Урок обобщения и систематизации знаний «Арифметическая прогрессия» 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Островского района Псковской области

Конспект урока по алгебре в 9 классе«Арифметическая прогрессия»

подготовила

учитель математики

Фадеева Любовь Анатольевна

г. Остров

2013

Урок обобщения, систематизации знаний по алгебре в 9 классе

(урок рассчитан на 2 часа)

Тема урока: «Арифметическая прогрессия»

Цель урока:

  • Oбеспечить повторение материала темы,

  • проверить усвоение определения арифметической прогрессии, знание основных формул арифметической прогрессии,

  • закрепить умение применять формулы при решении различных задач.

  • совершенствовать умение учащихся применять полученные знания при подготовке в ГИА по математике.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Устная работа.

  1. Какие из приведенных ниже последовательностей являются арифметическими прогрессиями, объясните свой ответ.

а) –2; 0; 2; 4; …

б) –5; 5; –5; 5; …

в) 2; 2,5; 3; 3,5; 4; …

г) 1; 4; 9; 16; …

д) 1;

е) 0; 10; 20; 30; 40; …

ж) а; а + 3; а + 6; а + 9; …

Ответ: а), в), е), ж)

  1. Являются ли следующие примеры арифметическими прогрессиями? Поясните свой ответ.

- последовательные натуральные числа,

- последовательность положительных нечетных чисел,

- последовательность отрицательных четных чисел,

- постоянная последовательность, например 5, 5, 5, 5,

Ответ: все примеры являются арифметическими прогрессиями.

На доске записаны основные формулы арифметической прогрессии, назовите, что это за формулы:

–Ответ: формула п-го члена

арифметической прогрессии.

ап + 1ап = d.

Ответ: Формула для нахождения разности арифметической прогрессии

Ответ: свойство арифметической прогрессии

Ответ: аналитическая формула арифметической прогрессии

Ответы: – формулы суммы п первых членов

арифметической прогрессии.

  1. Выполнение упражнений.

Задания на «прямое» применение формул арифметической прогрессии:

1. Является ли арифметической прогрессией последовательность, заданная формулой:

а) хп = 2п + 1;

б) уп = п2п;

в) zn = –64?

2. Найдите разность арифметической прогрессии:

а) 17; 13; 9; …

б) (хп), если х10 = 4, х12 = 14;

в) (уп), если уп = 3п – 0,5.

3. (ап) – арифметическая прогрессия, вычислите:

а) а7, если а1 = 1, d = –2;

б) а10, если ап = 17 · п – 100;

в) а12, если а1 = 0, а2 = 3.

4. Вычислите сумму первых n членов арифметической прогрессии:

а) Найдите сумму первых двенадцати членов арифметической прогрессии, если а1 = 16,5; d = –1,5.

б) Найдите сумму первых сорока членов последовательности, заданной формулой ап = 3п + 2.

в) Найдите сумму десяти первых членов арифметической прогрессии (ап), если а1 = 8, а7 = 26.

Задания на нахождение различных величин арифметической прогрессии при наличии дополнительных условий и ограничений, сводящиеся к решению систем уравнений, неравенств.

  1. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 4 и не превосходящих 300.

Решение: (ап) – арифметическая прогрессия;

ап = 4п, ап ≤ 300;

4п ≤ 300;

п ≤ 75, значит, п = 75 – количество таких чисел.

а1 = 4; а75 = 4 · 75 = 300;

S75 = = 11400.

О т в е т: 11400.

  1. Найдите сумму первых двадцати членов арифметической прогрессии (cn), если c7=18,5 и c17=-26,5

Решение: (сп) – арифметическая прогрессия;

с7 = 18,5; с17 = –26,5.

S20 = · 20; S20 = · 20 = 55.

О т в е т: 55.

Решение задач на применение арифметической прогрессии:

  1. Бригада стеклодувов изготовила в январе 80 изделий, а в каждый следующий месяц изготовляла на 17 изделий больше, чем в предыдущий. Сколько изделий изготовила мастерская в августе?

Решение: а1=80, d=17, а8=?

а81+d(n-1)

a8=80+17(8-1)

a8=199

Ответ: 199 деталей изготовит бригада в августе.

  1. При свободном падении тело прошло в первую секунду 5м, а в каждую следующую на 10м больше. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло его дна через 5 с. после начала падения.

Решение. а1=5, d=10, S5=?

а51+4d; а5=45.

S5=(a1+a5)·n:2; S5=(5+45)·5:2=125;

Ответ: 125м глубина шахты.

  1. При хранении бревен строевого леса их укладывают как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен?

img9

Решение. 1, 2, 3, 4,…,12. Это арифметическая прогрессия, где а1=1, d=1,аn=12. Надо найти n.

аn=a1+d(n-1); 12=1+1(n-1); n=12.

Sn=(a1+an)∙n:2; Sn=(1+12)·12:2; Sn=78.

Ответ: В одной кладке находится 78 бревен.

  1. Дифференцированная самостоятельная работа.

Учащиеся сами выбирают задания определенного уровня из предложенных и работают за партами самостоятельно, при необходимости обращаясь к учителю. После выполнения всех заданий, производится самопроверка. Выставляются баллы в соответствии с выбранным уровнем.

Базовый уровень (на «3»)

Пусть (вn) - арифметическая прогрессия;

1) в1=11, d=3. Найдите в11.

2) в1=137, d= -7. Найдите S10.

3) в43= - 208, d= - 7. Найдите в1.

4) в1=28, в15= - 21. Найдите d.

Задания на "4".

  1. Найти разность арифметической прогрессии: а1 = 12, а5 = 40

  2. Найти первый член арифметической прогрессии: а7 = 9, d = 40

  3. Число 29 является членом арифметической прогрессии 9, 11, 13,: Найдите номер этого члена.

  4. Найти девятнадцатый член арифметической прогрессии. а13 = 10, а20 = 38

Задания на "5".

  1. Найти аn, если а1 = 40, n = 20, S20 = 40 арифметической прогрессии.

  2. В арифметической прогрессии 59, 55, 51,: Найти сумму всех её положительных членов.

  3. Составьте формулу n - го члена арифметической прогрессии. а3 = 12, а10 = 40

  4. Найти сумму первых тридцати членов арифметической прогрессии (аn), заданной формулой n - го члена аn = - 2n + 8

Ответы к самостоятельной работе:

№ задания

Базовый уровень

На «4»

На «5»

1

41

7

-36

2

1055

-231

465

3

86

11

4n

4

-3,5

34

-690

  1. Итоги урока.

В ходе беседы с учащимися обсуждаются следующие вопросы:

- какие основные формулы необходимо знать при решении задач на арифметическую прогрессию?

- какие задания вызвали затруднения при решении?

VI. Домашнее задание: выполнить тест (тесты оформлены на отдельных листах для каждого учащегося).

Задание №1

Укажите пятый член арифметической прогрессии:6; 7; 8; 9; 10; 11; ...1) 112) 103) 84) 7Задание №2Укажите разность арифметической прогрессии:6; 6,1; 6,2; ...Запишите число:___________________________Задание №3Укажите члены арифметической прогрессии, заданной формулой an = 4n - 1:Выберите несколько из 4 вариантов ответа:1) -12) 73) 114) 13Задание №4Запишите четвертый член арифметической прогрессии, если a1 = 2, d = 3Запишите число:___________________________Задание №5Запишите шестьдесят первый член арифметической прогрессии, если а1 = 20, d = 1,5:Запишите число:___________________________Задание №6Найдите сумму первых восьмидесяти членов арифметической прогрессии, если a1 = 2, a80 = 58 :Запишите число:___________________________Задание №7Арифметические прогрессии заданы формулами n-го члена. Укажите те из них, у которых разность d равна 4.Выберите несколько из 4 вариантов ответа:1) xn = 4n - 92) xn = -4n + 13) xn = 2n + 44) xn = 38 + 4nЗадание №8Вопрос: В первом ряду кинозала 28 мест, а в каждом следующем на 2 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в ряду с номером n?Выберите один из 4 вариантов ответа:1) 282) 28 + n3) 26 + 2n4) 26nЗадание №9Дана арифметическая прогрессия: 20; 15; 10; … . Найдите первый отрицательный член этой прогрессии.Выберите один из 4 вариантов ответа:1) -52) 03) -104) -1Задание №10Вопрос:Дана арифметическая прогрессия: -50; -25; 0; … . Найдите первый положительный член этой прогрессии.Запишите число:___________________________

Ответы к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

0,1

2,3

11

110

2400

1,4

3

1

25

Список использованной литературы

  1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Алгебра 9 класс. – М.: «Просвещение» 2010 г.

  2. Ященко И.В, Шестаков С.А. ГИА 2013 Математика 9 класс. – М.:»Экзамен» 2013

  3. Семенов А.В., Трепалин А.С., Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика 2013., - М.:»Интеллект-центр» 2013 г.

  4. Под ред. Мальцева Д.А., Математика 9 класс. Итоговая аттестация 2013 – М.: «Народное образование», 2013 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: