Технологическая карта урока математики
1. Ф.И.О. учителя: Орликова Наталья Ивановна
2. Класс: 7. Дата: 07.10.2013 .
Предмет: математика.
№ урока по расписанию:3-ий.
3. Тема урока: Статистические характеристики.
4. Место и роль урока в изучаемой теме: заключительный урок по теме.
5. Цели урока:
Образовательные:
-создать условия для систематизации знаний учащихся по теме «Статистические характеристики», для повторения основных понятий: «среднее арифметическое», «размах», «мода», «медиана ряда чисел»;
-закрепить умения и навыки использования статистических характеристик (размах, мода, среднее арифметическое, медиана) при решении различных задач (вычисление и интерпретация).
Развивающие:
-создать условия для индивидуализации обучения и саморазвития учащихся,
-развивать навыки анализа, сравнения материала, познавательные процессы: память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность;
- развивать способность к оценке своей работы и работы товарища;
- формировать культуру речи;
-развивать умение находить и применять межпредметные связи.
Воспитательные:
-создать у учащихся положительную мотивацию к изучению математики путем вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность;
- создать условия для воспитания коммуникативных качеств учащихся;
- воспитывать ответственность учащихся за результаты обучения;
- воспитывать личностные качества: воля, самостоятельность, ответственность.
Характеристика этапов урока
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)
УУД - универсальные учебные действия.
Этап урока
Время
(мин)
(мин)
Цели
Формируемые ууд
фоуд
Методы и приемы,
технологии
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые слайды, литература
Интернет-ресурсы
Самоопредение к
учебной деятельности
7
Мотива-ция учащих-ся к учебной деятель-
ности, планиро-вание учебного сотруд-ничества
Лично-стные:
само-опреде-ление, смысло-образо-вание.
Познава-тельные: целе-полага-ние.
Комму-никати-вные:
плани-рование учебного сотруд-ничества
Ф,Г
Приемы:
Театрали-зованное предста-вление,
Мотивацио-нная беседа, использо-вание ИКТ
объясните-льно-иллюстра-тивный
метод, методика сотрудни-чества;
проектная, игровая технологии
На интерактивной доске:
-высказывания
Ильфа и Петрова о роли статистики (слайд 1-4);
-определение
математической статистики,
основных статистических характеристик: мода, медиана, среднее арифметическое, размах
(слайд11-14).
-Приветствует
учащихся в образе цыганки-гадалки с предсказаниями на ближайшие 45 минут урока, что создает эмоциональный настрой на работу;
-обращает внимание
на высказывания Ильфа и Петрова, проверяя понимание поставленных целей и задач урока;
-проводит
мотивационную беседу с учащимися,
побуждая к высказыванию своего мнения,
-формулирует задание по презентации краткосрочного
проекта «Статистика вчера, сегодня, завтра» группе учащихся
(слайд № 5-10),
-обеспечивает
положительную реакцию детей на творчество одноклассников;
-предлагает выбрать форму организации учебной деятельности.
-Проверяют готовность к уроку, записывают тему урока;
- отвечают на вопросы учителя во время фронтальной беседы, озвучивая основные понятия:
мода, медиана, среднее арифмети-ческое, размах;
-слушают отчет об исследователь-ской работе проектной группы и делятся впечатлениями с одноклассни-ками;
-доказывают право на существование выбранных форм организации учебной деятельности.
Бунимович Е.А., Булычев В.А.
Вероят-ность и статистика в курсе математики общеобразовательной школы. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2005г.
Слайды1-14
Актуализация Актуализация знаний
7
Подгото-вить мышле-ние учащи-хся к после-дующим шагам учебной деятель-ности; зафикси-ровать затруд-нения, актуали-зировать мыслите-льные операции:
Сравне-ние,
анализ, обо-бщение;
зафикси-ровать алгорит-мы в виде свойств.
Познава-тельные:
анализ, сравне-ние, ана-логия, исполь-зование знаковой системы
Регуля-тивные: выполне-ние проб-ного учебного действия.
Комму-никатив-ные: аргумен-тация собствен-ного мнения и учет мнения товари-щей.
Ф,Г
Проблемный,
частично-поисковый методы;
игровая, информационно – коммуника-ционная технологии;
приемы устного счета, приемы решения задач на нахождение основных статистичес-ких величин, рациональ-ных вычислений, работа с текстом,
работа по алгоритму
Индивидуальные задачи для групп, основанные на результатах школьного соцопроса
(слайд15-18),
текст заданий для устного счета и таблица ответов
с зашифрованным пожеланием от учителя
(слайд 19-20),
-Предлагает группам карточки с результатами школьного соцопроса,
проводит параллель с ранее изученным материалом,
-организует работу по составлению условия задачи и обсуждению способа ее решения,
-контролирует
проверку с помощью интерактивной доски;
-в игровой форме проводит устный счет,
зашифровав пожелание ребятам «удача», что создает
эмоциональный настрой.
-Составляют задачи, записывают их решение в тетрадь,
-по очереди представители от творческих групп презентуют решения и комментируют результаты;
-участвуют в устном счете, находят правильное решение в предложенной таблице и открывают зашифрованное слово;
-делятся впечатлениями.
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра. Элементы статистики и теории вероятностей. 7 – 9 классы. –М.: Просвеще-ние, 2005г.
Слайды 15-20
Выделение места и причины затруднения
5
Органи-зовать анализ учащи-мися возник-шей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруд-нения, устра-нить пробелы в теорети-ческих знаниях.
Познава-тельные: поста-новка и форму-лирова-ние пробле-мы, постро-ение речевого высказы-вания.
Регуляти-вные: волевая
саморе-гуляция при затруд-нении.
Комму-никати-вные:
учет разных мнений.
Ф,П
Проблемный метод, методика сотрудниче-ства;
игровая и личностно-ориентиро-ванная,здоровьесберега-ющая технологии;
приемы работы в парах:
активное слушание, запоминание, самоанализ.
«Умный» ящик с подобранными вопросами, которые вызывали затруднения в ходе изучения темы;
(слайд21)
комплекс упражнений для глаз, спины, шейных позвонков
(памятки для учеников)
-Организует работу по проверке основных определений (работа в парах), акцентирует внимание на пробелах в знаниях учащихся,
-объясняет условия и проводит игру «умный» ящик, создает эмоциональный настрой на преодоление трудностей;
-организует и проводит комплекс упражнений для глаз, спины, шейных позвонков (согласно данным из листка здоровья 7-го класса).
-Работают в парах по повторению теоретического материала по теме, - слушают, корректируют ответ и осуществляют взаимооценку;
-участвуют в игре
«умный» ящик, отвечая самостоятельно или с помощью команды на вопросы, вызвавшие затруднения;
-анализируют комментарии учителя;
-выполняют упражнения во время физкульминутки.
С.А. Теляковс-кий.
Алгебра. 7класс.- М.: Просвеще-ние, 2013г.
Памятка с упражне-
ниями для физкульми-нутки
(Приложе-ние№1)
Организация проектной деятельности и защита мини-проектов
Организация проектной
6
Содейст-вовать форми-рованию системы знаний, обеспе-чи-вающих интерес к жизни родного поселка и его жителей.
Личност-ные:
осознание ответст-венности за общее дело.
Познава-тельные: поиск информа-ции и выбор эффекти-вного способа решения, выдвиже-ние и
обоснова-ние
гипотез.
Коммуни-кативные:планиро-вание учебного сотрудни-чества, согласо-вание общего решения.
Г,Ф
Проблемный,
Объяснитель-но-иллюстратив-ный,
частично-поисковый методы, методика сотрудничества;
проектная, личностно-ориентиро-ванная, информационно -коммуникационная технологии,
технология адаптивного обучения;
приемы работы в группах, приемы работы со справочным материалом, приемы самоанализа, сравнения.
Кейсы с подобранным справочным материалом и заметками из СМИ;
результаты соцопроса жителей п.Ширинский;
список дополнительных вопросов к каждой группе учащихся по выбранной теме.
(слайды22-25)
-Организует работу в группах, поисковую работу обучающихся;
-обеспечивает мотивацию выполнения задания;
-акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся во время презентации проекта.
-Работают в группах: определяют цель и план действий,
обосновывают свой выбор;
-работают с печатными источниками информации, выбирают необходимые данные, составляют задачи, проводят математические расчеты по нахождению статистических характеристик,
-заполняют таблицы;
-формулируют конечный результат в виде
презентации;
-отвечают на предложенные вопросы по теме.
(слайды 22-25)
Приложения №2-3
(слайды 22-25)
Самостоятельная работа с проверкой учениками-консультантами .
15
Прове-рить своё умение приме-нять знания, получен-ные в результате статисти-ческих исследо-ваний для решения практи-ческих задач и научных выводов.
Познава-тельные:
анализ, синтез, аналогия, класси-фикация, подведе-ние под понятие, выполне-ние действий по алгорит-му.
Регуляти-вные: контроль, коррек-ция, самооце-нка.
И
Модульная, личностно-ориентированная технология,
приемы индивидуальной работы:
самостоятельная работа, рефлексия, самоконтроль;
проверка решения учениками-консультантами с
помощью дешефратора
Индивидуальные пакеты с заданиями,
дешефраторы
(приложение №3)
Таблица с результатами самостоятельной работы, заполняемая во время данного этапа урока учеником-консультантом
(слайд 26)
-Формулирует цели и задачи
самостоятельной работы;
-предлагает индивидуальные пакеты с заданиями на 3 варианта;
-напоминает учащимся алгоритм оформления задач;
-осуществляет контроль за деятельностью учеников-консультантов;
-проверяет правильность заполнения таблицы по итогам самостоятельной работы (слайд 26)и корректность оценочных результатов.
-Работают индивидуально,
выполняя задания по вариантам
(запись условия, решения и предварительная оценка результата);
-ученики-консультанты проверяют решение задач, выставляют отметки за работу, делая замечания по ее выполнению, заносят результаты в таблицу;
-отслеживают
процент качества усвоения материала, выводят среднюю оценку усвоения материала учащимися за урок.
Приложе-ние №4, слайд 26,
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г.
Алгебра. Элементы статистики и теории вероятностей. 7 – 9 классы. – М.: Просвеще-ние, 2005г.
Рефлексия деятельности на уроке
5
Зафикси-
ровать новое содержа-ние, изучен-ное на уроке;
оценить собст-венную деятель-ность на уроке;
поблаго-дарить однокла-ссников за
сотруд-ни-чество;
обсудить и записать домаш-нее задание
Познава-тельные: рефлек-сия способов и условий действия, оценка результа-тов деятель-ности, понима-ние причин успеха или неуспеха.
Коммуни-кативные: аргумен-тация своего мнения, планиро-вание сотрудни-чества.
Ф, И
Диалог с учениками в ходе рефлексии, контроль, соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей
Игровая технология, ИКТ
На доске – импровизирован-ная десятибалльная «шкала успеха», у учеников- наборы цветных магнитов; на интерактивной доске записано домашнее задание по выбору (слайд 27).
-В образе цыганки-гадалки акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке, благодарит за успешно проведенный урок; во время беседы выясняет степень значимости достигнутых результатов; осуществляет фиксацию затруднений и помогает выбрать пути дальнейшего их разрешения;
проводит отметочное оценивание деятельности каждого ученика на уроке;обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников,
-организует обсуждение домашнего
дифференцирован-ного задания (слайд27).
-Называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему);
-анализируют результаты деятельности и выясняют характер и причины допущенных ошибок;
- составляют план по их устранению,
-высказывают свои впечатления от организации урока;
-определяют значимость достигнутых ими результатов, оценивают собственный вклад в раскрытие темы урока по десятибалльной
«шкале успеха»;
- выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.
Слайд 27
Макарычев Ю.Н. Алгебра.7 класс: учебник для общеобраз. учрежд. [Текст] / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвеще-ние, 2013.- 256с. –
ISBN 978-5-09- 018967-5.