Ростовский областной ИПК и ПРО
Творческая работа
Слушателей курсов повышения
квалификации учителей математики
МОУ СОШ № 10 г. Гуково
Рюмина Сергея Павловича
Рюминой Ирины Петровны
2011 г.
Структура творческой работы:
Цели.
Рефлексивный лист.
Рекомендации для собственного роста.
Пояснительная записка.
Тематическое планирование по теме «Квадратные неравенства» 8 класс Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, С.В Сидоров, Н.Е.Фёдорова, М.И.Шабунин.
Контрольная работа по теме «Квадратные неравенства». «Изучение алгебры» Книга для учителя. Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. Алгебра.8 класс.
Рецензия на контрольную работу по теме «Квадратные неравенства». «Изучение алгебры». Книга для учителя. Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. Алгебра.8 класс.
Контрольная работа, составленная с учетом особенностей современного школьного математического образования.
Критерии оценивания.
Экспертиза контрольной работы.
Конструирование «идеального» решения.
Решение задачи № 7.
Цели:
Повышение квалификации педагогического мастерства.
Осознание необходимости изменения собственного педагогического мышления, компетентности.
Понятие особенностей современного школьного математического образования.
Раскрытие и реализация своего творческого потенциала.
Создание банка собственных достижений.
Самооценка собственного познавательного педагогического труда.
Систематизация знаний о нормативных документах.
Осознание необходимости в изменении собственного педагогического мышления как условия готовности работы в инновационных условиях.
Рефлексивный лист
Не приняла, не знала
Поняла, узнала
Могу применять
Буду над этим работать
Работа с нормативной документацией дает резерв времени
О новых учебниках, методических комплектах
Работать с нормативной документацией
Пересмотреть планируемые контрольные работы
Новые требования оцениванию знаний учащихся
Новый подход к контролю знаний
Новые подходы оценивания знаний учащихся, составлять разноуровневые контрольные работы
Искать и устранять причины перегрузки и возникающих трудностей
Как составлять контрольные и самостоятельные работы на основе нормативных документов
Какую пользу приносят, как правильно работать с нормативными документами
Составить рабочую программу
Организовать работу учащихся по подготовке к новой форме аттестации в 9 классе
Как правильно составлять контрольные, самостоятельные работы и рабочую программу
Применять здоровье - сберегающие технологии
Формировать и развивать предметные и ключевые компетенции
Конкретные направления модернизации математического образования
Теоретический материал давать, ориентируясь на «минимум», содержания и требования
Пошаговый разбор математического задания
Над качественным подходом к оцениванию
Некоторые термины и понятия
Конструирования собственного «идеального» решения задач
Эвристики к решению конкретных заданий
Осуществлять дифференцированный подход к отбору учебного материала
Как разгрузить учебный материал
Внедрять современные педагогические технологии
Как раскрашивать теоретический материал и контрольные работы
Искать активные формы организации деятельности школьников
Метод конструирования поэтапного решения задачи
Работать над изучением нормативно –правовой документации
Требования к модульной технологии и методология составления модулей
Методические рекомендации
для личного роста:
Целесообразно не делать
Полезно делать
1. Переходить к новому материалу, не убедившись в усвоении ранее пройденного.
1. Целесообразно искать оптимальные подходы к организации собственной работы учащихся.
2. Использовать решение однотипных задач и упражнений.
2. Учить учащихся пользоваться самостоятельно справочной литературой, учебником.
3. Готовить урок в расчете на усредненного ученика.
3. Использовать различные способы решения одной и той же задачи.
4. Перегружать содержанием теоретического материала при объяснении. Давать лишнюю информацию, выходящую за рамки программы. Не давать материал в упрощенном виде.
4. Требовать от отвечающего комментировать ход решения задачи, обосновывать его правильность.
5. Брать инициативу, управление и контроль строго на себя.
5. Постепенный переход от пошагового контроля к самоконтролю обучающихся.
6. Не четко ставить цели урока и вопросы во время обсуждения конкретного материала.
6. Давать несколько способов решения задачи.
7. Быть репетитором, готовящим ученика к поступлению в ВУЗ.
7. Систематизировать имеющиеся знания, обобщать новые и ранее полученные знания.
8. Учить использовать знания в измененных ситуациях.
9. Отбирать изучаемый материал, учитывая минимум содержания и требования государственного стандарта образования.
Эмоционально-ценностное отношение к конструированию «идеального» решения задачи как к ведущему виду деятельности учителя, участвующего в обновлении содержания образования.
Конструирование «идеального» решения
Учителю:
помогает разбить любую задачу на этапы (шаги), доступные каждому ученику.
Дает возможность учителю «открыть» для себя много тонкостей в известных математических фактах.
Помогает повторить материал, который необходим при решении данной задачи.
Побуждает грамотно выражать и обосновывать свои суждения.
Формирует понимание основ фундаментальных понятий и опыт применения их в практической жизни.
Создает условия, способствующие развитию способностей каждого ученика.
Ученику:
Позволит добиться осознанного усвоения содержания предмета «математика».
Развивает самостоятельность, целеустремленность, активность каждого ученика.
Снимает тревожность, страх получить плохую оценку своей деятельности.
Снижает нагрузку.
Формирует творческий подход к решению разнообразных задач, которые можно применять в практической жизни, используя различные способы решения.
Пояснительная записка
Рабочая программа по теме «Квадратные неравенства» к учебнику «Алгебра-8». Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин и другие.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Закон РФ «Об образовании».
Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике.
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Дрофа. Москва,2004г.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по математике. Вестник образования, 2004г., №12.
Программы общеобразовательных учреждений, математика, Москва «Просвещение» 2008г.
Основная цель:
Формирование представлений о неравенстве с одной переменной.
Формирование умений решать квадратные неравенства с помощью графика квадратичной функции.
Формирование умений исследования функции на монотонность, применения приближенных вычислений.
Овладение умением построения графика квадратичной функции, описания ее свойств.
Овладение навыками решения квадратных неравенств, решение неравенств, содержащих переменную величину под знаком модуль.
Изучение данной темы направлено на развитие познавательной компетенции учащихся: сравнение, сопоставление, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образа, искать оригинальные решения.
В результате изучения данной темы
Учащиеся должны уметь :
решать неравенства 2 степени;
понимать геометрическую интерпретацию решения неравенств;
применять геометрические представления для решения и исследования неравенств.
Тематическое планирование
Квадратные неравенства
(фрагмент, 8 класс, Ш.А.Алимов).
-
№ урока
§
Содержание материала
Степень сложности
Кол-во часов
1-2
40
Квадратное неравенство и его решение
2
3-7
41
Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции
5
8-9
42
Метод интервалов.
2
10
43
Исследование квадратного трёхчлена.
3
11
Обобщающий урок
1
12
Контрольная работа
1
Контрольная работа (1ч)
Тема: «Квадратные неравенства». «Изучение алгебры» Книга для учителя. Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. Алгебра.8 класс.
Учебник Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин и др. Алгебра.8 класс.
1.Решить неравенство:
х2 – 2х – 15 < 0;
– 2х2 – 5х + 3 ≤ 0:
3)3х2 – 4х + 7> 0.
2.Решить методом интервалов неравенство:
х (х – 5) (х + 3)>0.
3.Решить неравенство:
1) х (3х – 1) – х2 + 16 ≤ х (2 – х) – х (11 – 2х);
2) (х – 6)(3х + 1)
(3х +2)(х – 5) <0
Рецензия на контрольную работу по теме «Квадратные неравенства».
«Изучение алгебры» Книга для учителя. Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. Алгебра.8 класс.
Данная контрольная работа содержит 6 заданий:
2 задания 33,3 % - УОП
3 задания 50 % - УВ
1 задание * 16,6 % для одаренных детей.
Структура и содержание работы не отвечают цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе: формированию у всех учащихся базовой математической подготовки и созданию для части школьников условий, способствующих получению повышенного уровня подготовки, достаточной для активного использования математики в дальнейшем обучении.
Первая часть содержит материал не соответствующий базовому уровню математической подготовки учащихся.
Вторая часть включает не достаточное количество заданий для проявления способностей учащихся.
Для объективного оценивания мы пролонгировали задачи обязательного уровня и уровня возможностей.
Контрольная работа (1 час)
Тема: «Квадратные неравенства».
Решите неравенство:
1) х2 + х - 6≤ 0;
2) х2 – 8х> 0;
3) f(x)≤0
4) Найти сумму целых решений неравенства х2 ≤ 9.
5) Решить неравенство:
1 х (3х – 1) – х2 + 16 ≤ х (2 – х) – х (11 – 2х);
6)Решитьнеравенство методом интервалов:
(х – 6)(3х + 1)
(3х +2)(х – 5) <0
________________________________________________________________________
7) При каких значениях параметра р уравнение
16 х2 +рх+1=0 не имеет корней?
Критерии оценивания
№1. 2б
№2. 2б
№3. 2б
№4. 3б
№5. 4б
№6. 5б
* № 7. 8 б
«2» - 0 - 6 баллов
«3» - 7 - 10 баллов
«4» - 11 -14 баллов
«5» - 15 -18 баллов
* № 7 отдельная «5»
Экспертиза контрольной работы
Данная контрольная работа содержит 7 заданий различной степени сложности:
4 задания 57% - УОП
2 задания 43% - УВ
1 задание * для одаренных детей.
Проверяемые элементы:
решение квадратных неравенств с помощью графика квадратичной функции;
решение неравенств 2 степени;
решение неравенств методом интервалов.
Вывод:
Контрольная работа позволяет
- учителю убедиться в степени усвоения проверяемых понятий
- ученику справиться с обязательным минимумом и проявить свои способности при решении задач УВ.
Особенность данной контрольной работы состоит в пролонгировании задач обязательного уровня и уровня возможностей, с тем, чтобы оценивание знаний учащихся на этих уровнях сделать более объективным и дать возможность троечникам заработать свою тройку.
7) При каких значениях параметра р уравнения
16х2+рх+1=0 не имеет корней?
Анализ D<0.
D<0. D=
D=р2- 4·16·1= р2 - 64
р2 - 64<0.
(р–8)(р+8)<0
(р–8)(р+8)=0
р=8 или р=-8
-8 8
+ - +
-8 8
-8<р<8