Учёт особенностей органов чувств человека при конструировании кабины экипажа воздушного судна

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУВПО «УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ) »

Доклад по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: «Учёт особенностей органов чувств человека при конструировании кабины экипажа воздушного судна»

Выполнил: курсант группы Х-ХХ-Х

Иванов И.И.

Проверила: Петрова П.П.

Ульяновск ХХХХ

Содержание:

1. Физиолого-гигиенические аспекты безопасности полетов при взаимодействии факторов внешней среды на организм человека.

2. Меры защиты против влияния отрицательных факторов, возникающих во время полета.

Библиографический список.

1. Физиолого-гигиенические аспекты безопасности полетов при взаимодействии факторов внешней среды на организм человека.

На условия полета существенно влияет окружающая самолет среда, в том числе атмосферное давление и ряд других факторов. Организм человека сохраняет свою жизнедеятельность лишь в пределах небольших отклонений от нормальных условий, которые имеют место на земле. Для сохранения работоспособности на высоком уровне организм человека должен постоянно получать достаточное количество кислорода с вдыхаемым воздухом и находиться в соответствующих условиях в самолете.

Пилоты в самолетах подвергаются действию таких факторов, как, например, вибрация, шумы, ускорения, относительная гиподинамия, относительная изоляция от внешнего мира, пониженная температура, пониженное парциальное давление кислорода и снижение общего атмосферного давления.

Эффективность функционирования эргатической системы «экипаж - самолет - среда» может быть достаточно высока, если в ней обеспечено оптимальное соответствие и сбалансированность всех составляющих эту систему частей. Это предполагает, с одной стороны, высокую квалификацию пилота-оператора, с другой - такие технические характеристики элементов самолета, физиолого-гигиенические условия размещения пилотов, такое необходимое оборудование, которые будут находиться в соответствии с психофизиологическими данными пилота. При этом факторы внешней среды не должны оказывать неблагоприятного воздействия как на пилота-оператора, понижая его работоспособность, так и на самолет.

В оптимизации летного труда имеют большое значение компоновка рабочих мест с органами управления и приборами контроля в кабине экипажа, организация соответствующего микроклимата и подготовка экипажа к пользованию аварийными средствами в экстремальных условиях. Проведение в жизнь всех этих мероприятий преследует единую цель, направленную на то, чтобы летная работа совершалась более эффективно с минимальным числом ошибок и с высоким уровнем безопасности полетов.

2. Меры защиты против влияния отрицательных факторов, возникающих во время полета.

Пилоты часто сталкиваются с радиальными ускорениями. Одним из наиболее эффективных мероприятий, связанных с повышением устойчивости организма к воздействию радиальных ускорений является применение противоперегрузочных устройств, кресел с изменением наклона спинки.

В связи с тем, что переносимость радиальных ускорений ухудшается в условиях недостаточного обеспечения организма кислородом, следует кислородное оборудование всегда содержать в исправности, тщательно выполнять правила подгонки высотного снаряжения, следить за герметичностью кабины.

Во избежание перегрева организма нужно в кабине поддерживать установленный температурный режим. Иначе в результате перегрева поверхностные кровеносные сосуды расширятся, а это вызовет увеличение падения кровяного давления при воздействии радиального ускорения.

Полный перечень мер защиты против влияния отрицательных факторов, возникающих во время полета, можно найти в санитарных правилах и нормах СанПиН 2.5.1.051-96 «Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 19 марта 1996 год №7). В них перечислены оптимальные и допустимые параметры микроклимата, нормативные показатели ионизации воздушной среды, уровни звукового давления звука и эквивалентные уровни, уровни звукового давления ультразвука, уровни инфразвукового давления, уровни общей вибрации в третьоктавных полосах частот, уровни энергетических нагрузок и напряженности электрических полей от радиосвязного оборудования, нормы освещенности на рабочих местах членов экипажа воздушных судов и некоторые другие параметры для кабин воздушных судов. Соответствие рабочих мест летного состава этим требованиям обязательно, потому что они рассчитывались на основе особенностей органов чувств человека.

Но в заключении хотелось бы добавить, что обеспечение безопасности невозможно без полного соответствия здоровья экипажа воздушного средства установленным рамкам. Без него все конструкторские выдумки теряют смысл.

Библиографический список:

1. Авиационная медицина

2. СанПиН 2.5.1.051-96

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: