Внебюджетные фонды общая характеристика, функции, классификация.

Внебюджетные фонды: общая характеристика, функции, классификация.

1. Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Они являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания.

Государство мобилизует в фонды часть доходов организаций и населения для финансирования своих мероприятий: охрану здоровья, социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное обеспечение в случае инвалидности, по болезни, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предназначенных законодательством РФ о социальном обеспечении.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

Правовой основой образования государственных социальных внебюджетных фондов является, прежде всего, Конституция РФ и Бюджетный Кодекс РФ (БК РФ).

Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Большее число внебюджетных фондов находится в собственности государства и муниципальных образований, но является автономными. Они имеют строго целевое назначение и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное или местное значение, для осуществления которых бюджетных средств недостаточно и необходимы дополнительные финансовые ресурсы, мобилизуемые как в регионе, так и за его пределами.

Классификация:

В зависимости от целевого назначения они делятся на: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительные и др.

В соответствии с уровнем управления – на государственные и региональные.

В зависимости от периода функционирования – бессрочного, краткосрочного и долгосрочного действия.

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

▪            обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;

▪            добровольные взносы юридических и физических лиц;

▪            прочие доходы.

Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.

Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному или представительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

От уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды освобождаются:

1)       организации в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности;

2)       общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов таких организаций и организаций, единственным собственником имущества которых являются эти общественные организации;

3)       индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане; лица без гражданства, проживающие на территории РФ; частные детективы, занимающиеся частной практикой; нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности.

ПФ РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) – крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами. ПФ РФ был образован 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций:

  1. учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному

страхованию;

  1. назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по

инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

  1. назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан:

ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.

  1. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного

страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

  1. взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных

взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

  1. выдачу сертификатов на получение материнского капитала;

  2. управление средствами пенсионной системы, в т. ч. накопительной частью

трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при ПФ РФ сегодня аккредитованы 53 частные управляющие компании);

реализацию Программы государственного софинансирования пенсии.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);

  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);

  • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Работа негосударственного пенсионного фонда аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. НПФ осуществляют деятельность на основании Федерального закона N75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах».

5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных резервов по состоянию на 31.03.2009

  • НПФ Газфонд

  • НПФ Благосостояние

  • Ханты-Мансийский НПФ

  • НПФ электроэнергетики

  • НПФ Транснефть

Характеристика Фонда социального страхования.

С 1 января 1991 г. на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 г. 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). С 1993 г. ФСС становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Ныне ФСС представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. ФСС финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

Финансовые функции ФСС заключаются в:

  1. регулировании финансовых потоков;

  2. аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов системы

государственного социального страхования;

  1. обеспечении механизма дотаций региональных отделений Фонда,

нуждающихся в средствах для исполнения своих обязательств по выплатам нормативно установленных социальных пособий и компенсаций.1

В состав фонда входят:

  • региональные отделения, управляющие средствами государственного

социального страхования на территории субъекта РФ;

  • центральные отраслевые отделения, управляющие средствами

государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;

  • филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными

отраслевыми отделениями фонда.

В бюджет ФСС подлежат зачислению следующие доходы:

  1. налоговые доходы:

единый социальный налог – по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в ФСС РФ;

доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;

налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;

минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20 процентов;

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 5 процентов;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4 процента;

  1. неналоговые доходы:

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления:

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;

прочие поступления.2

Средства фонда используются на следующие мероприятия:

  • выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,

женщинам, вставшим: на учет в ранние сроки беременности;

  • выплаты на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня

ритуальных услуг;

  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или

инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия;

  • оплату путевок, проезд и питание работников и их детей в санаторно-курортных

учреждениях в пределах РФ или стран СНГ в случае отсутствия на территории России

аналогичных учреждений;

  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаторно-оздоровительных учреждений, имеющих лицензии на право занятия данными видами деятельности;

  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда, его текущей

деятельности и содержание аппарата управления фонда;

  • финансирование подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих

защиту трудовых прав работников и охрану труда;

  • проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;

  • финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального

страхования и охраны труда;

  • осуществление других мероприятий в соответствии с задачами и планами

деятельности фонда.3

Отделения ФСС созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

ФСС организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях ФСС перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Характеристика Фонда обязательного медицинского страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) является правовой, экономической и организационной основой медицинского страхования, направленного на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является частью государственного медицинского страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи и предоставлении ее за счет средств обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование строится на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверхустановленных программой обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет средств предприятий и личных средств граждан путем заключения договора между страхователем и медицинским учреждением, в котором устанавливается размер страховых взносов.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» принятый в 1991 г.

ФОМС делится на федеральный и территориальный, является юридическим лицом, самостоятельной финансово-кредитной системой.

Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:

  1. финансовое обеспечение установленных законодательством Российской

Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации;

  1. обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

  2. аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС:

  • осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности

территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

  • разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере

взносов на обязательное медицинское страхование;

  • осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование

финансовых средств Федерального фонда ОМС;

  • выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам

обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

  • осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами

Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;

  • осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за

рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

  • осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую

деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

  • вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию

законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

  • участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского

страхования граждан;

  • осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах

системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;

  • организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,

подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

  • изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по

вопросам обязательного медицинского страхования;

  • обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской

Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

  • участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в

международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;

  • ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской

Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.

В бюджет Федерального ФОМС подлежат зачислению следующие доходы:

  1. налоговые доходы:

единый социальный налог – по ставке, установленной Налоговым кодексом;

доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;

налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;

минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 2 процента;

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5 процента;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2 процента;

  1. неналоговые доходы:

недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления:

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

  1. прочие поступления.4

Средства ФОМС используются на следующие цели:

  • финансовое обеспечение медицинской помощи гражданам в соответствии с

законодательными актами РФ;

  • обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;

  • финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ;

  • обеспечение профессиональной подготовки кадров сферы медицинского

страхования;

  • финансирование НИР и развитие материально-технической базы учреждений

медицинского страхования;

  • субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий

оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;

  • оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

  • финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при

социально значимых заболеваниях;

  • оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных

бедствий, катастроф;

  • финансирование иных мероприятий в области медицинской помощи

населению.

ФОМС ежегодно разрабатывает бюджет и готовит отчет о его использовании, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом в Государственной Думе РФ.

Финансовые средства фонда, не израсходованные в истекшем отчетном году, изъятию из фонда не подлежат, не учитываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год и являются резервом фонда медицинского страхования.

Управление федеральным фондом медицинского страхования осуществляется коллективным органом — правлением фонда и постоянно действующим исполнительным органом — директором фонда медицинского страхования.

1 Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М.: 2003. – 225 с.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2009 г. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с., Гл. 17, ст. 146.

3 Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2007. — 486 с.

4 Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2009 г. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с., Гл. 17, ст. 146.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: