это течение экономической мысли именовалось “фритредерством”, а в России часто называлось «свободной торговлей» (по дословному переводу этого термина). Фритредеры выступали за развитие частного предпринимательства, свободной конкуренции, минимальное вмешательство государства в экономику. В 1860-е годы фритредеры практиковали открытые обсуждения экономических проблем страны. Они велись на так называемых «экономических обедах», которые устраивались с 1859 г. по образцу обедов Парижского экономического общества. Один из запомнившихся современникам «экономических обедов» в честь сторонника идеи свободной торговли бельгийского путешественника и экономиста де Молинари проходил в отеле Донона в Петербурге.31 В числе выступавших на этом обеде был и Евгений Иванович Ламанский.
Впоследствии он был участником многих других «экономических обедов», на которых обсуждалась, в частности, проблема отмены тарифных ограничений. На одном из них, проходившем 18 марта 1865 г. под председательством А.И. Бутовского, Ламанский, выступавший за отмену протекционистских пошлин, столкнулся с сильными оппонентами, в числе которых был и промышленник из дворян А.П. Шипов, председатель Нижегородского ярмарочного биржевого комитета. В результате по этому вопросу был достигнут компромисс. Даже осуждаемый многими русскими купцами фритредерский тариф 1868 г. понижал пошлину далеко не на все товары, а только на те виды продукции, которые широко производились в России. Это заставляло монополистов отечественного текстиля работать в условиях высокой конкуренции, следить за качеством продукции и не повышать цены бесконтрольно, пользуясь своим положением. Новый тариф не довел до банкротства ни одну крупную текстильную фирму, зато сделал отечественный текстиль еще более конкурентоспособным на внутреннем рынке.
Е.И. Ламанский возглавлял Государственный банк до 1881 года. После резкого понижения курса рубля на мировом рынке попытка Ламанского поддержать курс путем продажи части золотых резервов не увенчалась успехом — российские и европейские дельцы стали в больших количествах скупать золото и перепродавать его по завышенным ценам. Причиной этого являлся характер акционерных коммерческих банков, которые были основными участниками биржевых торгов. Как вспоминал Евгений Иванович, «основанные в Петербурге частные банки с течением времени приняли характер иностранных банков и контор на акциях, за исключением лишь Волжско-Камского банка, который являлся исключительно русским кредитным учреждением». По его мнению, коммерсанты поступили в этот сложный для России год непатриотично. Тем временем чиновники упрекали Ламанского в том, что он не умеет продавать золото, говорили о его злоупотреблениях (связанных главным образом с участием в акционерных компаниях).
Правление Александра III началось с откровенно консервативного политического курса, в который не вписывалась фигура «либерала» Ламанского. Приказом императора по Министерству финансов от 31 июля 1881 г. Е.И. Ламанский был уволен с поста Управляющего Государственным банком. Его кресло занял А.В. Цимсен, известный как послушный и исполнительный чиновник Министерства финансов.
После выхода в отставку в 1882 г. Е.И. Ламанский более не занимал государственных постов. Он сосредоточился на работе Волжско-Камского коммерческого банка, но находил время и для других организаций и акционерных обществ. Евгений Иванович участвовал в работе Петербургской городской думы, Петергофского уездного земства; три года был председателем III Отделения Вольного экономического общества. Е.И. Ламанского нередко приглашали читать лекции — в научных кругах его знали не только как экономиста, но и как географа. В 1880-е годы он занимался вопросами банковской системы, денежного обращения и кредита в Италии, а также собирал материалы по истории, культуре и экономике Индии.32 Одновременно Ламанский оставался акционером ряда банков, Березовского золотопромышленного общества и некоторых других акционерных обществ.33
Таким образом, Ламанский Е.И. является одним из самых выдающихся руководителей Государского банка Российской Империи.
3 Анализ преемственности функций и методов руководства Государственного банка 1860 года и Центрального банка Российской Федерации
3.1 Эволюция требований к портрету руководителя за 150 летний период существования банка.
С 1 октября 2008 г Центральный банк РФ вводит требование обязательности соответствия законодательства РФ о рынке ценных бумаг к руководителям и членам совета директоров кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг.34 Теперь согласно документу при принятии решения о согласовании кандидатов на должности единоличного исполнительного органа, заместителя единоличного исполнительного органа (в случае выполнения им обязанностей руководителя контрольного подразделения кредитной организации), членов коллегиального исполнительного органа в кредитной организации - профессиональном участнике рынка ценных бумаг должны учитываться следующие ограничения.
Функции единоличного исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг не могут осуществлять лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированного депозитария акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда в момент аннулирования (отзыва) у этих организаций лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности за нарушение лицензионных требований или в момент вынесения решения о применении процедур банкротства, если с момента такого аннулирования либо момента завершения процедур банкротства прошло менее трех лет. Кроме того, к руководству не допускаются лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти. А также должны учитываться ограничения, перечисленные в пункте 1 статьи 10.1 Федерального Закона "О рынке ценных бумаг". Несоответствие кандидата требованиям Закона "О рынке ценных бумаг" является основанием для отказа в согласовании.
Решение о согласовании принимается территориальным учреждением Банка России на основании сведений, содержащихся в документах, представляемых кредитной организацией для согласования в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 14 января 2004 года № 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций".
Направляемое в территориальное учреждение Банка России уведомление кредитной организации - профессионального участника рынка ценных бумаг об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) - должно содержать информацию об отсутствии препятствий для избрания указанных в уведомлении лиц.
Таким образом, в случае установления фактов несоответствия лиц, занимающих должности единоличного исполнительного органа, заместителя единоличного исполнительного органа (при выполнении им обязанностей руководителя контрольного подразделения кредитной организации), членов коллегиального исполнительного органа, членов совета директоров (наблюдательного совета), установленным Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" требованиям, территориальное учреждение Банка России вправе направить в кредитную организацию предписание об устранении допущенных нарушений, выразившихся в избрании/назначении на вышеперечисленные должности лица, не отвечающего требованиям законодательства. В случае неисполнения указанного предписания в установленный в нем срок Банк России вправе применить к кредитной организации меры воздействия.35
3.2 Современный портрет руководителя: В.В. Геращенко, С.К. Дубинин и С.М. Игнатьев
Виктор Владимирович Геращенко (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) - Председатель Правления Государственного банка СССР в 1989—1991 гг, а так же Председатель Центрального банка Российской Федерации в 1992—1994 гг. и в 1998—2002 гг.
Родился в 1937 году в г. Ленинграде.
В.В. Геращенко окончил Московский финансовый институт.
После окончания института работал в системе Внешторгбанка СССР. В 1960—1964 гг. — бухгалтер, инспектор, эксперт управления внешних и внутренних расчетов Внешторгбанка СССР. В 1964—1965 гг. — начальник отдела управления валютно-кассовых операций Внешторгбанка СССР. В 1965—1967 гг. — директор Московского народного банка в г. Лондоне. В 1967—1971 гг. — заместитель управляющего, управляющий отделением Московского народного банка в Ливане, г. Бейрут. В 1972—1974 гг. — заместитель начальника управления, начальник управления валютно-кассовых операций Внешторгбанка СССР. В 1974—1977 гг. — Председатель Правления Ост-Вест Хандельсбанка, г. Франкфурт-на-Майне. В 1977—1982 гг. — управляющий отделением Московского народного банка в г. Сингапуре. В 1982—1983 гг. — начальник валютного управления Внешторгбанка СССР. В 1983—1989 гг. — заместитель, первый заместитель председателя правления Внешторгбанка СССР.
В 1989—1991 гг. — Председатель Государственного банка СССР. В 1992 г. работал в Фонде экономических и социальных реформ. В июле 1992 г. был назначен исполняющим обязанности Председателя Центрального банка Российской Федерации, в ноябре 1992 г. — Председателем Центрального банка Российской Федерации. Проработал в этой должности до 1994 года. В 1994—1996 гг. — экономический советник Научно-исследовательского института Банка России. В 1996—1998 гг. — Председатель Международного Московского банка. 11 сентября 1998 г. вновь назначен Председателем Центрального банка Российской Федерации. 20 марта 2002 г. освобожден от должности Председателя Банка России по собственному желанию.
Сергей Константинович Дубинин (ПРИЛОЖЕНИЕ 6) - Председатель Центрального банка Российской Федерации в 1995—1998 гг.
Родился в 1950 году в г. Москве.
Образование высшее: окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Доктор экономических наук, профессор.
В 1973—1977 гг. — аспирант, затем ассистент экономического факультета МГУ. В 1977—1991 гг. — старший преподаватель, старший научный сотрудник, доцент экономического факультета МГУ. В 1991 г. — эксперт помощника Президента СССР, в 1992—1993 гг. — заместитель председателя Госкомитета по экономическому сотрудничеству с государствами — членами СНГ. С марта 1993 г. по октябрь 1994 г. — первый заместитель министра финансов Российской Федерации. С января по октябрь 1994 г. исполнял обязанности министра финансов Российской Федерации. В 1994—1995 гг. — первый заместитель председателя правления коммерческого банка "Империал". С августа 1995 г. — член Правления РАО "Газпром".
С 22 ноября 1995 г. по 11 сентября 1998 г. Был Председателем Центрального банка Российской Федерации.
Сергей Михайлович Игнатьев (ПРИЛОЖЕНИЕ 7) - Председатель Центрального банка Российской Федерации
с 20 марта 2002 г. по настоящее время.
Родился в 1948 году в г. Ленинграде.
Образование высшее: окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и аспирантуру экономического факультета МГУ. Кандидат экономических наук, доцент.
После прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР работал в 1969—1970 гг. техником-наладчиком треста "Гидроэлектромонтаж" в г. Ленинграде. В 1978—1991 гг., закончив учебу на экономическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и в аспирантуре этого факультета, занимался преподавательской деятельностью в Ленинградском институте советской торговли им. Ф.Энгельса и Ленинградском финансово-экономическом институте им. Н.А. Вознесенского. В 1991—1992 гг. — заместитель министра экономики и финансов Российской Федерации. В 1992 г. был назначен заместителем министра финансов Российской Федерации. В 1992—1993 гг. — заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации. С 1993 по 1996 г. был заместителем министра экономики Российской Федерации. В 1996—1997 гг. — помощник Президента Российской Федерации по экономическим вопросам. В 1997 г. С.М. Игнатьев возвращается в Министерство финансов Российской Федерации на должность первого заместителя министра финансов.
С 20 марта 2002 г. — Председатель Центрального банка Российской Федерации.36
Таким образом, современные руководители Центрального банка Российской Федерации соответствуют требованиям, которые предъявляются в настоящее время к этой должности.
Заключение
Государственный банк Российской Империи - главный банк в дореволюционной России, который был учрежден в 1860 г. в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка.37
Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
Центральный банк Российской Федерации – это конституционный институт денежной власти в обществе. В качестве эмиссионного банка и кредитора в последней инстанции, органа банковского регулирования и надзора он регулирует денежно-кредитные отношения в стране.
В 1860 году были упразднены прежние казенные банки – ликвидирован Государственный заемный банк и одновременно с ним такие допотопные учреждения, как сохранные казны и приказы общественного призрения. После этого был создан Государственный банк России, на который была возложена задача «упрощения денежной и кредитной системы». В уставе банка подчеркивалось, что он учрежден «для оживления торговых оборотов и для упрочнения денежной и кредитной системы», то есть должен был стать первым в истории страны коммерческим банком.
Возложенные обязанности на Государственный банк России
На банк было возложено производство следующих операций:
– учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт;
– получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей;
– выдача ссуд, за исключением ипотечных;
– покупка государственных бумаг за свой счет;
– кредиты по специальным текущим счетам (on call);
– ссуды через посредников;
– покупка и продажа золота, серебра и ценных бумаг;
– прием вкладов на хранение, на текущий счет;
– кредиты земствам и городам;
– комиссионные операции.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций (ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается "набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности" (Минцберг).
До последнего времени в нашей управленческой среде, банковской в частности, господствовала определенная точка зрения на роль руководителя. Считалось, что функции управления должны быть строго отделены от исполнительской, непосредственно производственной деятельности и сводиться к разработке стратегии, планированию, организации, контролю и осуществлению внешних связей с другими организациями. Понимание растущей значимости коллектива в выполнении управленческих функций привело к иным представлениям о роли руководителя.
Руководитель должен не столько управлять, сколько создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый член коллектива сам стремился активно участвовать в управлении делами организации. Иначе говоря, он должен создавать систему психологических, духовных, материальных стимулов, побуждающих каждого работника думать, действовать в интересах организации в целом, которая, в свою очередь, стремиться удовлетворить личный интерес каждого члена коллектива. “Руководитель служит коллективу, а коллектив служит делу”.
В современном банке функции работника настолько усложняются и интеллектуализируются, что управлять им с помощью команд и распоряжений - малоэффективно. Поэтому руководитель должен не управлять в привычном смысле этого слова, а вести за собой, быть лидером.
Библиографический список
Указание ЦБ РФ № 1492-У;
Журнал "Экономика и Жизнь-Сибирь" ;
Журналы Высочайше учрежденной комиссии по пересмотру устава Государственного банка;
"Российская Бизнес-газета" №478 от 28 сентября 2004 г.;
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1986 г.;
Государственный банк: краткий очерк деятельности за 1860—1910 гг. / Ред. Е.Н. Сланский. СПб., 1910 г.;
История предпринимательства в России. Книга вторая: вторая половина XIX в. — начало XX в. М., 2000 г.;
Ананьич. Б В. Банкирские дома в России. 1860-1914 гг.: Очерки истории частного предпринимательства. М., 2007 г.;
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000 г.;
Гиндин И. Государственный банк и экономическая политика царского правительства (1861—1892 гг.). М., 1960 г.;
Ламанский Е.И. Откуда взять капиталы для постройки железных дорог в России? СПб., 1866 г.;
Левин И.И. Акционерные коммерческие банки в России. Пг., 1917 г.;
Муравьева Л.А. Экономика и финансы России во второй четверти XIX в // Финансы и кредит. 2009 г.;
Немов Р.С. Практическая психология. М., 1997 г.;
Никитина С.К. История российского предпринимательства. М., 2007 г.;
Семенов Н.П. Освобождение крестьян в царствование императора Александра II. Т. 2. СПб., 1890 г.;
Скальковский К.А. Наши государственные и общественные деятели. СПб., 1890 г.;
Юргенс Ф.А. Воспоминания о Евгении Ивановиче Ламанском в связи с деятельностью Государственного банка. СПб., 1903 г.;
Юровский В.Е. Кризисы финансовой системы Российской империи в XIX в. // Вопросы истории. 2009 г.;
ПФА РАН.;
РГБ ОР Ф;
РГИА Ф;
РНБ ОР Ф;
ЦИАМ Ф;
Электронный ресурс http://bg-znanie.ru/;
Электронный ресурс сайт Центрального банка Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Копия фотографии Государственного банка Российской Империи
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Копия Высочайшего именного указа правительствующему Сенату 31 мая 1860 г. Об образовании Государственного банка
Высочайший именной указ правительствующему Сенату 31 мая 1860 г. Об образовании Государственного банка
На подлинном собственною
Его Императорского
Величества рукою написано:
“Александр”.
В Царском Селе 31 мая 1860 г.
Указ правительствующему Сенату
Указом нашим правительствующему Сенату, данным в 1-й день сентября 1859 г., повелев подчинить Министру финансов сверх государственных банков Заемного и Коммерческого кредитные обороты Сохранных казен и Приказов общественного призрения, мы постановили предварительные меры к дальнейшим по кредитной части преобразованиям.
На сей конец с целью постепенного улучшения банковой системы разрешен тем же указом выпуск государственных 5% банковых билетов в обмен на выданные из Кредитных установлений билеты по вкладам; допущен по повелению нашему в 26 день декабря 1859 г. последовавшему, прием частных вкладов только в государственном Коммерческом банке и его конторах и затем благотворительные и воспитательные заведения, содержавшиеся на счет доходов Сохранных казен и Приказов общественного призрения, обеспечены особыми мерами независимо от кредитных операций.
Ныне, утвердив рассмотренные в Государственном совете предположения Министра финансов относительно преобразования государственных кредитных установлений, мы признали за благо принять следующие меры:
1. Государственный Заемный банк упразднить, передав из оного в санкт-петербургскую Сохранную казну дела, счеты, книги и документы по ссудам. Министр финансов имеет сделать по сему предмету все зависящие от него распоряжения с тем, чтобы по делам, превышающим его власть, было испрашиваемо наше утверждение.
2. Сохранным казнам санкт-петербургской и московской состоять в непосредственном ведении Министра финансов наравне с другими государственными кредитными установлениями, ему подчиненными.
3. Приказ общественного призрения в отношении возложенных на них действий по кредитной части оставить подведомственными Министру финансов.
4. Государственному коммерческому банку согласно с утвержденным нами уставом дать новое устройство и наименование Государственного банка с передачей в ведение оного всех существующих контор и временных отделений Коммерческого банка, коим именоваться впредь конторами и отделениями Государственного банка и руководствоваться существующими уставами впредь до изменения их устройства соответственно уставу Государственного банка, о чем Министр финансов имеет войти с особым представлением установленным порядком.
5. В Государственный банк передать все вклады, принятые государственными кредитными установлениями, с возложением на оный платежа процентов и возврата капиталов на основании условий, на коих сии капиталы были приняты.
6. За передачею из Сохранных казен в Государственный банк всех вкладов упразднить в сих учреждениях отделения по вкладам и с тем вместе вследствие прекращения производства ссуд из Сохранных казен предоставить Министру финансов войти установленным порядком с представлением о сокращении штатов сих учреждений по ссудам.
7. Экспедицию государственных кредитных билетов присоединить к Государственному банку, на который возлагаются все обязанности сей Экспедиции, в манифесте 1-го июня 1843 г. определенные.
8. На устройство Государственного банка и его контор отделить в основной капитал оного 15 000 000 руб. из капиталов Заемного и Коммерческого банков и сверх того отчислить 1 000 000 руб. в резервный капитал Государственного банка. За сим по пересмотре общего баланса банков и за списанием из оного всех долгов сомнительных и неблагонадежных в Государственный банк передать наличные кассы банков и все торговые залоги, принятые Коммерческим банком.
Сумму вкладов, передаваемых Государственному банку, превышающую торговые залоги и наличность и розданную в долгосрочные ссуды под залог недвижимых имуществ, обеспечить банку впредь до окончательного погашения сих ссуд особыми обязательствами со стороны государственного казначейства.
9. Разрешенные Государственному банку по уставу оного операции вводить постепенно, сперва в самом банке, а затем в банковых конторах по ближайшему усмотрению Министра финансов с объявлением к общему сведению правил о производстве банковых операций.
10. Об открытии новых банковых контор в городах, имеющих важное значение во внутренней торговле и промышленности, Министру финансов войти в ближайшее соображение и представить на утверждение наше установленным порядком.
11. Обязанности Коммерческого банка и его контор, определенные Положением о государственных 5% банковых билетах относительно платежа процентов, тиража сих билетов и возврата по оным капиталов возложить на Государственный банк и его конторы на предписанных в означенном положении основаниях.
12. Возврат вкладов и уплату по оным процентов на основании прежних правил производить
а) из Государственного банка по билетам бывших банков Коммерческого и Заемного и санкт-петербургской Сохранной казны;
б) из Московской конторы банка по билетам московской Сохранной казны, которая имеет передать в первую все дела по вкладам и
в) по билетам Приказов общественного призрения в тех губерниях, где имеются банковые конторы, — из местных контор, а по билетам прочих приказов не иначе, как из того Приказа, коим те билеты были выданы.
13. Из числа вверенных упомянутым кредитным установлениям частных вкладов те, которые внесены на вечное время, перевести со счетов сих установлений в разряд внутреннего бессрочного долга, записав в Государственную долговую книгу.
14. Ссуды из кредитных установлений, выданные государственному казначейству и казенным местам, соединить в один общий счет долга государственного казначейства Государственному банку с тем, чтобы банк сей получал впредь назначаемые по тому долгу ежегодные платежи из Государственного казначейства.
15. На том же основании перенести на счет банка со счетов государственной Комиссии погашения долгов сумму государственного внутреннего срочного долга, записанную в государственной долговой книге на имя сохранных казен.
16. Прием платежей от частных заемщиков по ссудам, выданным из государственного Заемного банка, Сохранных казен и Приказов общественного призрения, а равно и все распоряжения по взысканию сих платежей предоставить по принадлежности санкт-петербургской и московской Сохранным казнам и Приказам общественного призрения на существующих для сего правилах.
17. Суммы, поступающие в означенные установления от частных заемщиков в уплату процентов и погашения по выданным им из тех установлений ссудам, передавать
а) из санкт-петербургской Сохранной казны в Государственный банк;
б) из московской Сохранной казны в московскую банковскую контору и
в) из Приказов общественного призрения тех губерний, где банковые конторы имеются, в местные конторы банка, а из всех прочих приказов в Государственный банк или по его распоряжению, куда будет назначено.
18. Передаваемые в Государственный банк и его конторы платежи по ссудам, произведенным из кредитных установлений, обращать в зачет суммы, потребной на выдачу процентов и капитала по государственным 5% банковым билетам и по вкладам, вверенным кредитным установлениям; в случае же недостатка для сей операции имеющих поступать в банк платежей по упомянутым ссудам потребные на то суммы отпускать из государственного казначейства.
19. Разрешение частных вопросов, могущих возникнуть как по взаимным расчетам банковых установлений и государственного казначейства с Государственным банком и его конторами, так и снабжение сих учреждений надлежащими инструкциями по производству возложенных на них операций предоставить Министру финансов.
Препровождая Устав Государственного банка в правительствующий Сенат, повелеваем: к приведению сего устава и всех вышеизложенных мер в исполнение сделать надлежащее распоряжение.
ПРИЛОЖЕНИЕ №
«Функции управления»
Функции управления
Планирование
С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы.
Организация
Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.
Мотивация
Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей.
Контроль
Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий.Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.
1 Журнал "Экономика и Жизнь-Сибирь" № 4 (118), март 2000 год
2 Электронный ресурс http://bg-znanie.ru/
3 Немов Р.С. Практическая психология. М., 1997. С. 278.
4 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000. С. 226.
5 Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1986. С. 490.
6 Юровский В.Е. Кризисы финансовой системы Российской империи в XIX в. //Вопросы истории. 2009. № 2.
7 Ананьич. Б В. Банкирские дома в России. 1860-1914 гг.: Очерки истории частного предпринимательства. М., 2007, - 215 с.
8 Муравьева Л.А. Экономика и финансы России во второй четверти XIX в // Финансы и кредит. 2009. №11.
9 Никитина С.К. История российского предпринимательства. М., 2007, - 211 с
10 История предпринимательства в России. Книга вторая: вторая половина XIX в. — начало XX в. М., 2000. С. 177.
11 Левин И.И. Акционерные коммерческие банки в России. Пг., 1917. Т. 1. С. 173.
12 Гиндин И. Государственный банк и экономическая политика царского правительства (1861—1892 гг.). М., 1960. С. 358.
13ЦИАМ. Ф. 450. Оп. 8. Д. 59. Л. 14 об., 16.
14 РГБ ОР. Ф. 332. Картон 36. Д. 32. Л. 2.
15 См., например, данные по кредитам ссудо-сберегательным товариществам из Московской конторы Государственного банка (ЦИАМ. Ф. 450. Оп. 8. Д. 49. Л. 1; Д. 63. Л. 1; Д. 70. Л. 1—5, 21; Д. 84. Л. 4, 53—55).
16РГИА. Ф. 587. Оп. 11. Д. 86. Л. 9.
17 РНБ ОР. Ф. 633. Оп. 1. Д. 7. Л. 6 об.
18 Эта брошюра стала публикацией речи Е.И. Ламанского, произнесенной на одном из заседаний Отделения статистики Русского географического общества и впервые опубликованной в “Русском инвалиде” (№ 272 за 1865 г.).
19 Ламанский Е.И. Откуда взять капиталы для постройки железных дорог в России? СПб., 1866.
20 РНБ ОР. Ф. 633. Оп. 1. Д. 7. Л. 8 об.
21 РГИА. Ф. 587. Оп. 56. Д. 564. Л. 97.
22 Журналы Высочайше учрежденной комиссии по пересмотру устава Государственного банка [Заседание 11 января 1893 г.]. Б.м. и г. С. 16.
23 Государственный банк: краткий очерк деятельности за 1860—1910 гг. / Ред. Е.Н. Сланский. СПб., 1910. С. 138.
24 Юргенс Ф.А. Воспоминания о Евгении Ивановиче Ламанском в связи с деятельностью Государственного банка. СПб., 1903. С. 6.
25 Там же. С. 7.
26 Скальковский К.А. Наши государственные и общественные деятели. СПб., 1890. С. 567 сн.
27 РГИА. Ф. 560. Оп. 16. Д. 221. Л. 19 об. — 20.
28 ПФА РАН. Ф. 22. Оп. 2. Д. 138. Л. 1 — 1 об.
29 Сохранилось письмо Е.И. Ламанского И.С. Аксакову от 16 июля 1876 г.: РНБ ОР. Ф. 14. Оп. 1. Д. 198. Л. 1 — 1 об.
30 Кобден (Cobden) Ричард (1804—1865), английский экономист и государственный деятель. Сторонник политики свободной торговли, отмены протекционистских торговых тарифов и минимального вмешательства государства в экономику.
31 Семенов Н.П. Освобождение крестьян в царствование императора Александра II. Т. 2. СПб., 1890. С. 914.
32 Энциклопедический словарь / Изд.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 17. СПб., 1896. С. 288—289.
33 Известно, что Е.И. Ламанский был акционером Общества Петергофской железной дороги, председателем Совета Общества Волжско-Донской железной дороги и пароходства по Дону и Азовскому морю, одним из учредителей Русского общества перестрахований (РГАЛИ. Ф. 191. Оп. 1. Д. 2404. Л. 7, 26, 29).
34 Указание ЦБ РФ № 1492-У
35 "Российская Бизнес-газета" №478 от 28 сентября 2004 г.
36 Сайт Центрального банка Российской Федерации
37 Сайт Центрального банка Российской Федерации
38 Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Киев: Наукова думка, 2008, - 245 с.