Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 35г. Ставрополя
«Свойства логарифмов»
урок алгебры в 11 классе
Разработан учителем математики
МБОУ лицея № 35
г. Ставрополя
Улитиной Людмилой Владимировной
Свойства логарифмов.
Цели:
Сформировать: знание определения логарифма;
знание основного логарифмического тождества;
знания основных свойств логарифмов
навыки практического применения:
логарифм произведения
логарифм частного
логарифм степени
Формировать умения применять определение логарифма и основные свойства логарифмов при тождественных преобразований логарифмических выражений;
Воспитывать внимание, умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
Продолжить формирование у учащихся навыков само и взаимоконтроля, воспитывать потребность доказательного аргументирования полученных знаний.
I. Добрый день! На этом уроке мы продолжим работу с логарифмами.
Прежде проверим домашнюю работу.
2 ученика у доски показывают решение дом. задания
1 уч. № 14.9 Ответы: а) 1; б) 1; в) -2; г) 1.
2 уч. № 14.10 Ответы: а) 1; б) 2.
Сегодня на уроке мы закрепим определение логарифма и его применение. Изучим свойства логарифма.
Катя, что ты знаешь о логарифмах? (спросить несколько учеников)
Ответ:
■ Определение (читают);
■ Основное логарифмическое тождество (с записью на доске);
■ Запись выражения, содержащего логарифм.
II.Вопрос: Какую цель ты ставишь на сегодняшний урок?
Предполагаемые ответы:
Закрепить определение логарифма;
Закрепить применение определения логарифма;
Изучить свойства логарифмов;
Научиться применять свойства логарифмов.
III. Самостоятельная работа учащихся по вариантам (10 минут)
С целью проверки знаний, умений и навыков. Работы выполняют на отдельных листочках и сдают учителю.
ВАРИАНТ 1
ВАРИАНТ 2
Найдите число х
ответы
Найдите число х
ответы
log 2х=2
log3х=2
log 2х=3
log3х=2
log 2х=-2
log3х=-3
log 2х=1/2
log3х=1/3
log2х=-1/2
log3х=-1/3
log х81=4
log х1/4= -2
logx1/16=2
logx27=3
Упростите выражение
Упростите выражение
1,7log1,72 =
2log25=
πlogπ5,2=
3,8 log3,811=
Самостоятельная работа. (На получение формул, вытекающих из определения)
Задание проецируется на доске.
Учитель предлагает учащимся: 1. Вычислить следующие выражения:
log 1515 ; log 601; log 88 ; log552 ; log 1212; log 81; log |6163; log 921; log 443
Выберите и запишите в отдельные столбики выражения, имеющие одинаковый смысл.
Можно ли подобрать другие выражения такого же смысла? Примеры.
Обоснуйте?
logaa=1; loga1=0; logaас = с
Полученные формулы являются основными свойствами логарифма.
V. Следующие задания проецируется на экран. Учащиеся работают в малых группах, с показом результата на доске.
logaa=1
loga1=0
logaас = с
logab=x, ax =b
alog ab =b
log2 4
log553
13log1316
log3 27
log 66
log773
log91
log31
log15154
16log165
Установите соответствие между левой и правой частями предлагаемой записи.
Объясните, почему Вы установили такое соответствие.
VI.
Задание: Выписать свойства логарифмов в тетрадь из текста учебника с.112.
Учитель проецирует свойства логарифмов на экран, учащиеся дописывают те свойства, которых нет в учебнике.
а>0, b>0
а≠1
1. loga1=0
Логарифм единицы
2. logaa=1
3. logaxy= logax + logay
Логарифм произведения
4. logax/y= logax - logay
Логарифм частного
5. logaxp = p logax
Логарифм степени
6. loga1/b= - logab
Логарифм обратной величины
0, b>0, a≠0, b≠1.
7. logax b=1/x logab
Избавление от степени в основании логарифма
8. logab= 1/ logba
Замена «аргумент - основание»
СЛЕДСТВИЯ
alog pb= blog pa
logpnam =m/n logpa
а>0, х>0, a≠1, b>0, b≠1
logax= logbx / logba
Формула перехода к новому основанию
Работа по учебнику. /На с.104 разобрать примеры 6, 7 и оформить их
решение в тетради./
Вопрос:
Вывод: Основные свойства логарифмов применяются при
логарифмировании выражений.
VII. Обобщение и систематизация знаний.
/учащиеся решают на с.87 №16.1, 16.3; 16.7(а, в)
VIII. Домашнее задание:
1.п.14, 16 выучить свойства № 16.2; 16.4.Задания16.7(в, г), 16.10(а, г) ( по выбору)
2. Доказать основные свойства логарифмов. (По желанию)
Ресурсы:
1.Учебник: Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: В двух частях. Ч.1.:Учебник Профильный уровень. М.:Мнемозина, 2008;
2. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: В двух частях. Ч.2.:3адачник Профильный уровень. М.:Мнемозина,2008.