Автор: Кречетова Оксана Федоровна
Место работы: МКОУ Октябрьская СОШ
Должность: учитель математики
Урок – игра «Математический кросс»
Тема: «Степень с натуральным показателем»
АЛГЕБРА 7 КЛАСС
(Учебник и задачник А.Г.Мордкович. -16-е изд., стер. –М.:Мнемозина, 2012.)
Эпиграф:
«Пусть кто-нибудь попробует
вычеркнуть из математики степени,
и он увидит, что без них далеко не уйдешь»
М.В.Ломоносов
Цель:
Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы « Степень с натуральным показателем».
2) Развивать зрительную память, внимание, умение сравнивать,
обобщать.
Воспитывать коммуникативную культуру, навыки
самоконтроля, работу в парах, группах.
Оборудование:
мультимедийный проектор
экран
диск «Кирилла и Мефодия»
карточки для диктанта, индивидуальной работы,
самостоятельной работы
ХОД УРОКА
(2 мин.) Оргмомент.
Сообщение темы, цели урока. Пояснение как заполнить в течение урока оценочную карточку.
« Сбор участников кросса»
(5 мин.)1.Повторение теории и проверка по домашнему заданию:
§19 № 10(в)-у доски
§19 № 11(в)- у доски
§17 № 33(в, г) – у доски- 2 человека
Остальные:
-Сформулируйте определение степени
-Сформулируйте свойства степени
-Назовите правила степени
«Разминка»
(5 мин.)2.Устный счет:
1) Представьте в виде степени:
(m4)8; a0∙a3∙a4; 56∙58; p7:p6; (y2)3; (a ∙b)8; ()7.
2)Вычислите: (-4∙2)2; -4∙22; 4∙(-2)2; (-4)2∙2; 2∙2∙2; (- 3)0;122; 103; 37; ; 610:68; 70;
Найди ошибку: (ав)3=а3в3
(-2вс)2= - 4в2с
(2∙5)4 = 10000
(-33)2 = 36
(с4)2∙ с3 = с9
()2 = 4.
«Бег на короткую дистанцию»
(4 мин.) Математический диктант (работа в парах) - на листах
1)Подчеркните выражение, которое не входит ни в одну из частей равенств, выражающих свойства степени с натуральным показателем:
an+k; (an)k; an/k; am-k; an∙bn.
2)Подчеркните два существенных элемента степени: квадрат, показатель, решение, основание, переменные.
3)Допишите равенства и подберите общее для них название:
an∙ak = …
… = an bn
(an)k = …
… = an-k
Проводится взаимопроверка, обсуждение, выявление пробелов.
«Марафонский бег»
(10 мин.) Решение задач по группам (на карточках)
1 группа
1) Вычислите: 311∙ 27 2) Решите уравнение:
______ = 3х3 = 24
96
3)* Решите задачу, составив ее математическую модель: «Миша вычислил 10 с показателем а, где а – четное число. Его сестра возвела число, полученное Мишей в степень с показателем в, где в – нечетное число. Она получила 1 000 000. Найдите хотя бы одну пару значений а и в, которые могли использовать Миша и его сестра.
2 группа
1) Выполните действия:
а) z5∙z12 г) (3b)5
б) y16:y12 д) ( -)4
в) (x10)13
2)Вычислите:
а) 1416 ∙146 б) 78∙ 75
____________ = _____ =
1421 711
3)Решите уравнение:
33х = 81
«Индивидуальный забег»
(8 мин.) Проверочная работа – ТЕСТ
В-1
1. Представьте в виде степени произведение:
( - 4) ( - 4) ( - 4) ( - 4) ( - 4) ( - 4)
Ответы: А) 4 ∙ 6 Б) ( - 4)6 В) – 46 Г) – 4 ∙ 6
2. Вычислите: ( - 3)4 ∙ 2 ∙ 50
Ответы: А) 162 Б) -162 В) 160 Г) 24
3.Используя свойства степеней, вычислите: (32)5 ∙ 37
_______ =
(35)3
Ответы: А) 9 Б) 27 В) 81 Г) 3
4.Известно, что аn ∙a = a17 ; bk : b2 = b4 ; (c3)m = c15. Чему равны n, k, m?
Ответы: А) n= 17, k= 6, m= 5 Б) n= 16, k= 6, m= 5
В) n= 16, k= 6, m= 12 Г) n= 16, k= 8, m= 5.
В-2
1. Представьте в виде степени произведение:
(- 5) (- 5) (- 5) (- 5) (- 5) (- 5) (- 5) (- 5)
Ответы: А) 5 ∙ 8 Б) - 58 В) ( – 5)8 Г) – 5 ∙ 8
2. Вычислите: ( - 2)4 ∙ 3 ∙ 70
Ответы: А) - 336 Б) 0 В) - 48 Г) 48
3.Используя свойства степеней, вычислите: (53)5 ∙ 57
_______ =
(55)4
Ответы: А) 125 Б) 25 В) 5 Г)
4.Известно, что аn ∙a2 = a16 ; bk : b2 = b5 ; (c3)m = c18. Чему равны n, k, m?
Ответы: А) n= 8, k= 10, m= 6 Б) n= 14, k= 7, m= 6
В) n= 14, k= 10, m= 6 Г) n= 14, k= 7, m= 15.
«Финиш»
(2 мин.) Домашнее задание: Д.К.Р. № 4 (любые 4 задания).
«Восстановление дыхания»
(2 мин.) Занимательная страница (диск «Кирилл и Мефодий») про число 9 в 9 степени.
«Релаксация»
(2 мин.) (музыкальное сопровождение – успокаивающая музыка)
Какие вопросы темы все еще вызывают затруднения?
Какие трудные, непонятные вопросы удалось отработать на уроке?
Сравните свое настроение на начало и конец урока.
«Награждение победителей»
(2 мин.) Подведение итогов работы по оценочной карточке.
«Тайм – аут»
(3 мин.) Дополнительное задание: Установите закономерность составления квадрата:
1 квадрат - степени числа 2, расположенные по - порядку;
2 квадрат – в центре число 64 от него по диагонали, вверх - вниз, влево - вправо показатели степени с основанием 2 отличаются на 1, на 2, на 3, на 4.
Карточки-заголовки можно расположить на доске, указывая этапы работы на уроке.
Сбор участников кросса
Разминка
Марафонский бег
Бег на короткую дистанцию
Индивидуаль-ный забег
Финиш
Восстановле-ние дыхания
Релаксация
Награждение победителей
Тайм – аут
ОЦЕНОЧНАЯ КАРТОЧКА
Фамилия Имя_______________________________________
Домашнее задание
Устный счет
Диктант
Решение задач
Тест
Итог
За урок
За тест