Коммунальное государственное учреждение
«Меновновская средняя школа»
Восточно-Казахстанской области
Конспект урока по алгебре
в 7 классе«Тождественное преобразование рациональных выражений»
подготовила
учитель математики
Дерипаско Татьяна Александровна
г. Усть-Каменогорск 2013
Тема урока: «Тождественное преобразование рациональных выражений»
Цели урока:
образовательная - совершенствовать навыки действий с рациональными выражениями; формировать умения выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
воспитательная - воспитывать у школьников любознательность, чувство национальной гордости, патриотизма; создание положительного эмоционального фона на уроке;
развивающая – развивать интерес к математике и её истории, развивать внимание, учить проводить доказательные рассуждения, используя математическую речь; учить умению сосредотачиваться на учебной деятельности и предупреждать ошибки по невнимательности (развивать самоконтроль); развивать творчество учеников.
Этапы урока
1. Организация начала занятия. Сообщение темы и постановка цели.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
3. Закрепление знаний и способов действий.
4. Физкультурная минутка (развитие двигательной сферы, гимнастика для глаз).
5. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. (вариативное).
6. Подведение итогов урока.
7. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
– Здравствуйте, садитесь!
Я рада всех вас видеть.
Я знаю каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Мы вместе проведем урок!
2. Мотивация урока.
«Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»,- советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряжённого труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. И сегодня на уроке нам предстоит решить новую для нас задачу – научиться выполнять преобразование с рациональными выражениями. Ведь преобразование важная операция, с которой мы сталкиваемся на уроках математики.
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова Льва Толстого
«Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он думает о себе»
Сегодня на уроке вы будете работать в группах.
При работе можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.
Дать самому установку: «понять и быть тем первым, который увидит ход решения».
На уроке, ребята, надо быть исполнительными и ответственными за учебный труд.
Тема нашего урока: " Тождественное преобразование рациональных выражений "
Сегодня на уроке мы будем совершенствовать навыки действий с рациональными выражениями; формировать умения выполнять их тождественные преобразования.
Сообщение темы и постановка цели. (Слайд № 1)
Если мы откроем Большой Энциклопедический словарь, то сможем прочитать, что обозначает слово «преобразование». Итак, «Преобразование - замена одного математического объекта аналогичным объектом, получаемым из первого по определенным правилам».
В Толковом Словаре Ожегова читаем: «преобразовать - совершенно переделать, превратить из одного вида в другой, из одной формы в другую…, изменить к лучшему».
Объясните мне, пожалуйста, зачем нужна замена одного математического объекта аналогичным ему объектом?
(Выслушиваются ответы детей.)
Т.о. тождественные преобразования алгебраических выражений представляют собой набор методов, позволяющих быстро и легко упростить сложное выражение и привести его к более компактному выражению. Целью тождественных преобразований может быть приведение выражения к виду, более удобному для численных расчетов или дальнейших преобразований.
2. Актуализация опорных знаний учащихся
Ребята, давайте вспомним, какие тождественные преобразования мы знаем.
К тождественным преобразованиям относятся:
приведение подобных членов;
раскрытие скобок;
разложение на множители;
приведение алгебраических дробей к общему знаменателю.
(На этапе актуализации предложен кроссворд на повторение теоретических фактов, необходимых на уроке.)
На ваших партах лежат технологические карты урока, которые вам будут сегодня помогать работать. В карте на каждом этапе урока вы будете оценивать свою работу. Результаты работы будете заносить в личный оценочный лист.
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность, т. е. ваша активная работа на уроке. Обратимся к технологической карте. Предлагаю выполнить следующие задания:
1 Учебный элемент.
задание: Отгадайте кроссворд.
У каждого на столе лежит кроссворд. Такой же кроссворд нарисован на доске. В течение 5 минут вы должны его отгадать. В кроссворд впишите слова, как они произносятся в свойствах, в определении и т.д.
2
3
4
1
2
1
3
5
4
По горизонтали:
Равенство, верное при всех допустимых значениях входящих в него переменных, называется?
(Тождество)
Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их ______, а знаменатель оставить тем же.
(Числители)
При вычитании дробей с разными знаменателями, применяя правило, мы используем _____.
(Алгоритм)
Для нахождения общего знаменателя надо найти _______
(НОК)
Для сокращения дробей находим ______.
(НОД)
По вертикали:
Произведение двух дробей равно дроби, числитель которой равен произведению числителей данных дробей, а знаменатель – произведению знаменателей. Что это? ________
(Правило)
Разделить числитель и знаменатель дроби на общие множители, значит __________.
(Сократить)
Частное двух дробей равно произведению делимого на дробь, обратную _________.
(Делителю)
Что это: _______.
(Свойство)
А сейчас проведем проверку.
Без ошибок – 5.
1-3 ошибки – 4.
4-5 ошибок – 3.
Более 6 ошибок – плохо!
2.задание: Найдите соответствие между формулами.
а2 + в2 - 2ав а3 - в3
а2 + в2 (а – в) (а + в)
а2 - в2 ( а+ в)2
(а - в) (а2 + в2 +а в) (а + в) (а2 + в2 -а в)
а3 + в3 ( а- в)2
2ав +а2 + в2
2. Учебный элемент
Закрепление знаний и способов действий.
Рассмотрим примеры, включающие в себя все действия с дробями. Порядок их выполнения - такой же, как и с числовыми дробями. Существует два способа записи таких примеров:
1) «цепочкой» - для несложных примеров;
2) по действиям – для более сложных.
Цель этапа - организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. (Работа в парах)
задание: Выполнить действия и найти правильный ответ. (взаимопроверка).
2.задание:
Из готовых высказываний составить алгоритм преобразования рациональных выражений (работа в группе)
выполнить вычитание дробей
дробь умножить на полученную дробь
выполнить деление в (в скобках)
найти сумму дроби и частного
умножить полученную сумму на дробь
полученное произведение разделить на дробь
Критерии оценок:
6 - 7 заданий оценка «5»
4 – 5 задания оценка «4»
3 задания оценка «3»
Физминутка
Проведем небольшую зарядку.
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья предлагаю повторить
3.Учебный элемент. Цель: выработать навык преобразования рациональных выражений.
Задание для тестовой работы в трех уровнях.
1. Выполнить действия
Выполнить действия
Выполнить действия
Выполнить действия
Выполнить действия
Выполнить действия
Критерии оценок:
6 заданий – оценка «5»
5 заданий - оценка «4»
4 -3 задания - оценка «3»
4. Подведение итогов урока
Ребята давайте вспомним тему нашего урока.
Какие цели мы с вами ставили перед собой. Как вы думаете, мы достигли данной цели. Давайте вспомним, какими правилами пользовались при выполнении действий с дробями.
«Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто» французский инженер-физик Лауэ.
Чтобы мы с вами не смогли забыть, данную тему мы с вами в дневники запишем домашнее задание.
5. Информация о домашнем (вариативном) задании, инструкция о его выполнении
Даны 3 различных варианта домашнего задания, каждому из вас предлагается решить один из них по выбору (задания имеют «подсказку» - сложность задания).
6. Рефлексия
- Я внимательно наблюдала за вашей работой и пришла к выводу, что каждый из вас уже готов самостоятельно обдумывать способы и находить решения примеров по нашей сегодняшней теме. Поэтому я предлагаю вам провести рефлексию.
Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что тема урока была интересна, что хорошо и с пользой потрудились на уроке, узнали что-то новое, то нарисуйте себя на вершине высокой горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже.
Список использованной литературы
1. Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся. М.: Просвещение. 1997 г.
2.Миндюк М.Б., Минюки Н.Г. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре 8 класс. М. Изд-во "Генжер”. 1996 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://www.layoutsparks.com/